April 15, 2013

Письма Бориса Натановича

Вообще-то, я думал, что потерял их - когда прошлой осенью, во время последнего своего пребывания в Питере, я разгребал свой архив перед тем, как раздать его фантлабовцам, Первушину и Бережному, я эти письма так и не нашел. Но когда я вернулся в Севастополь в октябре и снял как-то с полки вот эту книжку (кстати, это была вторая книга АБС, которая появилась в моей библиотеке; мне ее подарили на мой 14-й день рождения в августе 1975 года; первой же книгой годом ранее был 7-й том БСФ с библиотечным штампом и несколькими вырванными страницами, которые я затем вклеил, отпечатав их на машинке), и вот в этом-то "Полдне" между страниц эти письма и оказались - очевидно, я привез их из Питера несколько лет назад, сунул в книгу, да и забыл. Найдя письма заново, я тут же решил выложить их в свой ЖЖ, даже начал набивать... но тут, 19 ноября прошлого года, пришло печальное известие, и я понял, что не надо этого делать.

А вот сегодня я все-таки их выложу.

Письмо первое

Дорогой Андрей!Редакция "Авроры" переслала мне твое письмо. Спасибо за добрые слова о нашей работе.Это очень хорошо, что ты пробуешь силы в литературе. Даже если из тебя не получится писателя, такие попытки ничего, кроме пользы, не принесут. Напрасно только ты начинаешь с повестей. Советую для начала писать рассказы, а вот когда увидишь, что рассказы начали у тебя получаться, тогда уж садись за повесть.Библиографию ты составил очень полно, так что мне остается добавить лишь несколько слов. Во-первых, повесть "Должен жить" это просто сокращенный вариант повести "Стажеры". А во-вторых, такой повести "Новые приключения Александра Привалова" не существует. Есть повесть "Сказка о Тройке", где и в самом деле рассказывается о новых приключениях героев "Понедельника..." Не хватает также, по-моему, и каких-то рассказов. Но каких? Я и сам толком не помню - все-таки мы написали свой последний рассказ лет 12 назад. Помню, был у нас рассказ под названием "Чрезвычайное происшествие", а в твоем списке его нет.Просьбу твою прислать что-нибудь из наших книг я выполнить никак не могу. Ведь все перечисленные тобой повести вышли в свет больше пяти лет назад. Все, что у нас было, мы уже давным-давно раздарили друзьям и родным. Так что уж извини!Желаю тебе самых решительных успехов,с дружеским приветомБ.Стругацкий(подпись)20.04.1975Ленинград

Письмо второе

Дорогой Андрей!Я получил твое письмо. К сожалению, я в ближайшее время никак не смогу тебя принять. Я слишком занят сейчас, так что если бы ты даже и решился позвонить около моей двери, мне пришлось бы извиниться перед тобой, не пуская тебя через порог.Но я думаю, это не беда, что нам не прийдется познакомиться лично. Если у тебя есть ко мне какие-нибудь вопросы - пиши, ради бога, без всякого стеснения. Я всегда выберу время тебе ответить.Спасибо за библиографию. Теперь, по-моему, там есть все. И даже кое-что лишнее: "Белый конус Алаида" и "Поражение" - это, на самом деле, два разные названия одного и того же рассказа. А в остальном, все ОК.Желаю тебе всего самого хорошего,с фантприветом,Б.Стругацкий(подпись)31.07.1975Ленинград

О том, как я пытался в 70-х годах прорваться в гости к БНу, я уже писал однажды в своем блоге - здесь. Но теперь, когда письмо, упоминавшееся в том посте, наконец нашлось, я понял, что память меня все-таки подвела, и теперь я должен внести поправки - я вспомнил, что в 1975 году мы с мамой ездили в Ленинград дважды: сначала на зимние каникулы, когда я и произвел разведку дома, где жил БН, а затем уже в июле, когда я и попытался произвести свой неудачный набег. А когда в августе мы вернулись домой, мне и подарили на ДР ту самую книгу, в которой нашлись сейчас эти письма. Вот так странно закольцевалась эта история.

Письмо третье

Уважаемый Андрей!"Сказка о Тройке" опубликована в альманахе "Ангара" №4 и 5, в 1968 году. Тираж - 3 тыс. экз. "Улитка на склоне" опубликована: одна часть - в сборнике "Эллинский секрет", Ленинград, 1966; другая часть - в журнале "Байкал", №1,2, 1968.Повестей последнее время мы не пишем. Занимаемся, главным образом, киносценариями и инсценировками.Сборник "Неназначенные встречи" лежит в издательстве "Молодая гвардия" с 1972 года. По плану должен был выйти в 1974. Когда выйдет на самом деле и выйдет ли вообще, - неизвестно.Рассказ Вы придумали забавный. Но одного замысла мало. Важно, что получится на бумаге. Перефразируя классиков: "Путь на Парнас вымощен несостоявшимися произведениями с хорошей идеей".Желаю успехов,Б.Стругацкий(подпись)22.04.1976Ленинград

Сегодня Борису Натановичу исполнилось бы 80 лет.
Спасибо Вам, Учитель, за всё, что вы сделали! Но прежде всего - за честность, за мудрость и за то неприятие лжи, подлости и насилия, которые вы воспитывали в нас, своих читателях и учениках, и своими книгами, и личным примером.