Страхи и тревоги
October 10, 2018

Как справиться с тревогой перед выступлением?

Впервые я выступал перед большим коллективом врачей, когда работал в фармкомпании. Так сложилось, что ежемесячно медицинским представителям необходимо было проводить по 2 семинара в разных поликлинниках округа и 6 фармкружков для сотрудников аптек. Самыми массовыми были мероприятия в ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения). Но перед таким количеством людей, как в этот раз, я никогда не выступал.

Я готовил выступление по пакету препаратов компании, в которой работал. И моей задачей стояло донести до врачей не только перечень продуктов, но и основные их преимущества перед конкурентами. Со стороны покажется, что это так просто. Выучил и преподнес. Но тот, кто знает на деле, как это происходит, меня поймут. Первое выступление перед группой людей всегда на столько волнительно, что выбивает из привычного жизненного ритма.

До мероприятия чуть больше суток. Я слегка тревожусь, повторяю наизусть заученный материал. Иногда запинаюсь, забывая какое-то слово. Но меня успокаивает мысль о том, что есть еще время. Хладнокровно возвращаюсь к началу, несколько раз повторяя то, что забыл. Спустя час зубрежки, решаюсь сделать паузу и потом жалею об этом. Потому что пока учил, мыли о будущем выступлении меня не посещали. Тревога стала усиливаться по мере разворачивания фантазий на тему «как это будет». Знакомо вам такое?

«Вдруг подумают, что я некомпетентный?», «Заметят, что я волнуюсь», «зададут вопрос, на который я не знаю ответ?», «Вдруг, я забуду что-то и облажаюсь».

До выступления чуть больше 12 часов. Не могу уснуть, ворочаюсь. Мозг пытается найти оптимальный вариант развития событий, и это меня радует. А то, мне показалось, что он против меня. У меня даже получается раскопать в многотысячных складах своего опыта тот, который меня бы устроил. Но что-то идет не так, и привычный механизм обесценивания откликается мыслью, перечеркивая то, о чем так долго трудился мой мозг. «Подумаешь, сдал экзамен по оперативной хирургии самому вредному преподавателю!» «Вот, посмотри на того Диму! Он в свои 25 уже написал научную работу и выступил с ней на конференции перед сотнями людей»

«Нет! С меня хватит!» - думаю я. «Нужно спать! Иначе, я завтра буду похож на сонную муху»

Мозг не останавливался, пытаясь найти все-таки беспроигрышную комбинацию, но внутренний критик никак не унимался. Спустя какое-то время, я все-таки устал и уснул.

Не помню, о чем был сон, но проснулся я от противного и звонкого будильника, который заставил биться мое сердце быстрее.

До выступления оставалось 3 часа.

Завтракать не хотелось. Я быстро собрал свои вещи, оделся и выпив чашку кофе, выскочил на улицу. Пока прогревал служебный автомобиль, успел выкурить две сигареты залпом. От такого закружилась голова, но быстро прошла. Все это время я думал о предстоящем выступлении. Мысли крутились в голове роем разных мастей. То я думал, что у меня все получится, то вдруг закрадывалось сомнение: «Они будут сидеть и молча критиковать меня за мое несносное выступление. Второй вариант был более яркий, и перед ним меркли все мои прошлые победы и отмазки, типа: «А, подумаешь, конференция! Я же сам врач! Что они мне сделают? Врачи своих должны поддерживать!» Но тут же появлялось другое, повергая меня в какой-то ступор и делая меня еще беспомощнее. «Тем более. Я должен выступить идеально. Иначе, какой же я врач? Подумают еще, что я не заслуженно получил диплом и выгонят с позором из аудитории» Чем больше я пытался найти успокоительных доводов, тем сильнее сгущались тучи, делая мой новый опыт провальным. Я, конечно, был неврастеником, и это ни для кого не было секретом. Любой бы заметил мое излишнее волнение, даже тот, кто меня совсем не знал. И тут задача состояла не в том, чтобы держать лицо, а в том, чтобы справиться с излишним волнением и суметь донести основную информацию. Я уже молчу про идеального оратора, которым был озабочен мой внутренний «нарцис».

Всю дорогу я ехал в каком-то тумане и, честно признаюсь, даже не помню, как я добрался до места. До начала мероприятия оставалось пол часа. «Это ж так мало!» - подумал я. Мне нужно было осмотреть помещение, установить проектор и проверить, как будет работать презентация. «Прогнать бы еще раз заученный материал в пока еще пустом помещении», - размышляя, я пытался украсть из оставшихся пол часа хоть немного времени. В теле появилась какая-то дрожь, а в животе стало что-то урчать и кашлять. «Знакомое явление. Такое в последний раз происходило со мной в институте перед экзаменами» - подумал я, вспомнив симптом раздраженного кишечника из цикла по гастроэнтерологии.

«Только этого мне сейчас не хватало!»

Оставалось совсем мало времени, и люди в белых халатах стали заполнять зал. Было ощущение, что они не врачи, а голодные и злые существа, готовые в любой момент меня сожрать.

Я даже хотел сбежать оттуда, объяснив это тем, что мне, вдруг, стало плохо. Мозг продолжал прокручивать различные спасительные варианты, но ситуация оставалась неизменной. Меня трясло, пересыхало в горле, лицо было цвета давно не стиранных занавесок того помещения, где я находился.

И вдруг, откуда-то из глубин еще не отравленного негативщиной сознания, появилась здравая мысль.

«Зачем я здесь?» Это запустило цепочку рассуждений, которые увлекли меня и одновременно снизили амплитуду напряженного ожидания. «Нет, я здесь явно не для того, чтобы покрасоваться перед публикой и утвердиться в своем профессионализме. И не для того, чтобы меня похвалили на работе и сказали, что я молодец!»

Еще, я думал об увеличении продаж в том округе, который обслуживал. Но и это было не убедительно.

«Так вот в чем дело!» - обрадовался я. «Ведь я здесь для того, чтобы облегчить работу врачу, который ежедневно принимает пол сотни пациентов. Я здесь для того, чтобы помочь ему больше узнать об основных преимуществах нашего препарата!» «А еще, я верю в тот продукт, который продаю. Я уверен в том, что он действительно помогает, и это я смогу донести до моих коллег!»

«…моих КОЛЛЕГ?!» - удивился я. «Несколько минут назад я видел перед собой жестоких и беспринципных людей!» В тот момент со мной что-то произошло. Я изменился..

«Нет, это не я изменился, а мое отношение к ситуации», - мозг стал мне подсказывать. Он тоже был рад такой удивительной комбинации нейронных связей.

Некоторая тревога еще оставалась, но уже не так, как было раньше. Я успокоился и начал выступление. Мне было интересно делиться с другими своими знаниями и радовался вопросам, которые они задавали.

Лекция длилась чуть больше, чем я планировал. Но по ощущениям было понятно, что все прошло хорошо. Некоторые из врачей просили, чтобы я почаще к ним приходил рассказывать о препаратах.

Этот случай стал хорошим примером того, как не нужно себя вести перед выступлением. Если вы идете на сцену покрасоваться или доказать что-то кому-то, то лучше этого не делать. Такой подход к делу не принесет вам ничего хорошего. Люди хорошо чувствуют, когда им пытаются что-то навязать. Не пытайтесь выступать на публике ради своей какой-то выгоды. Делайте это ради тех, кто придет вас послушать!

Берегите себя!