November 2, 2018

Для всех униженных и оскорбленных

Так, пацаны и пацанессы, щас будет очень важная идея. Рассаживаемся по местам и слушаем с восхищением и обожанием своего сенсея. Для пущего эффекта настоятельно рекомендуется слегка приоткрыть рот и заставить свои глаза поблескивать от заинтересованности

Оглавление:

0. Введение

1. Лени не существует

2. Если не можешь решить проблему - поменяй свое отношение к ней

3. Этология — охуенная тема (и психология тоже)

0. Введение

В общем. Когда я чистила зубы, мне в голову пришла гениальная идея: надо порефлексировать о жизни, о депресси и о своей прокрастинации (отныне и на все века хочу избавиться от слова лень). Моск на эту идею отреагировал положительно и начал активно набрасивать говно на вентилятор. Так я начала думать. 

1. Лени не существует

Я очень много лежу и ничего не делаю. Могу целый день спустить в скроленье ленты твиттера, в просмотр сериалов/мультиков, в общем, могу целыми днями (т.е. такое у меня может неделю длиться) ниче не делать, не могу собраться мыслями; не могу адекватно распределить свое время, красиво разложить на неделю дела и еще более красиво их выполнять без мыслей «Ой, да, ладно, лучше мемасы посмотрю». Как я хорошо помню из одной статьи в вондерзине - это, то, что в народе называется лень и за что люди активно шеймятся в обществе, а на самом деле, это какой-то тревожный звоночек от нашего моска, пытающегося обратить наше внимание на то, что что-то идет не так, что в нашей жизни что-то не в порядке. Возможно, дело в том, что мы занимаемся какой-то ненужной и неприятной нам деятельностью. Возможно, нас не устраивает наше окружение. Возможно есть еще какие-то очень важные проблемы в нашей жизни, которыми мы очень не хотим заниматься аж на таком уровне, что не хотим осознавать их. Но даже в таком неосознанном состоянии эти проблемы ебашут по нам с невозможной силой. И вот мы, не хотящие что-то решать, но при этом обремененные необходимостью активно жить, действовать, делать дела и принимать решение, начинаем крайне глубоко прокрастинировать.

Когда я поняла эту милую особенность, я начала задумываться, что же в моей жизни не так; что же мешает мне настолько, что я хочу лежать и плевать в потолок, попутно неистово оруя с мемом. И это при всем при том, что я всю жизнь пахала (экстремально интенсивно училась) и без этого просто не представляю себе счастья. Конечно, задачу я перед собой поставила совершенно космическую: порефлексировать, выдрать из себя вот этими вот ментальными руками из своего ментального тела все те проблемы, которые накопились во мне за все 20 годочков моего жалкого существования. Результаты вышли очень и очень интересными, но сейчас не о них. Собственно, с такой вот установкой я жила достаточно долго: где-то с апреля этого (2018) года, т.е. почти полгода. Но, как известно, выявить проблему — это еще ничего. Эту проблему еще и решать как-то надо. И вот тут уже я встретилась с очень большими проблемами: я без понятия, как решать свои проблемы.

И вот сегодня благая весть спущена была мне херувимом розовощеким.

2. Если не можешь решить проблему - поменяй свое отношение к ней

Нет, эта известная всем и каждому установка не стала для меня божественным откровением. По крайней мере, сегодня. Когда-то давно, наверное, на втором курсе, когда мы проходили политическую психологию и я с жадностью впитывала знания о том, как можно манипулировать индивидуальным и массовым сознанием, я поняла истинное значение и абсолютную правдивость этой установки: «Если не можешь решить проблему - поменяй свое отношение к ней». Правда, я как обычно поняла и ничего с этим не сделала. Озарение пришло ко мне в прошлом ноябре, когда я ехала в Питере в автобусе, тупо смотрела через лобовое стекло машины на сырую сумеречную питерскую действительность. Тогда я поняла, что я слишком много жалуюсь, всегда вижу исключительно проблемы, препятствия и никогда не хочу видеть возможности.

Т.е. я постоянно ругала Россию, всегда жаловалась на то, как здесь плохо, какие тут ужасные люди, власти, реалии и возможности, что будущего нет и надо валить нахрен отсюда, пока есть еще возможность. Сейчас я понимаю, что это было вызвано тотальным нежеланием хоть как-то снять свои розовые очки, сбросить свою закостенелость и посмотреть на вещи в их реальном воплощении, а не в надуманном мной. Оказалось, что Россия - это действительно страна возможностей. Только чтобы пользоваться этими возможностями, нужно быть чуть похитрее, нужно быть человеком чуть более проницательным, вдумчивым и прозорливым. И оказалось, что чтобы пользоваться этими возможностями, не придется поступаться своими принципами; просто я почему-то думала, что мои принципы подразумевают только одну модель поведения: прямые действия, атака в лоб и по лбу, исключительная честность и прямолинейность. И это при всем при том, что я всегда сетовала на российскую оппозицию, ругая ее в том, что она собирается бороться с системой в своем собственном придуманном мире по своим собственным придуманным правилам; а это так не работает: хочешь бороться с чем-то господствующим — понимай принципы этой системы и используй их в своих собственных целях.

Таким образом, я пришла к абсолютно гениальному выводу:

безвыходных ситуаций не существует. Просто существуют выходы, которые нам кажутся слишком сложными и затратными или которых мы не видим в следствие нашей зашоренности и ограниченности наших информационных ресурсов и реальных возможностей. Поняв это, я и поняла этот принцип: «Если не можешь решить проблему - поменяй свое отношение к ней».

Его можно расшифровать как: «Существует миллион возможностей и несчетное количество различных вариантов исхода событий; тебе необходимо понимать это. И если ты хочешь решить проблему сущностно, то тебе необходимо подумать головой и сопоставить это огромное количество возможностей и вариантов с твоими целями и принципами». Т.е. жить в России можно, просто для этого требуется немного по-другому взглянуть на происходящее в стране и поменять свое отношение к этому. Не «Боже, как мне все это достало, какие же здесь все терпилы тупорылые», а «Так, ну, мы помним теорию ограниченной рациональности и заветы любимой научницы. Все они говорят о том, что люди у нас нормальные, просто условия такие в стране, что люди ведут себя так как ведут. И страна у нас очень интересная. И потенциал у нее роскошный, вон, посмотри, сколько примеров есть, когда поменялось отношение к людям российским, а они и стали более трудолюбивыми и приятными».

Этим же правилом я пользовалась, когда пыталась понять, как мне такой сложной и (не)много приебнутой общаться с людьми и вообще реализовывать себя в обществе: я перестала думать о том, что все тщетно и тленно и что меня ничего хорошего не ждет, а люди меня никогда не поймут и я никогда не смогу себе найти друзей в Мск; я приняла и (постоянно рефликсируя и вытягивая новые особенности) продолжаю принимать во внимание все мои особенности, сопоставляю с тем, что мне может предложить общество и что я могу поменять в себе, что будет некритичным для существования моей личности, но при это поможет мне приспособиться к требованиям, учет которых необходим для достижения моей цели.

  • Всегда есть выход из ситуации. Есть множество выходов из ситуации. И если ты не видишь их, значит, ты неправильно думаешь и не видишь всей картины, ты не видишь реальности. И для того, чтобы начать видеть эти выходы не обязательно изменять себе и своим принципам. Просто нужно выйти за рамки, поставленные самим собой; просто нужно по-другому взглянуть на ситуацию, поменять свое отношение к происходящему.

3. Этология — охуенная тема (и психология тоже)

Итак, две предыдущие главы были очень важным введением в философию моей жизни. Я уверена, что без тех двух принципов невозможно правильно понять идею, которую я хочу изложить в этой главе.

So, выше я говорила о том, что я абсолютно гениальным образом насчупола механизм выдергивания на божий свет своих проблем, коплексом, страхов и прочих прелестей жизни, но при этом совершенно в ус не дула, как эти проблемы решать, че с ними делать и как дальше идти по жизни. Да, я поняла одну очень важную установку: «Если не можешь решить проблему - поменяй свое отношение к ней», которая помогла мне в свое время не умереть от депресси по поводу того, что в России полный пиздец и я не смогу себя здесь никаким образом реализовать. Собственно, после этого важного шага остались, как говорится мелочи: а как вообще себя реализовывать в таком случае? Типа, окей, возможностей и вариантов куча. Я даже вижу ориентир по жизни, по вот пароля я как-то совсем не разумею.

Пароль для меня - это выход из депресси, попытка избавиться от ебущих мне моск всю мою жизнь тревожности и СДВГ; это избавление от очень больших внутренних проблем и противоречий, которые не дают мне двигаться вперед, даже при учете намеченного жизненного пути и целей по жизни.

И вот, сегодня утром я додула в ус.

По совершенно удачному стечению обстоятельств, вчера я была уверена, что познала жизнь и мир, что я поняла, почему все в мире происходит, как происходит и начала собирать чемоданы и выбирать подходящие тибетские буддистские монастыри. Чисто по-фану я решила все-таки прочекать некоторые «шероховатости» моих теорий о сути мироздания. И случайно решила почекать еще кое-что.

Здесь нужно немного прояснить один момент. В настоящее время (где-то с конца первого курса, т.е. с тех времен, когда я начале неиллюзорно пригорать с демократии и полит.философии; до сих пор горит с Руссо и Роулза) я истерически, в состоянии полной агонии и непрекращаегося безумия пытаюсь выработать собственный подход для понимания политических процессов, для их объяснения, прогнозирования и для перестройки существующих социальных систем. В основу всего этого безумия я решила положить когнитивные науки и этологию (биологию поведения) человека, а также какие-то основные, центральные концепты современной социальной теории. С тех пор я все это дело изучаю. Если с когнитивными науками я справилась на данный момент (т.е. взяла от них, все, что нужно и слежу дальше за совершающимися открытиями, которые пока не выходят за пределы доминирующего в нейронауках детерминистского подхода), то вот со всем остальным я пока еще не совсем разобралась, но основные идеи и важные теории уже нащупала. В данный момент я оч активно увлекаюсь этологией и пытаюсь изучить базовые концепты социальной теории, которые, как оказалось, прошли мимо меня благодаря фундаментальному, мать его, МГУшному образованию. Ну да ладно

Вчера ночью, приблизительно около полуночи, я вспомнила, что у меня в четверг назначена беседа с научницей и что мне вообще-то необходимо как-то устаканить и более четко оформить свои гипотезы и идеи. Я решила немного почитать и понять, к какому течению научной мысли мне вообще можно себя отнести. И в результате этих поисков я обнаружила разгромные и очень крутые статьи МГУшного биолога, который разбивал на части социобиологию и склонялся ко мнению, что более полно и красиво все описывает сравнительная этология. Ну и так, слово за слово, я получила когнитивный диссонанс и половину ночи рефлексировала и нещадно разбивала свои собственные концепты и идеи, заставила себя вернуться к истокам и вообще я, по-моему, сделала из себя ментальную котлету. Давно я себя так не поносила и раздавала таких красочных люлей за ошибки в методологии и фактологии.

И вот (господи, да-да, мы все ближе к сути), в процессе чтения нескольких статей я заметила одну очень важную вещь. Процитирую [1]:

«Все поведенческие механизмы в первом приближении можно поделить на инстинктивные и выученные – выработанные опытом, с участием прямого или опосредованного обучения, либо собственной рассудочной деятельности. <…> Так или иначе, отслеживать вышеназванные изоморфизмы полезно для понимания связи биологического и социального. Независимо от того, идёт речь об общественной жизни людей или о социальности животных, ибо первая не возникает в готовом виде, как Афина из головы Зевса, а преемственно развивается из предшествующей социальности предковых видов приматов, которая в процессе антропогенеза постепенно усиливается и всё больше берёт под контроль «биологическое» ».

Опустим тот момент, что сегодня утром я осознала, что самый главный свой вопрос: «Что же руководит поведением человека: биологическое или социальное», я теперь могу обоснованно свести к вопросу: «В каких ситуациях и формах у человека проявляется приобретенное, а в каких - врожденное и есть ли это вообще. И почему все именно так, а никак иначе». МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ

Совершенно нельзя упустить из виду еще один очень важный момент. Как-то раз, в одном замечательном паблике я прочитала несколько статей про внутреннего родителя.

Самое сочное из них [2], [3]:

«У всех нас есть Внутренний Родитель.

Он - наше НАДО и ПРАВИЛЬНО.

Родителю безраздельно принадлежит:

а) ваша САМООЦЕНКА;

б) знание о том, как НАДО, как ПРАВИЛЬНО и что вы ДОЛЖНЫ;

в) осознание того, ДОСТОЙНЫ ли вы: жить, быть счастливым, самовыражаться;

г) все аспекты НАГРАД и НАКАЗАНИЙ.

<…>

Внутренний Родитель творит всякую дичь из-за того, что он - это микс из реальной мамы и других значимых людей в вашей жизни.

Обычно - весьма диковатый и хаотичный.

Это так ВСЕГДА, за исключением случаев, когда вы сознательно, во взрослом возрасте, меняли своего Внутреннего Родителя. Например, в терапии, или самостоятельно работая над собой.

<…>

Плохая новость. Вытащить Мамку из головы не получится. Внутренний Родитель - незыблемый аспект личности.

Но! можно вытащить из этого Родителя устаревшие интроекты, усвоенные "надо" и "должен", которые только мешают вам жить счастливо.

<…>

Потому что дефолтный способ формирования личности - просто всосать в себя детскую ситуацию развития и использовать её до конца жизни.

А для того, чтобы освоить новый сценарий для привычных обстоятельств, нужен специальный инструмент: он состоит из осознанности, критического мышления, мотивации к изменениям, знаний, умения контейнировать эмоции и многого всего другого. И этот инструмент мало у кого есть, его надо отдельно тренировать».

И вот, сегодня с утра, чистя зубы, смотря на свое роскошное аристократическое лицо с бледной кожей, немного впалыми глазами и щеками (спасибо за забывание покушать и за сбитый режим дня из-за сна по 10 часов, депресся), я решила подумать о том, почему я делаю так, как делаю. Я вспомнила, как читала одну оч годную статейку, в которой говорились о том, что заставлять себя делать что-то — это заведомо проигрышный вариант. Что ты вскоре устанешь от этого и вообще потеряешь мотивацию делать хоть что-то (мотивационный принцип «Делай, потому что так надо, вот почему» — самый плохой, ай гесс). Жить нужно вкайф, делать что-то нужно вкайф, а не потому что «так нужно и это не обсуждается». Я очень удивилась тому, что помня об этой вот статье, я все равно продолжаю заставлять себя что-то делать; я приказываю себе и вообще отношусь к себе достаточно жестко. И все это при том, что я знаю, что такие методики мотивирования, не говоря уже про самомотивирования, исключительно неэффективны.

В этом момент моск внезапно решил напомнить мне про Внутреннего родителя и про дефолтный способ формирования личности. Я начала вспоминать, как обычно меня пытались замотивировать родители и вообще взрослые (в основном все было в приказном порядке, потому что со мной было достаточно сложно договориться, как и сейчас, в принципе); попутно вспомнила, что у меня тащемта нарциссическая травма. И как-то все это очень красиво наслоилось на то, что я читала этой ночью.

Я поняла, что этот принцип: «не социальное/биологическое, а приобретенное/врожденное; и вообще социальное — это не что-то абстрактное, а приобретенное в процессе социального научения, (сравнительно) такого же, как и у других животных, у которых существуют вообще механизмы научения» — это абсолютно необходимый факт для понимания своей собственной личности, для понимания истоков своих паттернов поведения и для выработки механизмов их (паттернов) изменения. Наше поведение — это хаотичная совокупность различный паттернов, усвоенных в процессе социализации; и что более важно - усвоенные в процессе семейного воспитания. Все наши мыслительные установки и представления о жизни откуда-то взялись. И взялись они, скорее всего, из нашего детского опыта.

  • Если в вашей жизни были какие-то авторитеты или просто люди, активно влиявшие на ваше воспитание, на формирование вас как личности, необходимо начать в себе поиски тех «следов» (т.е. усвоенных вами паттернов поведения) и начать над ними работать. Я вывела для себя модель работы по типу: «Я разделю свою личность на две: я-Родитель и я-Ребенок. Я очень осторожно начну понимать, почему я-Родитель такой, почему я-Ребенок такой, и начну меня методы мотивации и контроля, которые использует я-Родитель по отношению к я-Ребенку. А я-Ребенку объясню, что все под контролем и что все будет налаживаться, просто нужно прислушиваться где-то к я-Родителю и понять, что он желает тебе добра».

В общем, я наконец-то соединила в голове все те, знания, которыми меня одарил Господь, и теперь я абсолютно довольна собой и собираюсь использовать эту красивую самотерапию на практике. Кажется, жизнь становится чуток получше. Жалко, конечно, что для этого придется что-то делать, кек

Ссылки на источники:

[1] http://ethology.ru/library/?id=404

[2] https://vk.com/pardesrimonim?w=wall-91221039_22

[3] https://vk.com/pardesrimonim?w=wall-91221039_36

P.S.: Внимательный читатель, прочитавший вторую ссылку подумает, что я, наверное, пытаюсь его наебать, потому что там написано примерно то же самое, что и я написала в этой мерзкой статье. Суть в том, что я осознала это только когда дописывала статью. Я поняла, что я читала вот эту самую статейку из паблика ВК, но совершенно не обратила внимание на пример терапии, которую предложила авторка. Видимо, мой мозг не почувствовал в этом какой-то логики и аргументированности, поэтому решил пропустить этот момент. И вот только когда я прочитала статью биолога и смогла в своем сознании свести социальное к приобретенному, я смогла-таки все в голове разложить по полочкам и сделать из всей имеющейся у меня информации полноценную картину мира. И из этого смогла самостоятельно вывести уже обоснованный и понятный мне метод терапии (я абсолютно ничерта не помнила из той статьи, только про название "Внутренний Родитель"). На самом деле, очень круто, что я теперь смогла подтвердить свои догадки постом от профессионального психолога. Это приятно.

🤔 Мне кажется, моему психологу, к которому я пойду не повезло. Со мной даже мне очень сложно работать, м-да.