November 25, 2018

ВЫТОЧЕННЫЙ ДЕРЕВОМ

Николай Свешников – в прошлом спасатель на военно-морском корабле, в настоящем – столяр, владелец мастерской «Делорук», а еще – новый герой проекта. Он рассказал, как начал работать с «деревяшками», почему отказывается от многих заказов, и дал несколько дельных советов о том, как стать хорошим человеком.

УЙТИ С ДИВАНА

Даже при беглом взгляде никогда и не подумаешь, что такой яркий и даже типично творческий человек когда-то носил военную форму, ходил в море и спасал людей. Но это так. Николай Свешников работал на спасательном судне «Алагез». Большая зарплата и стабильность не приносили большой радости, а скорее просто создавали опору. Мягкую и притягивающую, как диван. «Она заставляет думать, что ты обычный и ничего не можешь», – добавляет он.

Николай понимал, что нужно что-то менять, – и начал с себя. Своими руками отремонтировал квартиру, сделал стол и межкомнатные двери.

«Первый инструмент мне подарила жена Алена. Я начал делать какие-то вещи и показывал их Леше Федорову. Он создавал мебель и хорошо развивался. Я советовался с ним, как работать с «деревяшками». И в какой-то момент Алена настояла, чтобы я завязал с морями. Я подумал и пошел к Лехе в подмастерья», – вспоминает мой собеседник.

Николай уволился и встал на биржу труда. В основное время работал в мастерской «Derewood». После зарплаты моряка начинать заново было тяжело, но это не останавливало. Он брал разные подработки: красил стены, менял лампочки...

Когда столяру стали поступать первые серьезные заказы, его учитель и напарник Алексей Федоров объявил, что уезжает на зиму в Майкоп строить родителям дом.

«В итоге он там остался. Открыл с другом мастерскую, а мне оставил свое наследие. Переломным стал момент, когда я не нашел клеймо с логотипом мастерской. Оказалось, он забрал его с собой. Тогда я понял, что «Derewood» теперь там, а это уже мое дело», – говорит Свешников.

Николай зарегистрировал ИП, на бирже труда ему подсказали, как правильно написать бизнес-план. Потом он подал заявку на получение гранта в Фонд поддержки предпринимательства и на эти деньги купил пару шуруповертов, шлифмашинки, фрезер и прочий инструмент. Вскоре Николай и вовсе переехал в свою мастерскую.

«До этого меня не покидало ощущение, что я работал у кого-то. После переезда я расставил все так, как удобно мне. Собственное рабочее место сильно меняет отношение к делу», – объясняет мой собеседник.

У Николая есть врожденное чувство вкуса и собственное видение, которые сегодня сформировали авторский почерк.

«Возможно, мне от мамы передалось такое странное чувство вкуса. Она такая, знаешь, выдумщица. Легкая, летняя. Правда, не художник, военная. Нас вдвоем с сестрой воспитывать надо было, тут не до художеств. Но у нее всегда был свой стиль. Например, старенькая косуха из мягкой коричневой кожи с латунными замками. Еще дома всегда играла особенная музыка. Нина Симон, «Пинк Флойд», Луи Армстронг», – рассказывает Николай.

ЗАВЕСТИ СОБАКУ

Когда заказов не было, Николай не горевал на диване, а экспериментировал в мастерской.

«У меня сразу изменилась лента в «Инстаграме». Никаких фото друзей, только творчество. Тот же «Ютуб». Сейчас вместо сериала я лучше посмотрю, как парень делает стол. Я, может, завтра его так же не сделаю, но уже буду понимать процесс. А потом внедрю какие-то интересные детали в новый заказ», – объясняет мой собеседник.

В его жизни изменилась не только лента «Инстаграма». Он избавился от вредных привычек, занялся спортом и даже завел собаку.

«Я любил выпить пива по вечерам. Курил, потому что сам себе придумал эдакий образ мыслителя с сигаретой. Потом понял, что все завязал на себя и от того, насколько четко и ясно работает моя голова, зависит результат. Нужно трезво смотреть на вещи. Работая с режущим инструментом и на деревообрабатывающих станках, важно быть очень собранным. Кроме того, это уважение заказчиков и плюс в оценке своих сил. Спорт – тоже прикольная штука, делает из тебя системного и целеустремленного человека. Еще собакой обзавелся, чтобы заставляла утром выходить из дома. Одним словом, если ты решил пройти путь максимальной реализации, то придется уйти с дивана», – добавляет он.

Сомнение в своих силах – еще одна вредная привычка, от которой стоит избавиться. А чтобы понять, куда двигаться и с чего начинать, Николай советует любым способом вырваться из своей зоны комфорта.

«Я сразу понял, как хочу работать и с кем. Даже когда совсем не было денег, отказывался от бесперспективных заказов. Кажется, что они прибыльные, но потом заказчик пытается на всем экономить и вынимает из тебя душу. Все думают, что это очень просто – сколотить две доски. Моя работа складывается из огромного количества сложных и энергоемких процессов, поэтому не может стоить дешево. Я всегда говорю, что есть люди, которые могут сделать дешевле, но по-другому. То, что сделаю я, будет с моей рукой», – говорит мой собеседник.

При этом он уделял время людям, даже если не брал их заказ. Николай советовал, как лучше его выполнить и с какими подводными камнями они могут столкнуться. Таким образом он заработал репутацию настоящего профессионала, и в будущем это принесло свои дивиденды.

УЧИТЬСЯ НЕ ПЕРЕСТАВАЯ

Самое дорогое в работе – это идея, считает мой герой. Здесь речь идет не только и не столько о деньгах. На разработку идеи и ее воплощение уходит масса времени и сил. На своем опыте он знает, как это тяжело, поэтому дорожит идеями – в том числе чужими – и всегда ссылается на художника, которым вдохновился.

«Это вопрос принципа. Интернет сделал наш мир большой деревней, и скрыть кражу сегодня практически невозможно. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы изучить, улучшить и использовать чужие идеи. Но ссылаться на автора важно», – говорит он.

Один из заказов, над которыми Николай сейчас работает, как раз таков. В конструкцию стойки столяр внедряет сложный этнический узор североамериканских индейцев, выложенный деревянными лучами разных цветов. Прежде чем создать свой оригинальный рисунок, Свешников пересмотрел сотни изображений с пледами, сумками и полотнами с орнаментами этого народа, а также работы других мастеров.

Но одно из самых узнаваемых его творений находится в ресторанном дворике торгового центра «Галант-Плаза». Оформление этой зоны – дело рук Николая и его жены, художника-иллюстратора Алены. К слову, Алена стала иллюстратором, последовав примеру мужа. Спустя время она уволилась с работы и попробовала себя в роли свободного художника. Как рассказывает Николай, она всегда хотела рисовать, хоть и совсем не умела.

«Она постоянно учится: то берет курс по академической штриховке кругов, то по иллюстрированию книг. У нее уже сейчас много разных заказов, хотя она, можно сказать, только начала. По большому счету, есть талантливые люди, которыми восхищаешься, и люди, которые вытачивают себя вопреки всему. Таких очень уважаешь», – говорит Свешников.

Совместные проекты с супругой не редкость. Даже в свободное время они творят вдвоем. Например, под Новый год Николай купил себе настольный лобзик. Из деревянных обрезков, которые всегда остаются в мастерской, вырезал значки в виде голов лесных зверей, а Алена их разрисовала. В период новогодних каникул такие милые вещицы ручной работы оказались очень востребованы, и за месяц он окупил свой инструмент. Николай уверен, что любую вещь можно сделать лишь тремя инструментами. Но и они – не главное.

«Дорогие и сложные инструменты всего лишь упрощают процесс и выигрывают время. Основная работа ведется руками. Так и родилось название моей мастерской – «Делорук». Все очень просто. Но если посмотреть глубже – все в голове», – считает мой собеседник.

Переводить недостатки в достоинства – еще одна способность, которой советует овладеть Николай Свешников. Камчатская природа богата лесом, но, как оказалось, не для столярного дела. На полуострове для строительства заготавливают в основном лиственницу и ель, но все это – сырой лес, который не подходит столярам. Сейчас на Камчатке нет действующих сушильных камер для пиломатериала, поэтому «деревяшки» для работы Николай покупает в строительном магазине, а не заготавливает сам.

«Вопрос не в том, что я могу сделать, а в том, что я могу сделать хорошо. Есть прекрасная идея – перерабатывать то, что на улице валяется. Идешь, а на дороге лежит старая доска. Я могу сделать из нее полку, фотофон или вписать в панно будущего проекта. Так она продастся. А изначально – это обычный хлам», – объясняет наш герой.

ОСТАВИТЬ НАСЛЕДИЕ

Николай несколько раз думал о том, чтобы улететь с полуострова. Но каждый раз не находил ответа на вопрос «Зачем?». Он признается мне, что нашел себя здесь.

«У меня есть перспектива, есть возможности роста, есть заказы. Я делаю то, что люблю. Но если стану на материке востребованным – почему бы и нет? Был бы интересный опыт поработать с иными породами дерева, пообщаться с другими мастерами. Но пока я развиваюсь здесь», – говорит Свешников.

Несмотря на обилие коммерческих заказов, Николай находит время на городские арт-объекты. Один из таких – деревянная косатка, которая уютно обосновалась в серф-лагере Антона Морозова на Халактырском пляже.

«Такие проекты занимают много времени и требуют хорошего финансирования. Кроме того, в этом деле нужна толковая идея. Косатка – это приятный проект, и я рад, что она осталась у Антона в лагере», – говорит Свешников.

Его высшая цель – оставить после себя наследие. Создать открытую столярную, куда могли бы приходить дети и взрослые – и создавать что-то своими руками. Николай планирует менять взгляд камчатцев на родной полуостров.

«Я хочу, чтобы меньше людей улетало с Камчатки, чтобы люди видели хорошее в том, что есть, и были этим довольны, – делится Николай. – У нас как-то принято видеть только плохое вокруг. Мой принцип – «Отрицая, предлагай». В конце концов, как говорил Белинский, разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы видел, что неразумно живет».