October 23, 2018

Кейс #1

ИНФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ

Описание ситуации.

C переездом в Москву была главная задача – это обрести новые связи и деловые контакты. Для этого мы с командой использовали все необходимые способы: от конференций, до личных встреч. Одним из способов поиска потенциальных клиентов был популярный сайт для поиска работы.

Там нами было сделано резюме, после просмотра которого сразу появляется ощущение, что это не соискатель, а компания, которая занимается обучением сотрудников. И откликались исключительно на вакансии, где была указана возможность сотрудничества в проектом формате, другими словами на определенный период, а не в штат. Таких предложений было не более, чем 1 из 10. На мой взгляд странная картина, так как найти качественного бизнес-тренера в штат на среднюю ЗП – всегда задача из категории «нереально». И судя по многим компаниям, где вакансии висели на протяжении больше полугода, найти достойных кандидатов не смогли. Это, конечно, крайне расточительно со стороны бизнеса, так как время - порой чуть ли не определяющий фактор в бизнесе, и тратить на поиски нужного сотрудника несколько месяцев, это все равно, что со всего размаха пнуть тяжеленный кирпич и потом сразу бежать стометровку в надежде на мировой рекорд.

Так вот, один из будних дней мне поступает звонок на телефон. По разговору понимаю, что мои координаты появились у человека, как раз благодаря вышеупомянутому сайту по поиску работы. И чтобы не тратить ни свое, ни чужое время, сразу говорю, что рассматриваю сотрудничество исключительно на проектной основе и не могу себе позволить такой роскоши, как найм в штат. К слову компания занимается обучением и носит гордое название «VORONIN CLUB».

В ответ на свой вопрос слышу, что да, им интересны деловые взаимоотношения под проект. «Отличные новости», - думаю я про себя. Звонок был в пятницу во второй половине дня. Договариваемся на понедельник в 12 часов дня. Прошу прислать мне точные координаты офиса. В ответ получаю письмо с адресом и контактами сотрудника. Обычная деловая формальность, которая позволяет всем договоренностям сбыться. Как говорится: ничего не предвещало проблем.

Наступает понедельник. В 11:55 я нахожусь возле здания компании, в которой у меня назначена встреча. Набираю номер телефона, чтобы уточнить, как мне найти нужный офис. Далее наш диалог:

-       Добрый день, Анастасия!

-       Здравствуйте!

-       Мое имя Денис Федоренко, мы с вами договаривались о встрече на 12 часов. Я уже на месте, скажите, как мне найти ваш офис?

-       Эммм... А сегодня у нас встретиться не получится, мы перенесли встречу на завтра в 18 часов.

-       Интересно, а почему я об этом не знаю?

-       Ну я отправила вам письмо на почту сегодня в 9 утра.

-       А почему не позвонили, я почту каждый час не просматриваю.

-       Аааа... Это... Не нашла ваш номер. Но завтра мы вас ждем.

-       Да, спасибо, что предупредили, хорошего дня вам! (закипаю от злости в этот момент)

Вот такой короткий диалог с сотрудницей, которая отвечала за важную деловую встречу. И не придумала ничего лучше, как отмазаться тем, что не нашла мой номер телефона. То есть в пятницу, когда ей нужно было, она и номер отыскала и даже позвонить смогла, а в понедельник, когда планы изменились в одностороннем порядке, то звонить и предупреждать об этом уже необязательно. Достаточно просто отправить письмо неизвестно куда. Кстати, письмо на почте я так и не нашел. И есть большие сомнения, что его вообще отправляли. Готов поспорить, что нерадивый сотрудник по имени Анастасия просто забыла о переносе встречи и, когда услышала мой голос, то ее мозг смог придумать только такой вариант в качестве своего оправдания.

Кстати, об оправданиях. Это один из ярких базовых элементов среди «инфицированного» персонала компании, который точно скажет вам, что такие сотрудники в компании завелись. Причин оправданий всегда много, но самая распространенная – это безответственность. А к чему она приводит, думаю, рассказывать излишне. И да, вы можете не замечать такие вещи внутри компании или целенаправленно их игнорировать, но итог всегда будет один – проблемы и убытки. И у такого персонала есть особенность: они заражают и остальных сотрудников. Сначала линейных коллег, а затем и по вертикали, распространяя свой вирус как можно больше. Я видел примеры, когда за 3-5 месяцев коллектив превращался в такую биомассу, которую нужно было только вытравливать, так как лечению они уже не поддавались. Жестко? Возможно, но иногда только такие методы способны изменить ситуацию.

Решение.

Что такое «инфицированный» персонал и чем он опасен для бизнеса, мы разобрали. Теперь пришло время понять, как же предотвратить подобные явления.

Начинать всегда нужно с профилактики. Корнем всех подобных проблем, как правило, является слабый менеджмент. Другими словами, если руководитель в компании будет слабым звеном, то вышеизложенная проблема не заставит себя ждать. Достаточно пренебрегать первым золотым правилом менеджмента: «поставил задачу – проконтролируй выполнение», и вуа-ля, рано или поздно (скорее рано), сотрудники перестают делать акцент на поручениях руководителя.

Нет контроля – нет действия. Нет действия – нет результата!

Вроде бы банальные вещи, но в моей практике этим правилом пренебрегают 85% руководителей, наивно полагая, что сотруднику по умолчанию понятна эта функция. Нет, коллеги, это совершенно не так и само по себе не работает. Точка контроля – это обязательный элемент управления коллективом. Вы можете ставить даже самые тупые задачи, но только контроль даст вам обратную связь о том, насколько ваше поручение или задача были правильными.

В свое время я это правило усвоил через тонны проблем, которые появлялись из-за отсутствия контроля. Кто-то пишет про татуировки, а у меня оно выжжено раскаленным металлом. Больно, но действенно!

Итак, с контролем разобрались. И это будет хорошей профилактикой наряду с качественным развитием и обучением своих сотрудников. Если вы их не развиваете, то дружно деградируете всем трудовым коллективом. Про то, как развивать персонал, я расскажу далее в других кейсах. Там очень много важных элементов.

А теперь поговорим о том, что делать, если завелся в коллективе «зараженный» сотрудник. Тут все просто. Если его форма поддается «лечению», то есть исправлению, и он своими действиями не повлиял на остальной коллектив, тогда смело лечите: через разборы полетов, акценты в работе, увеличением контроля и т.д. Все эти методы призваны исправить причину. В большинстве случаев это помогает, если ситуация не запущена.

Если же стадия проблемы прогрессирующая и не поддается исправлению, а это заметно по остальным сотрудникам в ближайшем контакте с «инфицированным», то тут только хирургическое вмешательство. И желательно показательное для остальных. Возьмите себе за правило, если увольняете работника за системные проступки или за серьезные нарушения, то такое увольнение должно стать ярким уроком для остальных. Недаром в древние времена казни делали публичными: и шоу, и урок остальным.

Да, это все непросто, особенно, когда в группу казни попадают бывшие друзья-коллеги или родственники в бизнесе. В таких ситуациях решение принять сложнее в разы. Но выбор в любом случае за вами: либо вы «лечите» компанию и становитесь сильнее, либо закрываете глаза и продолжаете медленное угасание. К сожалению, многие выбирают второй путь. Но я в своей практике еще не встречал исключений. Ни разу!