November 18, 2020

Список искажений мышления

  1. Дихотомическое мышление, оно же чёрно-белое мышление, полярное мышление, мышление в стиле «всё или ничего». При таком искажении мышления человек считает, что существуют лишь две категории для оценки событий, людей или поступков (плохое — хорошее, чёрное — белое). Например: «Если у меня не получится добиться успеха во всём — значит, я неудачник». Эффективно при наличии у пациента такого искажения мышления продемонстрировать ему, что любое событие может быть оценено в континууме.
  2. Катастрофизация (она же негативные предсказания): человек воспринимает своё будущее исключительно негативно, не предвидя иные, более вероятные исходы, и считает, что всегда нужно ждать только плохого. Например: «Я сильно расстроюсь и не смогу вообще ничего делать». В этом случае может помочь расчёт реальной вероятности того или иного события и уделение внимания фактам, опровергающим мрачные прогнозы.
  3. Апелляция к прошлому при прогнозировании будущего: человек полагает, будто, если что-то происходило в прошлом, оно будет повторяться и в дальнейшем. Помогает в этом случае разоблачение ошибочной логики и учёт всех факторов, которые могут повлиять на исход событий.
  4. Обесценивание позитивного: человек не придаёт значения своим успехам, удачным поступкам и позитивному опыту. Например: «Мне удалось выполнить эту работу, но отсюда не следует, что я способный, мне просто повезло».
  5. Эмоциональное обоснование: человек уверен, будто нечто является истиной, только потому, что он чувствует (иначе говоря, верит) в это слишком сильно и оттого игнорирует либо обесценивает доказательства обратного. Например: «Мне известно, что я многого добиваюсь на работе, но тем не менее я чувствую себя неудачником».
  6. Навешивание ярлыков: человек наделяет теми или иными глобальными и безусловными характеристиками себя или других людей, не учитывая, что существующие доказательства могли бы с большей вероятностью привести к значительно более позитивным выводам. Например: «Он зануда», «Я неудачник».
  7. Магнификация/минимизация: преувеличение негативного и/или преуменьшение позитивного при оценивании себя, окружающих либо ситуации. Например: «Средняя оценка означает, что я неспособный. Оценка „отлично“ не значит, что я умный».
  8. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): человек учитывает только неудачи, поражения вместо полной картины всего происходящего; стремится судить о себе только по своим ошибкам, слабостям и др. Например: «Один плохой результат тестирования [невзирая на несколько хороших] означает, что я лентяй, не способный полностью подготовиться». Эффективным при этом может оказаться, в частности, применение специального «журнала», где отмечаются успехи пациента.
  9. Чтение мыслей: человек полагает, что он может угадывать мысли окружающих, и игнорирует другие, более вероятные возможности, кроме негативных. Например: «Он думает, что я совершенно не разбираюсь в этой работе».
  10. Сверхгенерализация: наличие излишне обобщающих негативных выводов, которые выходят далеко за пределы нынешней ситуации. Например: «Я вёл себя неловко на этой встрече, а значит, не умею знакомиться с людьми».
  11. Персонализация: человек полагает, что он является причиной негативного поведения других людей, не думая о более вероятных объяснениях их поведения, и уверен, будто его ошибки и просчёты находятся в центре внимания других людей. Например: «Мастер по ремонту был груб со мной — значит, я сделал что-то не так». Помогает установление критериев, позволяющих измерить внимание окружающих, и учёт всех возможных причин нежелательного события.
  12. Чрезмерная персональная ответственность: человек винит себя во всех неудачах, неприятностях и пр. Помогает техника реатрибуции.
  13. Долженствование (мышление в стиле «я должен»): наличие чётких безальтернативных ожиданий о том, как должны вести себя другие люди или сам человек. Если ожидания не оправдываются, это воспринимается как неудача. Например: «Это просто ужасно, что я ошибся. Я обязан всегда добиваться успеха».
  14. Туннельное мышление: преобладание негативного восприятия ситуации. Например: «Учитель моего сына никогда ничего не делает правильно, а только постоянно критикует, не чувствует детей и в принципе не состоялся как педагог».

Материал взят из Википедии