November 5, 2018

Дефолт, послуживший тотальным крахом.

Расскажу вам теперь свою старенькую, но одну из моих любимых историй. На дворе был июнь 1998 года. Мне тогда было 23 и я еще был студентом. Уже третье лето подряд я занимался уличной торговлей игрушками. У меня было несколько точек в парках. Такие же точно до сих пор везде стоят, кстати. Шарики, мыльные пузыри, машинки и пр. Вначале у меня был друг компаньон, и мы с ним прекрасно работали. Деньги делили поровну, все делали вместе, и работали и отдыхали. Было весело, нам казалось, что мы зарабатываем хорошие деньги, особенно по сравнению с нашими сверстниками. Правда, о своих машинах мы могли тогда еще только мечтать.. В тот год я уже работал один, т.к. друг решил устроиться на постоянку в компьютерную фирму. И вот, как-то совершенно случайно услышал я по радио рекламу о предстоящем в августе крупном тусовочном мероприятии под названием Казантип. Этот фестиваль возможно до сих пор проводится. Кто не в курсе, это 3 недели непрерывных ночных тусовок на берегу моря, прямо на пляже. Куча известных диджеев туда съезжаются. Тогда это было в городке Щелково или Щелкино, точно не помню. Украина, в общем. А я в Питере.

И вот мне тут же во время рекламы мысль пришла. Что, если туда поехать и хорошо заработать. На машину, желательно, сразу) А заодно и отдохнуть, в море покупаться. Как я планировал заработать. Там ведь должна была быть куча народа, просто огромная толпа, порядка 50 тыс. человек. И все в одном месте и в одно время. Это отличный рынок, подумал я. А что продавать? Конечно, не мыльные пузыри. Нужен был совсем другой товар. И товар я этот уже видел в наших ночных клубах. Это были лазерные указки и светящиеся разноцветные трубочки (made in France). Трубочки ломались и загорались. Хватало их как раз на одну вечеринку, потом можно выбрасывать. Тогда 16 лет назад этот товар только появился на рынке, мало кто его видел. И вот я решил сделать ставку на этот ассортимент, надеясь что я буду там единственным поставщиком. На подготовку у меня был примерно один месяц. Нужно было найти поставщика, найти деньги, купить билеты, договориться с организаторами мероприятия... Куча дел. За деньгами я обратился к своему любимому кредитору - маме. И попросил у нее на эту авантюру три тысячи американских долларов. Большие деньги по тем временам были, кстати. Не то, что сейчас. Тогда на эти деньги вполне машину можно было купить. Ну а че, думаю. Дело-то верняк. Минимум еще столько же чистыми за каких-то 3 недели заработаю. Товар всем там будет нужен, это 100%. Я работал на всяких праздниках, типа пивных фестивалей или дней города. Народ в приподнятом алкоголем настроении все покупает, особенно что-то прикольное. С деньгами я решил вопрос.

С поставщиком оказалось сложнее. Это сейчас вбил в яндекс и все дела. Тогда еще яндекса не существовало) По крайней мере найти в интернете такую информацию было точно невозможно. А подойти к тому кто продает и спросить, не скажет, конечно. Все поставщики под секретом. Зачем лишние конкуренты. Бегал я по городу, спрашивал у своих поставщиков, где такой товар можно найти. Искал по объявлениям в рекламных журналах. Нашел, все-таки. Нашел, да в наличии мало оказалось. Я им, где еще взять, подскажите? Мне срочно надо, вот прям счас. Кому-то еще звонили, выясняли, мол, у нас тут крупный клиент, хочет много трубочек светящихся купить. Помогли. Деньги я "освоил" и с огромным тяжеленным чемоданом сел в поезд. Перед этим я еще пытался связаться с организаторами сего мероприятия, выяснить сколько им заплатить, чтоб у нас все официально с ними было. Но так ничего и не выяснил. Сказали, приезжай, там порешаем на месте.

И вот я еду с полным чемоданом товара, с билетом в один конец и с очень скромным денежным запасом. Со мной еще был паренек, старшеклассник. Он у меня подрабатывал, я взял его за компанию, и чтобы помогал там продавать. Таможню прошли нормально, никто не проверял, что в чемодане. Доехали, сняли квартиру в частном секторе. И за работу.

Сначала разыскал какого-то администратора, говорю ему вот приехал, хочу поработать у вас на мероприятии. Сколько вам отстегнуть, чтоб все нормально было. Ну он назвал какую-то смешную сумму, даже не помню. И хотя я даже не представлял еще как я буду торговать, я почувствовал некоторую уверенность, что все будет хорошо. В этот же день, когда мы приехали, вечером уже можно было начинать. Я пришел на пляж, где предстояла вся эта тусовка и увидел, что я приехал в правильное место. Все подготовлено очень круто. Огромные красивые сцены, лазерные установки, бары с пальмами и главное еще до начала я увидел толпы стягивающихся людей. Этот день был открытием фестиваля, а открытие, как правило, самый многолюдный день. Я прямо дрожал от предвкушения сколько я заработаю через несколько часов. Оставалось только понять как это лучше всего организовать. У меня ведь здесь не было торгового места, только чемодан с товаром, и все. Не из него же продавать. И тут меня осенила блестящая идея. А нафига мне самому-то продавать, лучше договориться с пляжными барами, и сдать им все на комиссию, иначе толпа меня просто растоптала бы. Я спустился к барам, поговорил с ребятами, которые там всем заправляли. Они посмотрели товар, да, говорят интересно, мы будем это продавать, тоже заработаем на этом. Я лихорадочно считал в уме по какой цене им отдавать, надо перевести закупку в долларах в их гривны, не ошибиться со своей прибылью, ну и чтобы конечная цена не испугала покупателей. Все несколько раз проверил, пересчитал, себя точно не обидел) Посмотрел по сторонам, понял что товар мой вне конкуренции. Только я его привез. Отлично, думаю, продавать будем по максимально возможной цене! Составили накладную, закинул им товар, они распихали его сами по 3 своим точкам. Бар - идеальное место продажи. Все пойдут за выпивкой, без нее же никак, а заодно мои прикольные трубочки возьмут поразмахивать в темноте.

И началось. Все шло по моему плану. Буквально через несколько часов после начала тусовки, я стоял на пригорке, пил пиво и смотрел вниз на пляж. Темно, музыка орет, огромная толпа народа в полном экстазе, и все буквально светится моими трубочками. Я офигел, просто. План сработал. На следующее утро я пришел в бар и попросил их посчитать остатки, ну и деньги забрать. Я даже не мог поверить, что у них так мало осталось. За одну ночь по каким-то невероятным ценам они умудрились продать больше половины всего что я привез. А еще ведь три недели впереди. Ну, ладно, думаю, отдохнем, деньги уже отбили. Все продадим и уедем. Но дальше конечно темпы продаж стали замедляться. Что-то мы полностью продали, что-то потихоньку уходило. В целом, все было ОК.

В чем тогда провал, спросите вы? А вот в чем. Все происходило когда. В августе 98 г. Молодые предприниматели, наверно, не помнят, что в этом плохого. Просто курс доллара слегка поменялся. Вместо 6 рублей, стал больше 20. К сожалению, гривны мне не удалось поменять на доллары. Банки, гады, знали, что намечается дефолт. И когда я все услышал по телеку и побежал в обменный пункт, было уже поздно. Доллары просто перестали продавать. Пришлось брать рубли, а потом по дороге домой следить как обесценивается моя прибыль на каждой остановке. Когда я вернулся, я понял, что прибыли у меня нет. О ��окупке машины пришлось забыть. Мне даже пришлось договариваться с мамой о некоторой "реструктуризации" моего долга, сошлись на каком-то там курсе, потому что покупать по новому к