May 31, 2018

Врываюсь с ноги в ТГ, чтобы рассказать вам нечто очень важное

Примерно так я выгляжу последнюю неделю-полторы. Возможно, вы подумаете, что я веду какое-то супер-важное расследование, пишу обещанный несколько месяцев назад текст про МГУ или пытаюсь готовиться к экзамену по предмету, на котором ни разу за полгода не была

На самом деле, все вышеперечисленное тщетно, бренно и тленно, поэтому мой взор был все это время устремлен на совершенно другие материи, находящиеся на значительно более высоком уровне своей духовности и интеллектуальности

Все началось с моей курсовой.

Неделя написания курсовой далась мне очень тяжело: нужно было перелопатить огромное количество материала, понять, о чем вообще тема, что происходит, кто я и куда я иду. Но это, как оказалось, была только половина пути. Ход моего, прости господи, исследования переломило важное событие: добрый человек (Марго, ты супер, господи!!!) напомнил мне абсолютно непрямым способом, что я вообще-то как бы чёртов биологизатор и немношк социологический позитивист и вообще все, о чём я пишу — это дикая профанация, которая нацелена не на исследование и не на описание, а на создание все большего количество ненужных сущностей и уровней объяснения социально-политических процессов (привет, дискурсивный неоинституционализм (ДИ), я буду мстить тебе до последнего вздоха /читай: диплома/, тикай с городу). После этого я возгорела так, как не горела давно: где это видано, чтобы ненаучные, абсолютно бездоказательные статьи и монографии печатали в известнейших изданиях, а автора этого безобразия приглашали преподавать в ведущие вузы мира?!

Так зародилась моя первая мысле-цель: я докажу, что ДИ в нынешнем его виде и с нынешней его доказательной базой — это унылый ад, справедливо вызывающий у меня испанский стыд. Но душа моя, в которой не переставая пылало пламя юного исследователя-следопыта, всё никак не могла найти покой, она не могла позволить мне остановиться на этой незначительной цели. Мне требовалось что-то большее. Мне нужно было доебаться до чего-то более значительного, более обширного, иначе в чём смысл?!

В это самое время, после сдачи курсовой и во время начала зачетной сессии, я стала замечать совершенно замечательную вещь: количество постов с Наруткой (азъ есмь аниме/манга Наруто) в моих любимых пабликах начало подозрительно увеличиваться. Количество мемов в ленте, которые я не понимала, слишком сильно выросло (например, орать с мемов про "Саске, вернись в Коноху" я могла, но, к сожалению, совершенно забыла, почему Саске-кун ушел из деревни, что не давало мне насладиться мемами в полной мере). Я чувствовала, что мне срочно нужно принимать какие-то меры. Так началось Великое. Так начался мой повторный просмотр 700-серийного аниме Наруто (ладно, я смотрела только безфиллерную и безновелльную (кек) часть)

ВНИМАНИЕ, ДАЛЬШЕ ВОЗМОЖНО ВНЕЗАПНОЕ ПОЯВЛЕНИЕ СПОЙЛЕРОВ!!! НУ А ВДРУГ ВЫ ТОЖЕ РЕШИЛИ ПЕРЕСМОТРЕТЬ/ПОСМОТРЕТЬ НАРУТКУ, А Я ВАМ ТАКУЮ ПОДЛЯНКУ УСТРОИЛА!

Вы знаете, граждане, я за свою короткую жизнь анимешника (3,5 года) посмотрела много годнейшего сёнена и сэйнена. Более того, я вообще смогла самостоятельно за это 3,5 года как-то перейти из состояния "аниме на аве — мать в канаве" к состоянию "японская мультипликация — это невероятный пласт современного искусства, который абсолютно незаслуженно стигматизируется; поэтому если тебе аниме не нравится, ты раз-на-раз выходи, а не в интернетах базарь". (на этом моменте я пошла перепроверять список годных аним и случайно зависла в паблике с картиночками, извините, кхм). Я долго пыталась вникнуть в эту мою внезапную любовь к аниме/манге, и, кажется, наконец-таки поняла, посмотрев мультики Cartoon Saloon (амагаш, компания же британо-ирландская, господа побойся! Спокойно, граждане, без паники, все под контролем!), Навсикаю из долины ветров и Наруту.

Словом, дальше мы с вами немного поговорим о том, почему Нарута — это крута; почему японские сёнены-классика — это не обязательно и вообще далеко не всегда просто прикольные и туповатые истории для мальчиков-подростков; почему если вы представитель социологических наук, то вы должны посмотреть аниме; а еще я хочу немножко расписать тезис, что в аниме/манге и в японской (политической) культуре мы можем найти просто нереальное количество ответов на многие волнующие исследователей вопросы (крч, если очень коротко, то история о том, как я посмотрела Наруту с точки зрения политолога и человека, горящего идеей, и поняла жизнь)

Мой послужной список составляет около 35 просмотренных тайтлов (с недосмотренными, наверное около 40-45), большая часть из которых — это величайшие в мире сэйнены типа "Мастера Муши" (аниме №1 на все времена, это что-то восхитительное, что стоит у меня рядом с Лондоном, Толстым, Тургеневым, Джармушем и Куросавой), "Ковбоя Бибопа", "Самурай Чамлу", "Города, в котором меня нет", "Темнее черного" и "Эхо террора". Стоит вообще отметить, что я посмотрела практически всю классику, кроме Гинтамы, Врат Штейна, Хэлсинга и Ванписа, до которых, мб, когда-нибудь доберусь, но сейчас нужды нет. Из величайших сёненов я посмотрела Fullmetal Alchemist, HunterXHunter, Durarara, Mob Psycho 10, и на этом, наверное, мои полномочия всё, потому что остальное, кроме Noragami, Owari no Seraph (???) не оч смотрибельны (плюсую мангу по Токийскому гулю, Темному дворецкому и Дигреймэну) и в упоминании не нуждаются

Всё это мне нужно было написать, чтобы особенно придирчивые анимешники не сильно возникали по поводу моей неосведомленности в других анимах/манга, а неанимешники понимали, что перед текст писал шарящий в теме человек. So

Эту часть можно пропустить, если вы и так верите, что мультики и комиксы — это такой же полноценный вид искусства, как и литература, живопись и кинематограф с театром.

Первым тезисом, который я тут буду доказывать, это тезис о том, что аниме вообще и классика сёнена в частности ничем особенно не уступает любым другим видам искусства, что многие работы японских аниматоров и мангак можно сопоставить с шедеврами великих писателей и поэтов, художников и режиссёров. В принципе, я уверена, скоро это станет абсолютно очевидной вещью, поскольку даже сериалы уже стали для многих людей до 40-45 лет чем-то равным всей этой классике (Молодой папа, Черное зеркало, Ганнибал энд соу он)

Сначала я попробую объяснить, где я вообще вижу точки соприкосновения старой классики и аниме, возможно ли вообще сравнивать их. Все сравнения, как вы понимаете, совершенно субъективны, потому что я читатель/зритель, я так вижу. Например, совсем не уверена, что арка с Муравьями-химерами в HunterXHunter (сёнен) хоть в чем-то уступает работам Бредбери и Лондона, а уж ими я в свое время зачиталась так, что господи помилуй. Арка не поддается хоть какому-то описанию, потому что это просто нужно смотреть и видеть, но там про взаимоотношения друг с другом, с людьми, про принципиальностям жизни и история любви уровня "Божественно". "Темного дворецкого" с его бесконечным стебанием всего, втч и читателя, с удовольствием сравниваю с Чеховым, а арки с передвижным цирком и с обучением Сиэля в элитном колледже ставлю в один ряд с наиболее пронзительными и поучительными работами Достоевского. Смысл арок, если коротко, был в том, что любое преступление является преступлением, совершенно не важно, по каким мотивам оно совершено. Ты должен помнить об этом и избегать его совершения, даже если это больно по тебе ударит: никто не должен страдать из-за твоих проблем /добрый вечер, мсье Достоевский/, но в манге, вестимо, не только об этом и это самое поверхностное, что можно выцепить из сюжета. Так же не совсем понимаю, чем уступает "Психопаспорт" антиутопиям типа "1984" и "Дивный новый мир", я бы даже сказала, что это (Психопаспорт) абсолютно необходимая и современная аунтиутопия, как и "Призрак в доспехах", которая больше подходит нашему времени (все-таки киперпанк) и поднимает более актуальные вопросы

Словом, многое из аниме-классики можно совершенно спокойно сюжетно сравнивать с классической классикой: тут вам и роскошные сюжеты с невероятной моралью, тут вам и прекрасно прописанные персонажи с мотивацией, с интересной историей и логичным развитием. Все то же самое, о том же самом и с тем же качеством рассказа истории

Но многим это может показаться совершенно не убедительным. Потому что ну, Толстой, Шекспир, Булгаков и Диккенс они же писали! И еще как! Действительно, все великие писатели-классики умели абсолютно невероятным образом писать свои книги. Однако они не совсем умели здорово режиссировать комикс-историю, далеко не все умели рассказывать истории, показывать развитие персонажа, продвигать свою философию через рисунок-фрейм. Просто потому что великие классики были писателями и в их время это считалось наиболее доступным и наиболее приемлемым способом создавать своё великое искусство (к слову, очень похожая вещь случалась и в противостоянии книг и фильмов, немного о этом можно посмотреть в моих предыдущих постах про арт-хаус). Если читателю/зрителю рассказывают историю через рисуночки, то это совсем не значит, что читатель/зритель обязательно отупеет. В рисуночках можно скрыть невозможное количество метафор и аллюзий, которые могут выглядеть для читателя/зрителя настолько же сложно, изящно и умело, как и описание через слова. Шах и мат тут должны поставить импрессионизм, постимпрессионизм и прочая: через одну картину, не всегда написанную, казалось бы, как-то гениально (если сравнивать с академизмом), благодаря особенной технике нанесения мазка, особой цветовой гамме, композиции или контексту художники могли передавать целые истории или показывать состояния природы во всех их подробностях (см. Моне)

Некоторые могут сейчас возмутиться, мол, как это я могу сравнивать Моне, Сезанна и Пикассо с условными Ишида-сенсеем или Юки Урусибаро (автор манги Мастер Муши), авторами сэйнен манг/аним? Тут я могу ответить только: легко могу я сравнивать. Красоту нарисованных сцен в Мастере Муши (аниме), абсолютно красиво показанные пейзажи с потрясающе вымеренным ритмом повествования, сложнейшими персонажами, глубочайшими диалогами и полнейшим погружением в японскую культуру можно сравнить с каждым шедеврами каждого из Великих. Мастер отсылочек и потрясающего дигитал-арта, мастер передачи эмоции через один несчастный фрейм, мастер создания атмосферы Ишида может посоревноваться так же со многими. Плюсуем еще ко всеми этому еще и потрясающую философию (каждый сэйнен без исключения) каждого из произведений мангак и получаем шедевр

Итак, завершая тезис: все то же самое, о том же самом и с тем же качеством рассказа истории, просто созданное разными инструментами.

Вот тут уже можно начать читать, тут уже скоро пойдет про Наруту и ее важность в соц. науках

Ну, хорошо, окей. Сэйнен, допустим, действительно хорош и сопоставим с классикой искусства. А что делать с сёненом? Это же все-таки анима/манга для мальчиков-подростков, там же глупые сюжеты и простые герои, которые просто следуют от точки А к точке Б и шутят тупые шуточки, в перерывах между битвами? А ничего, если честно. Я не совсем поняла, где находится эта тонкая грань между качественным сёненом и качественным сэйноном, потому что качественный сёнен совершенно не включает в себя ни одну из вышеперечисленных черт. Сёнен — это всегда о превознемогании и движении к цели не смотря ни на что, действительно. И это то, что обычно отличает старую классику и сэйнен (не всегда) от сёнена (даже не могу ничего такого вспомнить, кроме Лондона, кстати; в литературе вообще есть еще пример историй, которые буквально начинаются с того, что главный герой чего-то очень хочет достигнуть и стремится к этому, и всю книгу описывается как он этой цели достигал, если не брать фантастику/фэнтази? Требуется помощь зала!).

Другой отличительной чертой является возраст и, соответственно, поведение главных героев (гг): дети/подростки с соответствующими чертами характера и поступками. Но это отличие в последнее время, как мне кажется, становится максимально неактуальным, поскольку рамки приемлемого поведения для молодежи все больше размываются и видеть около себя 25-летнего парня/25-летнюю девушку с характером 15-летнего персонажа аниме не кажется таким уж странным (например, в моей возрастной категории [20 лет+-3 года] не оч многие отличаются своей моделью поведения и жизненными принципами от анимешных детей/подростков). Это же и становится в наше время главным плюсом аниме/манги и вообще мультиков/комиксов, к слову: социальные роли, модели поведения в классических произведениях все еще остаются нам понятными, но уже не кажутся такими близкими (не всегда, вестимо)

При этом это совсем не говорит о том, что персонажи должны быть простыми как атом водорода (в игру вступает Нарутка Узумаки или Сасуке Учиха, сами выбираем, что по нраву больше). У гг в качественных сёненах всегда есть история развития и история становлениях их характера: например, у Наруто не было семьи, его все боялись, презирали и сторонились его (в него был запечатан злой и страшный зверь, который 12 лет назад расхерачил половину Конохи), но он безумно хотел влиться в общество, хотел, чтобы его признали и полюбили, поэтому он начал привлекать к себе внимание всеми возможными способами, которые он смог в своем детском возрасте придумать, например, хулиганством. А у Сасуке любимый брат вырезал весь клан и свалил в закат, наказав Сасуке ненавидеть его (брата) и отомстить ему, когда тот (Сасуке) станет достаточно сильным. Оба два (Нарута и Сасуке) были одиноки и всеми покинуты. Одного вовремя "спас" (признал и полюбил) учитель из академии (Нарута), а другого никто не успел "спасти" и в итоге он стал изгоем и преступником, машиной-убийцей (Сасуке), о котором помнил и по-настоящему заботился только один товарищ по несчастью и самый лучший друган на свете — Нарута. А потом у Наруто все пошло хорошо, потому что вокруг него сосредоточились люди, которые стали его друзьями, которые поддерживали его и помогали ему становиться человечнее, а у Сасуке все пошло не по плану, потому что он был одинок, а жизнь каждый раз ломала его еще больше (например, когда Сасуке, фактически, убил своего брата, оказалось, что брат его любил больше всех на свете и вырезал весь клан и ушел из Конохи, став вечным ненавистным изгоем, чтобы этого брата-Сасуке спасти). В принципе, подобным же образом можно разобрать и Стального Алхимика, там все абсолютно так же прописано и качественно рассказано

Но продолжим разбирать аниме Наруто и закрепим разбор сущность сёнена. Итак, повторю второй тезис этой статьи: качественный сёнен — это то же самое искусство на уровне с классикой писателей, кинематографа и сэйненом, просто с немножко иначе выстроенным нарративом и фабулой (умныесловаумныесловапиупиу). "Иначесть" эта выражается в том, что сюжет строится вокруг гг (одного/нескольких), у которых есть какая-то цель (эт оч важно!), к которой они стремятся, а сюжет повествует о том, как они к этой цели идут и меняются/растут на протяжении всего этого "путешествия" к цели. К слову, цель бывает не всегда с самого начала, она может появиться потом, но обязательно появится (это бывает в аниме жанра повседневность/школа). Плюс, я упомянула, что в сёнене присутствует совершенно незначительная в наше время особенность в возрасте персонажей (они, в основном, дети/подростки), которые в качественном сёнене являются совершенно прекрасно прописанными и логично развиваемыми, чем ничуть не уступают описанию и развитию персонажей в классических произведениях.

Итак, качественный сёнен позволяет нам рассказать немного другие истории немного другим способом, зачастую наиболее доступным и понятным большей части населения Земли. Это собственно, главное, за что я зацепилась: сёнен повествует об абсолютно так же вечных ценностях как важность дружбы, семьи, неприятие к войне, насилию (ненужному), сила любви и прочая. Причем, что самое интересное, качественный сёнен абсолютно всегда идейно заряжен: всегда проповедуется какая-то важная философия, которую автор хочет донести до зрителя. Прям как в мультиках студий Гибли (Хаяо Миядзаки и Исао Такахата) или Cartoon Saloon. В Стальном алхимике очень много говорится про важность семьи, про то важность долга и ответственности за свои поступки, много говорится про принцип "равноценного обмена" (сколько дал, столько и получил (коммунизм в Стальном алхимике!!!!) и нельзя никого обманывать и пытаться заполучить лишнее неправильными способами, тебе за это обязательно достанется), много говорится про взаимопомощь и поддержку близких, в общем аниме, которое "учит" вести себя справедливо, разумно, быть сильным духом и быть ответственным. В Boku no Hero Academia много говорится про то, что нельзя сдаваться, всегда нужно идти к своей цели, нужно быть сочувствующим и сопереживающим, помогать другим и не отвергать помощь других. В Hunter'е тоже говорится о том, что нельзя сдавать и нужно всегда идти к цели. А еще говорится о том, что ты не должен пахать на цель, ты не должен забивать на все и нестись к ней семимильными шагами; ты должен научиться получать удовольствие от этой жизни и от движения к этой цели (мол, твоя жизнь — это веселое путешествие к классной цели в обществе классных товарищей и при учете постоянного самосовершенствования и неостанавливания (лол) на достигнутом; стремись к тому, чтобы жизнь твоя была такой). Ну и традиционно, семья, дружба, долг, ответственность

СОБСТВЕННО ПРО НАРУТО

Ну и Наруто. Сразу скажу, что для меня Наруто выбивается из всех аним, особенно сёненов. Потому что Наруто это не просто история о том, как пацан-сирота решил стать первым на районе и заодно спасти своего другана. В "Наруто" Масаси Кишимото (мангака) чот решил копнуть очень глубоко и я этого совсем не ожидала. В чем суть? Мангака пытается донести нам через свое произведение, что:

— "Принцип «око за око» сделает весь мир слепым". Где-то в середине манги/анимы становится понятным, что Масаси пытается сказать всем читателям/зрителям примерно следующее: ненависть порождает ненависть. АСТАНАВИТЕСЬ. Хватить мстить, хватит ненавидеть, давайте разорвем этот порочный круг (подставь другую щеку; прости своего врага — Кишимото решил запилить вторую Библию, но в картинках!). Научитесь прощать друг друга и принимать ошибки других. Наруто к середине меняет свою мотивацию стать хокаге: он уже не хочет, чтобы его просто замечали и ценили (его и так уже все заметили и заценили), он хочет изменить саму систему социально-политических отношений (да-да!) — систему существования мира шиноби, которая породила такие трагедии, как смерть его родителей, как трагедия Саске/Итачи, трагедия Пейна и трагедии кучи других людей, которым Наруто пообещал все пофиксить. Система существующих отношений и правил неправильная, надо менять. Тут я, конечно, порядком поорала, потому что я таких ярких мыслей ни в одном сёнене не видела. Было похожее в Стальном Алхимике, я как-то писала об этом, что гг выражал мысль, что, мол, вся эта ваша "взрослая" система отношений, где все че хотят, то и делают, совсем неправильная, и гг не хочет в такой системе жить, он будет по своим собственным принципам жить. Но вот тут и главное отличие. В сёненах обычно никогда стремление "изменить систему, которая является причиной всего плохо" не было главной идеей всего произведения (самый хороший пример этого, но не с самым хорошим переводом — диалог Наруто с Пейном; диалог нужно читать с поправочной на то, что чуваки, загоняющий про боль — злодей и он искренне верит в свои слова);

— люди становятся злодеями не всегда просто потому, что они такие плохие от рождения: большая часть людей выбирает этот путь, потому что с ними что-то очень плохое произошло и никто не пришел к ним на помощь. И мы обязаны помогать таким людям, мы должны вытащить их из этой "тьмы", простить их, если нужно. В этом суть вообще персонажа Наруто: несмотря на любой пиздец, который творили злодеи, типа убийства его друзей или любимого наставника или просто расхерачивания всей деревни, которую он нереально любит, он всегда пытался узнать, почему злодеи такими злыми стали и зачем все это делают (ну, ясно, что это все для того, чтобы показать, что "Дети, все не так просто, за каждым человеком есть своя жуткая трагедия, не судите обо всех с первого взгляда и не предавайтесь ненависти, разорвите порочный круг"). И в случае с Саске он показал, что если мы считаем себя: а) другом этого человека; б) если мы вообще считаем себя достойными людьми, то мы обязаны помочь оступившемуся, мы не можем его бросать и отворачиваться от него еще больше (добрый вечер, голландско-скандинавская тюремно-исправительная система); мы не должны бояться оступившихся, мы должны найти в себе силы помочь им: "Страх рождает гнев, гнев рождает ненависть, ненависть — залог страданий" (это уже из Звездный войн, вроде бы, но суть та же).

Дружба Наруто и Саске, которая является идеалом вообще отношений между людьми (я спасу тебя не смотря ни на что, потому что ты мой друг, так друзья и поступают — не бросают того, кто остался в беде); Итачи, который умер и вырезал весь свой клан за наши грехи (за мир в Конохе, за то, чтобы не было гражданской, а потом и новой Мировой войны), став новым Иисусом; история Акацуки, история маленьких стран, ставших полем битвы между великими державами, история феодальной войны времен Первого хокаге (на момент жизни Наруто жила Пятая хокаге), которая была необходима феодалам и военным для военных приобретений — я вообще чот не ожидала, что я начну не просто аниме про махачи смотреть, а аниме про то, что войны и ненависть — это абсолютно зло, порожденное неправильной системой, которую нужно менять (ну и людям меняться вместе с этой системой, вестимо), аниме про коллективную ответственность за все зло, которое происходит в мире. Неплохо для сёнена, да?

Но это было не первым, что меня поразило и заинтересовало в Наруто. Самое классное и полезное, что там есть для меня — это социально-политическая структура Конохи. Мне она вообще немного напомнила идеальное государство Платона: "философы" — самые лучшие, умные и сильные шиноби — властвуют, существует значительная прослойка военных и остальные. Единственный момент, что все это построено на принципах демократии (ограниченной тем, что есть феодал-властитель страны, в которой находится почти автономная Коноха) и открытости, но сами эти принципы не сильно раскрываются (пойду писать Кишимото, мол, поясняй за полит.систему Конохи). Вообще, политической системе мира "Наруто" Кишимото уделяет нереально большое значение. Очень доставляет, что он обожает акцентировать внимание на военно-политических противоречиях стран Первого мира (Великие страны) и маленьких стран (эти противоречия и политика Великих стран порождает войны, АСТАНАВИТЕСЬ).

Помимо этого, в Наруте есть еще одна очень крутая социально-политическая философская линия, которая, по всей видимости, отсылает нас непосредственно к политической культуре Японии (это мне еще предстоит проверить!). Суть в том, что жители Конохи живут согласно, по сути, коллективистским ценностям. Но не таким, как в Совке, нет. Каждый обычный житель считает себя обязанным деревне, каждый житель считает, что если Коноха сталкивается с бедой, то он обязан защить ее и потом стараться приложить максимально много сил для того, чтобы Коноху восстановить (там просто куча эпизодов, после разшений Конохи, в которых рандомные персонажи постоянно твердят, что сейчас деревня нуждается в их помощи и им некогда страдать фигней, они должны работать не покладая рук). Параллельно с этим, хокаге как глава деревни и все шиноби (ниндзя-защитники) обязуются защить деревню даже ценой собственной жизни, делать все на благо деревни, работать ответственно и справедливо и соу он энд соу форф. Самое классное, что в Наруте раскрывается, что же это такое деревня Коноха и почему все должны любить ее, беречь и защищать, даже ценой собственной жизнь? Там идет длинный рассказ Первого хокаге, который поясняет за то, что до системы деревень жил мир в разрухе и что военные скрытые деревни — это залог того, что между странами вновь не начнется война, это раз (вестимо, в аниме это лучше рассказывается, там история на несколько серий); два, деревня — это все те люди, которые живут с нами рядом и которые являются нашей семьей, а свою семью мы должны защищать и любить.

Более того, там есть еще роскошнейшая арка, в которой поясняется за то, что все шиноби деревни и все вообще жители деревни должны сражать за некоего Короля. Сначала по сюжету кажется логичным, что это феодал-правитель (даймё) страны Огня, в которой находится Коноха. Но потом после настолько восхитительной истории, что слов не хватит описать, оказывается что Король, которого все должны защищать — это " ...ещё не родившиеся дети... которые вырастут... и позаботятся о деревне" (там есть разные переводы, в некоторых говорится, что король — это неродившиеся дети, которым мы передадим будущее деревни, но суть одна и та же).

Т.е. суммируя все вышесказанное, Кишимото проповедует примерно следующее: все люди вокруг вас, хотя бы в вашем городе/райне — это ваша большая семья; и эту семью вы должны, любить и уважать, вы должны делать все, чтобы ваша семья была здоровой, развивалась, а если эта ваша большая семья столкнется с проблемами, то вы обязаны приложить максимальное количество усилий, чтобы помочь своей семье из этой беды выбраться. И должны все все это дело защищать и развивать не только, потому что это ваша семья, и не только, чтобы оно просто было, а потому что вы должны сохранять/создавать условия для того, чтобы ваши потомки жили в роскошном, безопасном и свободном будущем.

Типа, ок, я точно сидела смотрела сёнен-аниме или это уже что-то другое? Простите, но я что-то такое в последний раз читала у Толстого и Лондона.

Собственно, посмотрела я "Наруто", посидела, подумала. И решила, что я, наверное, все-таки уйду в политологию в головой на все ближайшее время: быть мне ученой-политологиней. Мне теперь до чертиков интересно теперь, как можно создать общество с социально-политической структурой, близкой к Конохе. У меня есть очень серьезные подозрения, основанные на том, что вот такую вот идеологию я вижу и слышу чаще всего от японцев (Миядзаки и Такахата, салам, братья), в общем, подозрения, что Коноха является поселением, построенном на некоторой собирательной модели японского городка. Короче, хочу я теперь изучить социально-политическую систему и политическую культуру Японии. Потому что мне кажется, что там я найду очень много ответов на большое количество вопросов, касающихся моей любимой темы формирования гражданского общества и гражданской идентичности

Что повторяется история с "Воскресеньем" Толстого: именно после этой книги я захотела идти в политику, потому что поняла, что я не могу сидеть на месте, пока вокруг меня происходит дикий ад, люди умираю, страдают и сходят с ума. Мол, я должна помочь людям. Наруто помог мне определиться с целью по жизни и помог мне окончательно определиться с профессией, с жизненной философией (пора заканчивать нытье и страдание, нужно идти к цели, тем паче, что цели наконец-то определена). Вообще, ниче так аниме посмотрела

Собственно, конкретно цель я не назвала еще (нет, стать политологом — это не цель). Я тут подумала, что если и выбирать себе какие-то цели, то в лучших традициях сёненов, вообще аниме и моих жизненных принципов, выберу что-нибудь побольше и понереальнее. Я хочу все-таки совершить переворот в международной политической науке, хочу сделать политическую науку воистину научной, а не то, что я вижу с этими идиотскими публикациями по дискурсивному неоинституционализму. Авось, на этом пути еще что-то прилепится интересное мне и полезное. Как гласят мои жизненные принципы, для начала, стану крутым политологом, чтобы можно было потом всем остальным предъявлять за то, что они говнари.

Возможно, если я выражу эту мысль публично, мне будет слишком стыдно лениться и ничего не делать ради этой цели. Буду на это надеяться, кхехехехехе

Итак, почему политологам и другим социалсаентистам нужно смотреть аниме:

— потому что киберпанк. Потому что в киберпанковских аниме показывается очень крутая соц-полит система. Это какой-то кинк японцев: они почти везде очень детально прописывают соц-пол структуру общества. Потому что в киберпанковских аниме поднимается куча важнейших современных философских вопросов (см. Призрак в доспехах и Психопаспорт);

— потому что это возможность познакомиться с вообще абсолютно другим взглядом как на обычную жизнь, так и на политическую жизнь. Через качественное японское аниме/манга просто сочится японскость, японская культура, японский взгляд на жизнь, на мир и вообще на все. А это что-то удивительное, это просто что-то ОЧЕНЬ другое. В университетах слишком сильно задолбали со своей вестернизацией, которая уныло отстает от социально-политического развития развитых стран Востока.

В качестве бонуса ловите тест: "КТО ЭТО СКАЗАЛ — НАРУТО ИЛИ КОНФУЦИЙ?" от 2х2, оч годно так