October 2, 2020

Недельная глава 6:12

Книга: И.Зорин "Игры в которые играют..."

Генератор случайных чисел выдает нам супер интересную главу Роли Манипуляторов-руководителей, страница 146

Для начала нужно пояснить о чем эта книга. Она про манипуляции людьми. Мне показалось интересным содержание, ну я и купил ее перед карантином, но так ее всю прочитал, потому что она мне показалось какой-то ужасно очевидной. Я не советую ее к прочтению, потому что, если эта тема интересна, куда лучше не приемы изучать, а психологию, чтобы понимать, почему один человек делает так, а другой человек вот так.

А так все манипулируют, хоть ты тресни.

Короче, нам выпала страница 146 и она про то, какие бывают манипуляторы-руководители и как с ними взаимодействовать.

Автор сразу пишет, что типировать руководителей довольно сложно, потому что хороший и яркий руководитель всегда разный и непредсказуемый. Непредсказуемость делает руководителя сильном, загадочным и харизматичным. Он может быть и "отцом родным" и "богом", и "судьей", и "своим парнем". Чем шире спектр ролей, тем лучше.

Любой руководитель - манипулятор. У хорошего руководителя на любую струну человеческой души найдется манипуляция. Манипулятор так подведет своего адресата к цели, что тот искренне будет считать, что это его собственное решение.

Князек

Такой тип руководителей контролирует все процессы, вверенные в его управление. Он может не знать каких-то деталей, но он знает у кого об этом можно спросить. Подчиненные "князька" ценят его за талант снизойти до их уровня. С ним можно обо всем поговорить. При этом он будет контролировать время, так как оно для него очень дорого. Иногда он может позволить себе фамильярность. Манипулирует подчиненными на струнах страха, патриотизма, справедливости вины и порядочности.

Генерал-самодур

Властный и надменный. Авторитарный. Рассчитывает на свою силу и энергичность. Любит порядок. Требует полного подчинения себе. Признает только свое мнение. Наказывает за любую самодеятельность. Манипулирует на чувстве страха, патриотизма или мужественности. Может брать на "слабо".

Серый кардинал

Тихий, скрытный, осторожный и умный. Серый кардинал почти не заметен. Но зато заметны его дела. Он может долго плести необходимые ему интриги. Он хитер, поэтому интриги ему удаются. Он хороший манипулятор. Манипуляции - его стихия. Часто вместо него управляет его имидж, это когда его самого нет, но есть ощущение, что он за вами наблюдает. Подчиненные не любят его за непредсказуемость, они его скорее боятся. Его ценят за профессионализм. Уходя оставляет ощущение недосказанности. Чаще всего манипулирует на страхе. Может играть на струнах порядочности, желания казаться значимым, брать на "слабо", в общем, все виды манипуляций.

Добрый папа

Такого любят и уважают. Но скорее не за доброту, а за справедливость. Такой руководитель любит своих подчиненных, относится к ним по-отечески. Ведет задушевные разговоры, может мягко поучить, может жестко поругать. Подчиненные воспринимают это норм. У такого руководителя есть свои любимчики и он может рассердиться на своих любимых подчиненных. Теперь он уже не так на него смотрит, не так здоровается и больше времени уделяет другим. Такой руководитель играет на чувстве ревности

Скользкий тип

Человек, который постоянно создает ситуации неопределенности. Он оставляет вопросы, заданные подчиненными, повисшими в воздухе. Все всегда как в тумане. От прямых вопросов уходит, уводит в сторону. Не показывает искренних чувств. Всегда одинаково нейтрален ко всему и всем. Подчиненные не любят его за его непредсказуемость. Избегает взгляда в глаза. Не торопится с принятием решений. Ждет, когда все выскажутся. Его сила в его мутности. Всегда снимает с себя любую ответственность. Манипулирует как угодно, лишь бы выходить сухим из воды.

Сказочник

Руководитель, который всегда говорит о светлом будущем, о том, как все будет хорошо. Постоянно рассказывает, как было хорошо, а будет еще лучше. Всегда подчеркивает свою значимость, потому что именно он будет проводником в мир светлого будущего. Пи-дабол, короче. Там еще текст какой-то, но суть понятна.

Трибун

Такой руководитель манипулятор всегда берет на слабо. Всегда про гордость и патриотизм. В его речи очень много пафоса и призывов к совести, например "Как вы могли так поступить? Вы же большие профессионалы!" или "Ну давайте, мужики, докажите, что есть еще удаль молодецкая". И так далее.

Потом, короче, автор сводит все это в таблицу и говорит, как кому противостоять на работе. Было бы логичным сюда эту таблицу вставить и я даже начал это делать, но потом увидел, что везде одинаковый набор "противодействия" манипуляции.

  • Контролируйте свои эмоции
  • Психологическое айкидо (мы про это говорили)
  • Уточнение
  • Мягкая конфронтация (кроме самодура)
  • Избегание

Короче, я вам вот что скажу. Все, что описал автор - существует, но человек на то и человек, что нельзя вот так четко каждого описать. Это не может описывать одного человека. Каждый из нас немного князек, немного самодур, немного серый кардинал, а эти пропорции так вообще, пздц уникальные. Я тоже руковожу людьми и я сейчас хз, кого увидят во мне мои сотрудники, когда прочитают этот глубокомысленный высер, но я и сам про себя могу сказать.

Искусство в том, чтобы быть разным для разных. Ты не можешь быть крутым руководителем, если всегда ведешь себя со всеми одинаково, потому что люди требуют к себе подхода. Да, манипуляции есть, потому что они с-ка есть всегда и в любых отношениях. Однако в правильной модели отношений "руководитель - подчиненный" во главу угла надо ставить уважение, доверие и нацеленность на результат.

Я, конечно, еще не какой-то там большой руководитель с огромным опытом управления миллиардами людей, но я работаю в почти на 90% женском коллективе и, поверьте мне, это то еще испытание. Вот, что я для себя вывел в роли руководителя:

  • Всем не угодишь. Всегда будут те, кто тобой не доволен. Это нормально. Если пытаться угодить всем - получится говно. Инфа 100%
  • Никогда нельзя совершать ошибку выжившего (основываться на неполных данных). Я однажды очень круто облажался и переругался со всеми директорами, потому что услышал только одну сторону. Никогда не принимайте решение относительно какой-то ситуации, пока не услышали всех участников конкретной ситуации.
  • Универсального типа управления не существует. Если ты хочешь, чтобы команда была крутой и эффективной, то ищи подход к каждому сотруднику. У всех свои личные мотивы, свой характер и взгляд на вещи. Подход, ептваюмать.
  • Я очень внимателен к деталям и тому, что говорят люди. Именно это помогает в нужный момент правильно дергать за нужные ниточки.
  • Если какой-то руководитель скажет, что у него все равны, то он сказочный пизд-бол. Любимчики есть всегда и у всех. Это абсолютно нормально. Так устроена наша психика. Мы больше любим "своих". Это нормально. НО есть момент. Есть правила игры и их никто не может нарушать. Однажды я получил "2" на физкультуре, потому что бегал в скейтерских кедах, тогда как мой друган, бегая в таких же, получил "5". Просто он был любимчик, а я нет. Вот так нельзя делать. Правила для всех должны быть одинаковыми, а ваше личное отношение - это ваше личное отношение.
  • Нельзя погружаться с головой в каждую проблему своего подчиненного. Иногда даже нужно сказать, что ты обязательно подумаешь и не подумать, потому что большое количество проблем являются какой-то ерундной, а не проблемой. Если пытаться решить все вопросы, то сотрудники перестают думать головой, ведь у них будешь ты, который все решит.
  • Я уже об этом говорил раньше, но я категорически против нахваливания людей для галочки. Если сотрудник сделал говно, то надо ему так и сказать. Да, он обидится, но я как считаю: нехер было делать говно. Я как-то не сразу к этому пришел, может еще передумаю когда-нибудь, но я хвалю сотрудников, когда они этого заслуживают, а когда не заслуживают - не хвалю. Это моя точка зрения, в книжках часто пишут про проактивность, мол, сначала похвали, потом мягко критикуй. Я не согласен, но это и не выглядит так, что я такой "Говно, переделывай, убожество, чтоб ты сдох". Нет, конечно. Я спрашиваю, почему человек решил, что то, что он сделал - это хорошо. Почему человек решил, что это не та задача, к которой нужно отнестись серьезно и так далее. Короче, люди не дебилы, все поймут. Сделали плохо - так и скажите.
  • Никакое управление не должно строиться на страхе и неуважении. Сотрудник должен, сука, ДОЛЖЕН ХОТЕТЬ идти на работу! О каких крутых результатах можно говорить, когда люди работают с неадекватом, который их запугивает и не уважает? Мы все действуем в интересах друг друга.
  • В коллективе есть общий результат. Круто, если в команде МЫ важнее Я. Это будет говорить о том, что руководитель просто ох-енный тип.
  • Главное для меня: нет ничего важнее, чем давать людям возможность чувствовать себя уверенно. Каждый имеет право на свою точку зрения, каждый может не согласиться

Короче, вместо выводов:

  1. Книга не очень интересная, но есть прикольные главы. Из 220 страниц я бы выделил где-то 20-30
  2. Автор описывает каких-то начальников-импотентов с адскими комплексами и тяжелыми травмами детства. Какое-то шоу уродов, а не типажи руководителей. Мне почему-то представляются такие мерзкие начальники мелких отделов в бюджетных организациях. Вас много, а я одна.
  3. Люди всегда манипулируют другими людьми, но в нормальном коллективе отношения не могут быть построены на манипуляции. Это тупиковый путь. Утопия.

Запомните главное:

Человек человеку человек. Прежде всего.

Шабат шалом.