March 3, 2022

Как решить: улететь, или остаться? О том, как эмоционально запроцессить это сложное и срочное решение.

Друзья,

Надеюсь вы и ваши близкие в безопасности. Желаю, чтобы так это оставалось и прежде.

Многие принимают решение:

- Остаться

- Улететь

Эта статья о том, как принять это решение самостоятельно. В ней будут встречаться аргументы за вылет из страны, но фокус не на них, а именно на процессе выбора в условиях неопределенности. Я верю, что именно это будет наиболее ценным.

(Улететь ≠ переехать. Можно улететь на пару недель, месяц, или три — и наблюдать за развитием ситуации со стороны, из безопасного места. Но как знать: может оно и затянется)

Я заметил, что кто-то смог принять это решение быстро.

Мне потребовалось два часа.

Кому-то потребовалось несколько дней.

Кто-то до сих пор в растерянности — и не знает, что делать, потому что всплывают разного рода сложные обстоятельства (семья, питомцы, оффлайн-проекты, и т.д.), и связанные с этим эмоциональные переживания.

В этой статье я поделюсь тем, что, на мой взгляд, мне помогло определиться для себя так быстро. Я поделюсь мыслями о том, как можно посмотреть иначе на сложные обстоятельства — и как запроцессить тяжелые эмоции.

Раньше я думал, что ключевое в принятии решений — это рациональный подход, взвешение за и против, и тщательный анализ ситуаций. Сейчас я верю, что ключевое в принятии решений, особенно сложных и срочных — это процессинг эмоций. Ваш эмоциональный интеллект способен принять решение, но только если ваш EQ не будет «закупоривать» что-то тяжелое: страх, горечь, злость, стыд и чувство вины — а это то, что сейчас всплывает у многих людей. Если же запроцессить эти эмоции, и переварить их — решение о переезде можно принять из состояния внутренней свободы, позволив своей психике корректно учесть все эмоции.

Переезжать или нет — решить это исключительно на уровне мыслей невозможно.

Множество исследований в области психологии показывают: мозг способен рационально обосновать практически любое решение. Эмоции подталкивают нас к одной из опций — а мысли, зачастую, идут уже следом. И если уйти целиком в думание — можно долго ходить кругами, и ни к чему в итоге не прийти.

Особенно сложно что-то решать, если всплывают тяжелые эмоции. Страх, горечь, злость, стыд и чувство вины — все то, что сейчас всплывает у большинства людей — эти эмоции блокируют способность думать ясно, и не дают сосредоточиться на главном.

Что делать с тяжелыми эмоциями?

Отвлекаться, чтобы не испытывать эти эмоции — это плохая идея.

Погрузиться в чтение новостей и сбор информации — еще хуже.

Что поможет? Решить что-то значительно проще, если перед этим запроцессить связанные с этим тяжелые эмоции. Честно переваривать их. Проживать, и отпускать. Быть с ними в моменте, ощущать их в теле, и давать им там бурлить: так, как им это надо. И наблюдать — без осуждения, без мыслей. Сколько потребуется.

В этом будут полезны любые телесно-ориентированные практики. Полезны медитации с фокусом на тело. Полезно стояние на гвоздях. Полезна практика отпускания эмоций (у меня о ней есть два видео: короткое и длинное), ее я рекомендую особенно сильно. Но даже просто перенести внимание с мыслей на тело, и побыть в телесных ощущениях — уже это помогает переваривать тяжелые эмоции. Хотя бы спорт или баня, да черт возьми — что угодно, что поможет вам направить внимание в тело, а не в подпитку тревожных мыслей.

А теперь — конкретные примеры.

Я столкнулся с дилеммой улетать или нет в воскресенье 27 февраля. Я был на Холодке (аналог Burning Man в России), и полностью выпал из информационного поля. Зайдя в свой номер чтобы хотя бы немного отдохнуть от происходящего безумия, я открыл телеграм, и увидел тревожное сообщение от друга. Он коротко резюмировал ситуацию, порекомендовал улетать, и написал: «пронесёт — замечательно, считай отдых был; нет — жизнь спасём».

И вроде да: в то время билет до Стамбула стоит 20 тысяч рублей, и я как раз планировал слетать в Турцию в марте. Но когда я начал обо всем этом думать, меня накрыл сильный страх. Я достал свою доску Садху (с ней можно гораздо глубже погружаться в тяжелые эмоции), и стал исследовать свои переживания. За час стояния на гвоздях я прожил интенсивный страх на тему физической безопасности (риск всеобщей мобилизации, риск серьезного экономического кризиса, уход страны за железный занавес, и т.д), горечь из-за того, что вся наша привычная реальность рушится (даже пошли слезы на эту тему), злость, что конкретные люди создали эту ситуацию, желание посоветоваться с авторитетными для меня фигурами, и переложить на них принятие этого решения, и стыд за это желание (стыд, который собственно и мешал осознать это желание). И много других штук, которые я бы смог раскрутить и прожить и без стояния на гвоздях — просто на гвоздях это происходит в разы быстрее.

(Думаю, могла бы еще помочь сессия с терапевтом — но тут возникает риск попасть под его мнение. Иногда лучше побыть терапевтом для самого себя, и под давлением, кстати, это получается значительно лучше)

В конце концов, пройдя сквозь все эти слои эмоций и прожив их, я увидел для себя кое-что, с тех пор ясное для меня как день — фундаментальную потребность в безопасности. И желание позаботиться о себе, обеспечив эту безопасность. И понял, что я не буду чувствовать себя в безопасности в России, пока происходят все эти события, до тех пор, пока уровень неопределенности столь высок. И решил уехать. Хотя бы на неделю, а там посмотрим. И это было решение, принятое из внутренней свободы — и с того момента я все делал в максимально спосокойном состоянии, в потоке, и с минимум шероховатостей. Сейчас я чувствую три основные эмоции — отвагу, доверие, и радость, на фоне которых периодически всплывает горечь и злость из-за обещй ситуации. Так же чувствую желание как-то помочь тем, кто улетает из страны — или думает об этом. Географически я сейчас в Стамбуле, и в воскресенье еду в Каш.

Один мой друг столкнулся с тем же: его накрыли сильные эмоции. Но поскольку он тоже глубоко в телесных практиках, он позволил себе прожить все эти эмоции, с полным их принятием. Ему было горестно от того, что в Москве ему предстояло несколько классных проектов, которые требуют оффлайн-присутствия. Ему было страшно терять социальные контакты в России. Ему было страшно терять оба источника дохода, которые тоже были завязаны на оффлайне в России. И многое другое. При этом перспектива оставаться в стране, которая может завтра превратиться в Иран или Северную Корею, его пугала ничуть не больше. С этим всем очень легко уйти в панику. Но поскольку мой друг в отличном контакте с телом и эмоциями, он дал себе все это прожить и осознать, и уже из более ясного, свободного состояния, он принял решение: улететь из России вместе со своей женой.

Но у меня есть так же и подруга, которая метается в панике: в этом состоянии она взяла билеты, перепутав даты. Потом поняла, что нет загранника. Потом поняла, что не хочет улетать. И так далее. В состоянии паники сложно не только принять решение, но и сложно нормально его реализовать.

Многие проваливаются в какую-то апатию и смятение. Это, по сути, перегруз тяжелыми эмоциями. Сделать что-то конструктивное из апатии и смятения крайне сложно — и решение «остаться», сделанное из этих состояний, не учтет всего того, что реально происходит в психике. По сути это «зависание» системы, и чтобы эмоциональный интеллект снова включился, нужно дать себе прожить эти эмоции, честно и в полной мере. И отпустить.

Я не хочу давать в этой статье какие-либо рациональные рассуждения или аргументы. Уверен, что у вас и так достаточно информации — возможно, даже слишком много. Все мои подписчики отлично умеют анализировать данные, но затык не в этом. Основной «bottleneck», который я вижу сейчас у большинства людей, это трудности в совладении эмоциями — попытки их игнорировать, обесценивать, подавлять, или банальная перегрузка. То, из-за чего остается функционировать лишь IQ, без поддержки EQ.

Если вы знаете кого-то, кто пытается для себя разобраться: улетать или оставаться — постарайтесь не грузить их мнениями и дополнительной информацией. Лучшее, что им можно дать, это свое любящее присутствие, с полным принятием — и вопросы, которые помогут им выйти из головы, и обратить внимание на непосредственные переживания. «Что ты чувствуешь по этому поводу? Какая эмоция стоит за этим?» — и так далее.

(А информации о релокации много. Есть чаты: https://t.me/c/1728714709/11079 — есть статьи: https://mailchi.mp/getkit.news/nightinlisbon)

Главное — избегите искушения уйти в обсессивный сбор данных и чрезмерный анализ. Желаю вам внутренней свободы, легкости в принятии сложных решений, а самое главное, безопасности — вам и вашим близким!