October 15, 2008

О простоте и примитивности

[Простота ≠ примитивность] — эту формулу вывел не я, но мне тут сегодня подумалось…

Для друзей, думаю, не секрет, что я работаю с видео — это и моя работа, и мое хобби, и вообще i'm loving it! Страшно подумать, но на сегодняшний день это уже более 8 лет, из которых 3,5 я потратил, работая на телевидении…

А подумалось мне вот что: как-то сидели мы с моим хорошим товарищем, — бывшим начальником на моей первой телевизионной работе (он на телевидение убил почти 8 лет уже), — и разговаривали. И зашел у нас разговор о том, кто как учился видеомонтажу и т. п. Мимоходом вспомнилось, как я пришел устраиваться на работу — тогда еще студент, который притащил несколько своих «монтажных» работ, чтобы доказать, что на компе не только ресет нажимать умеет…

Разговор закончился, все разошлись, а я потом запустил свой компьютер, который уже сильно отличается от того, на котором делались те первые работы, и раскопал-таки эти самые работы… И знаете что? Я смотрел их и осознавал ужасную вещь… я деградирую! Эти работы — они простые — там нет каких-то очень сложных приемов или чего еще, — но они не примитивные! Я вспомнил рабочий процесс: когда сидишь и вглядываешься в видеоряд, каждый раз ища из тысяч картинок одну, которая идеально состыкуется с предыдущей, подгоняешь каждый кадр, пересматриваешь, снова подгоняешь и снова пересматриваешь — и так до тех пор, пока глазу уже не за что зацепиться… в перерывах смотришь импортные клипы и фильмы, ловишь фишки, анализируешь, разбираешь и… придумываешь свои! 7-15 секунд готового материала в день — великолепная производительность! 30-40 секунд готового материала в неделю — предел мечтаний! Все вылизано и даже спустя пять-семь лет смотрится уже совсем другим глазом на уровне…

Это вам не новости, где за два-три часа одному монтажеру нужно смонтировать от 10 до 15 минут видеоматериала (а то и больше иногда). Это вам не второ-, третье- и т. п. сортная «рекламко», где эти 20-40 секунд ролика должны быть готовы в течение дня-двух, так как там еще работы другой куча…

“What makes movie a movie? Is the editing” — этими словами начинается великолепный фильм по видеомонтажу в киноиндустрии “The Cutting Edge: The Magic Of Movie Editing”. И это так — съемки могут быть потрясающими, но если вы смотрите фильм и полностью поглощены сюжетом, а смена картинок вас не напрягает, — значит, работал великолепный монтажер — его работа должна быть максимально незаметна.

Вот и получается, что сейчас я делаю сложные, а местами — очень сложные вещи, но они… примитивные. Такой вот парадокс.

Но не писал бы я этого, если бы все было настолько плохо, как может показаться. На самом деле, контраст я почувствовал не только на основе прошлого, а, все-таки, на основе настоящего-будущего. Мы, все-таки разморозили проект, который сам собой заморозился и чуть было не погиб под рутиной посредственности, заменившей нам то, чем видео может быть.

И теперь — вечерами и ночами — я снова монтирую со скоростью 2-6 минут в неделю и в эти часы чувствую себя просто прекрасно!