January 18, 2020

Мой игровой ПК

Компьютерная техника — это такая штука, которая может затянуть и опустошить кошелёк. У меня было уже несколько раз так, что я хотел всего лишь собрать ПК на Windows, пригодный для свежих игрушек, а получался «сетап мечты», потому что перфекционизм не позволял вовремя остановиться. Так же получилось и в этот раз. Я не расстраиваюсь, как можно было подумать, а даже наоборот. Хотел поделиться с вами некоторыми выводами, которые возникли в процессе сборки нового билда.

Скучные маки

По моим наблюдениям компьютеры для работы всегда скучные, а компьютеры для развлечений — наоборот. У дизайнеров и разработчиков (и почти всех других айтишников) всегда какие-нибудь макбуки или маки, и это уныло до смерти, потому что у всех всё одинаковое. Здорово, что у многих людей из моей отрасли хорошие компьютеры, но однообразие удручает.

Скучный офисный пейзаж

Я всегда старался держать руку на пульсе и, не смотря на свою профессию, не забывать о другой платформе. В этот раз хочу рассказать как раз о ней.

Про Windows

Какое-то время назад в айтишном сообществе было принято поливать Windows XP/Vista/7/8 говном, и это было справедливо, потому что операционки были очень плохого качества, в них было много багов, они были не так удобны, как Mac OS X, да и вообще, Винда — мейнстрим, а всё, что мейнстрим, — для плебеев, правильно? Сейчас из-за проф. деформации мне кажется, что найти среди моего окружения пользователя Винды — как увидеть единорога. Сегодня качество Windows 10 не просто приемлемое, а превосходное. Лично у меня за последний год macOS крешилась несколько раз, намертво зависала несколько раз и тормозила гораздо больше раз, чем Windows. Может, мне повезло, но по личным ощущениям стабильность Windows стала превосходить стабильность macOS. А ещё Винда стала удобной, красивой, поддерживающей «ретиновые» разрешения (лично проверял на 4К-телеке), производительной, не требующей почти никаких драйверов и просто чудесной. Шеймят Windows сейчас по старой памяти лишь те, кто ей не пользуется и не знает об изменившемся положении дел. Да, там может не быть вашей любимой программы, там вроде бы по-прежнему бывают вирусы (у меня не было ни одного за 7 лет, при этом я не пользуюсь антивирусами), но это не имеет отношения к качеству самой ОС. Качество Windows — прекрасное, а пользоваться ей не стрёмно.

Компьютерные комплектующие

Компьютеры бывают, например, такими. Какая-то прям кинетическая скульптура. Моддер Benq

Мир всяких запчастей и аксессуаров для ПК настолько разнообразен, что позволяет создать самые невообразимые и немыслимые устройства. Все же помнят моддинг, необычно стилизованные корпуса, водяное охлаждение и вот это вот всё? Так как я кончиками пальцев слегка прикоснулся ко всему этому, могу уверить, что этот мир изменился к лучшему. Сейчас стало меньше колхоза, а компьютерные комплектующие по качеству сборки, материалов и дизайну иногда не уступают устройствам Эпла.

Я как-то хотел сделать видео про свой модный малюсенький корпус для ПК, даже с помощью друга Валеры записал распаковку и сборку на видео в нескольких ракурсах, сделал прикольные фотки и всё такое, но только потом осознал, что всё это придётся монтировать. Так как опыта создания классных роликов для Ютюба у меня нет, получилось бы отстойно, поэтому решил не делать видео. Но рассказать об этом всё равно хочется.

В прошлом году я понял, что мой компьютер устарел, и нужно собрать новый. Я решил оседлать волну прогресса и собрать билд в как можно более компактном корпусе, потому что огромный ящик под столом — это прошлое, а мне хотелось заглянуть в будущее. Я посчитал, что нужно сделать актуальный времени компьютер и выбрал соответствующий форм-фактор — Mini-ITX. Это такой форм-фактор для материнских плат, который, в общем-то, во многом определяет размер, объём и возможности будущего компьютера. Материнки Mini-ITX отличаются габаритами, кол-ом слотов расширения PCI-Express, кол-вом слотов для памяти и разными мелкими деталями. Но в целом это ровно такие же материнки, поддерживающие все те же возможности, что и обычные.

Типичная материнская плата формата Mini-ITX

Такой форм-фактор мне пришлось выбрать, потому что я посматривал на корпус Ncase M1. Маленький, не очень уродивый и практичный. Но я столкнулся с проблемой его покупки (в России его не продают), а потом наткнулся на чудесный Louqe Ghost S1 и сразу же забыл про предыдущий. Ghost S1 хвалили все американские обзорщики, многие из них сами на него перешли, о нём хвалебно отзывались на Реддите, и мне он тоже сразу понравился. У него толстые алюминиевые стенки, он не гнётся, полностью разбирается и к нему можно добавлять модули, если хочется компьютер с водяным охлаждением, например. Обзорщик Optimum Tech присвоил этому корпусу награду Best Case Design (рекомендую посмотреть ролик) за функциональные и внешние характеристики. А ещё его объём всего 8,2 литра. Он сделан очень добротно, аккуратно, не люфтит, алюминий хорошо анодирован и так далее. Просто конфетка. Правда, стоит дороговато — около 250 баксов, но на что только не пойдёшь ради красоты? Проблема с покупкой была и в этом случае: на момент, когда я его непреодолимо захотел, он продавался только на сайте производителя, выпускался микропартиями, а расходились они в считанные дни. Но я уже настолько заразился идеей его заполучить, что решился на риск. Мне удалось успеть сделать заказ, но заказать пришлось с помощью одного из сервисов пересылки из США в Россию через Германию. Спустя несколько долгих месяцев ожидания корпус прилетел. Сейчас этот корпус экстремально сложно найти в продаже, ситуация даже ухудшилась, потому что он стал популярным, все его хотят, а производитель по-прежнему выпускает очень маленькие партии, которые полностью расходятся за пару часов теперь уже на Амазоне. Короче, в каком-то смысле у меня эксклюзив.

Смена компонентов

Загвоздка с корпусом Ghost S1 заключалась в том, что большинство компонентов моего старого билда для него не подходила — они были слишком большие. В новый компьютер потребовалось купить компактную материнскую плату формата Mini-ITX, о которой я уже написал выше, а так как на Asus ROG Strix H3760i Gaming был другой сокет (LGA 1151), то и процессор тоже — Intel Core i5 8400 2.8 GHz. Вообще, корпус Ghost S1 — один из самых компактных из формата Small Form-Factor, в которые можно поместить относительно стандартные компоненты (то есть, широко доступные в продаже), но старый огромный радиатор для процессора тоже не подошёл, поэтому пришлось взять Noctua LN-12s. Он, кстати, в итоге оказался одним из топовых по эффективности охлаждения среди вообще всех. Этот низкопрофильный радиатор и кулер сидят так близко к материнской плате и закрывают собой так много площади, что подошла бы не всякая оперативка. Поэтому пришлось купить и низкопрофильную оперативку Crucial VLP (Very Low Profile) на 32 гигабайта в виде двух платок, которые почти заподлицо утопают в слотах. Для питания всех компонентов пришлось купить компактный блок Corsair SF750 на 750 ватт. Такой мощный был ни к чему, но я решил, что надо с запасом на будущее. Он один из самых энергоэффективных и имеет сертификацию Platinum (это самый высокий стандарт КПД), а ещё модульный, можно подключать провода в необходимом количестве, чтобы лишнее не болталось, а сами они в нейлоновой оплётке и симпатично выглядят. Ну, а раз я приобрёл почти всё новое, то решил, что и хранилище у меня будет нового поколения — NVMe Samsung EVO 970 500 GB. Это типа такой SSD, который подключается не через медленный интерфейс SATA, а через быстрый PCI-Express, и выглядит он примерно как компактная плашечка оператичной памяти. На фото билда ниже вы его даже не увидите.

Исключением среди компонентов стала моя пока ещё пригодная видеокарта Asus GTX 1080 Turbo 8GB, которая, не смотря на свои габариты, всё-таки поместилась в корпусе Ghost S1. К тому же, она турбированная, поэтому не создаёт лишних потоков горячего воздуха внутри маленького корпуса, а выдувает его сразу наружу. Я решил пока что не обновляться на более новую видеокарту, потому эта всё ещё тянет все игры на ультра-настройках и VR, а та, которую я хочу, очень дорогая. К сожалению, текущая видюха громкая как самолёт (даже после тюнинга кривой ускорения кулера), поэтому в будущем я всё-таки перейду на видеокарту как минимум с двумя большими кулерами, что советую сделать всем, у кого тоже «турбо».

Сборка

Сборка билда в корпусе Ghost S1 оказалась одной из самых простых, что мне доводилось делать. Корпус с классическим для этого форм-фактора сендвич-лейаутом: с одной стороны материнка с блоком питания, а с другой через специальный переходник raiser-cable из комплекта подключается видеокарта. По сути, компоненты крепятся по бокам несущей стенки, проще некуда.

С одной стороны блок питания, материнская плата с процессором и памятью
С другой стороны видеокарта
Сендвич-лейаут сверху

В итоге получился компьютер, который практически не мешает на столе, потому что занимает всего 8,2 л объёма, очень симпатично выглядит (минималистично и строго, как я люблю), а внутри него прячутся вполне серьёзные железки. Очень рекомендую Ghost S1, если вы живёте в 21 веке, хотите собрать маленький игровой или рабочий компьютер на Винде и вам сопутствует удача (читайте выше про доступность корпуса в продаже). Сам я свой следующий игровой компьютер стопудово соберу в этом же корпусе, потому что он идеален.

Периферия у меня такая:

  • Плоский монитор Asus TUF VG27AQ — матрица IPS, частота 165 Гц, задержка 1 мс, разрешение 2560х1440;
  • Геймерская мышь Logitech G Pro Wireless — разрешение 18000 DPI, вес 80 г, отклик 1 мс;
  • Механическая клавиатура Drop Alt — алюминий, hot-swappable, 2 USB-С pass-through, свитчи Kailh Speed Silver, клавиши PBT double-shot, RGB-подсветка клавиш и корпуса.
Сетап мечты во всей красе
Любимая клавиатура Drop Alt

Послесловие

Я большой поклонник маков с тех пор, как в 2006 году перешёл на них. Но я наблюдаю за миром ПК (и немножко в нём участвую), и то, что я вижу, меня всё больше и больше радует. Компьютеры становятся мощнее, тише, меньше и симпатичнее. С тех пор, как я собрал новый билд и обзавёлся удобнейшей периферией, пользоваться им меня тянет гораздо чаще, чем шикарным iMac 5K, стоящим рядом. Вообще, я люблю технику и даже сама сборка игровой системы мне приносила удовольствие, в ней можно проявить разные качества: изобретательность, усидчивость, аккуратность, последовательность, чистоплотность и так далее. Сам процесс не так сложен, как может показаться, поэтому если вдруг вы давно подумываете собрать ПК для игр (или других целей), то при финансовой возможности не откладывайте, вам понравится.

Мой сайт, телеграм-канал и твиттер