November 16, 2020

Соблюдать баланс: как успешно совмещать бизнес и материнство

Досье

Людмила Туманова, предприниматель из Самары, основатель мастерской ландшафта Gerberpark. Окончила Российский государственный торгово-экономический университет по специальности «Мировая экономика». После вуза работала в найме, помогала в бизнесе родителям, пробовала запускать собственные проекты. В 2014 году открыла мастерскую ландшафта Gerberpark.

Выбор в пользу бизнеса

Сколько себя помню, мои родители всегда занимались бизнесом: изготавливали ошейники для собак, продавали мебель и консервы, пекли вафельные трубочки, шили обувь. Воплощали в жизнь любую идею, которая приходила им в голову. Глядя на них, я была уверена, что тоже когда-нибудь стану предпринимателем.

Мой первый бизнес я организовала более 10 лет назад, когда после кризиса 2008 года не могла найти работу. Занялась летним прокатом аттракционов - накупила аквазорбов и встала с ними на пляже. Много денег заработать не удалось, но и в минус я не ушла. Тогда я получила прекрасный опыт, весёлое лето на пляже и уверенность в том, что я всё смогу.

Далее я устроилась секретарем в стартап – понимала, что мне необходим опыт в найме. Проблема была в том, что владельцы нередко срывали своё плохое настроение на подчинённых, в компании было много крика и нецензурной брани. В мой адрес голос не повышали, но работать в постоянном напряжении было тяжело и непродуктивно. Уволилась оттуда с пониманием, что никогда больше не стану работать в найме.

Я всегда видела, как мои родители занимаются бизнесом. И для меня было совершенно нормальным, что бизнес – это тяжёлая работа и ненормированный рабочий день. С другой стороны, родители могли на неделю куда-нибудь уехать отдохнуть, «назначив» себе отпуск. Не надо ни перед кем отчитываться, ни у кого отпрашиваться. Это абсолютное ощущение свободы и ответственности за свой выбор.

Меня эти правила устраивали. Я не боюсь вкалывать, когда мне это интересно. Мне нравится идея брать на себя ответственность за то, что я делаю или не делаю. Я сама люблю выстраивать свой график. Мне нравится, что все решения я принимаю сама. Это и было определяющим мотивом уйти в предпринимательство.

Сразу после увольнения из найма я начала помогать родителям с их бизнесом. Мы стали работать с Китаем, привозили оттуда мебель и другие товары. Потом у меня родилась старшая дочь. Через пару недель сидения дома мне стало скучно, и я занялась продажей флешек. Пришлось научиться создавать сайты и освоить продвижение через интернет. Я понимала, что эти знания понадобятся мне в будущем, чем бы я ни занималась. Потом решила производить флешки с логотипами заказчиков, нашла партнёров в том же Китае. В какой-то момент купля-продажа мне страшно наскучила, и меня потянуло на что-то новое, более значимое и интересное.

Как появилась бизнес-идея

В 2013 году я приняла участие в программе по развитию женского бизнеса «Мама-предприниматель», которую организовал благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее». В конце обучения мы должны были придумать свой бизнес-проект и поучаствовать с ним в конкурсе. В это же время наша семья строила дом, и маме захотелось приобрести декоративную щепу для участка. Мы обнаружили, что кроме Москвы её нигде не достать.

Мне пришла мысль: раз этого продукта нет в Самаре - почему бы не производить его самим? Стала изучать технологию изготовления щепы, нашла оборудование в Китае. Решила, что это и будет моей бизнес-идеей, подготовила презентацию для конкурса и представила её в финале обучающей программы. Когда мой проект признали лучшим, я поняла, что назад дороги нет.

На деньги с гранта (он составлял 200.000 рублей) я приобрела оборудование и основные материалы - краску, упаковку и само сырьё, то есть древесину. Какая-то часть денег ушла на создание сайта, запуск рекламы и прочие маркетинговые инструменты.

Мне помогала семья: отец разбирался с оборудованием, красил щепу, таскал мешки. Пока мы отлаживали производственный процесс, рабочих не нанимали. Первые продажи шли через интернет: мы задействовали Avito, запустили сайт, группу «ВКонтакте». Следом заработало сарафанное радио: продукт оказался востребованным, и люди стали активно рассказывать о нём друг другу.

Дети вносят коррективы

Когда старшей дочери исполнилось три года, я узнала, что беременна двойней. Беременность протекала тяжело, я неважно себя чувствовала и постоянно хотела спать. В это время моё дело почти не развивалось. При этом мы не остановили рабочие процессы, а только замедлили их. Всю техническую часть на себя взяли мои родители. Восстановиться эмоционально и физически после родов и зайти обратно в бизнес «по полной» я смогла только года через полтора после рождения детей.

Некоторые считают, что беременность, дети и их воспитание плохо совмещаются с ведением бизнеса. Мне кажется, что это мнение ошибочно. Важно расставлять приоритеты в разные периоды, быть гибким и меняться в зависимости от ситуации.

Когда я была беременна, в основном уделяла внимание своему здоровью, затем – своим маленьким детям. Приоритет любого человека – чтобы его дети родились и выросли здоровыми, это самое важное, что может быть. Все мои усилия были направлены на достижение этой цели. В сложные моменты я вспоминала, что беременность – не вечная, что первые месяцы после родов с их бессонными ночами тоже пройдут, а бизнес всё равно никуда не денется. Просто в нужные моменты важно уметь переключать фокус. Даже если бы мой проект развалился, ничего глобально страшного не произошло бы - я могла начать всё сначала с этим проектом или с другим.

К 2018 году я начала приходить в себя после родов и ухода за детьми, придумывать новые возможности развития бизнеса. Так я ввела новое направление - производство декоративной коры. Мы привозим отходы деревообрабатывающей промышленности, разбираем их на фракции, упаковываем в мешки и делаем конечный продукт, который дальше развозим по садовым центрам. Кора стала пользоваться огромным спросом, её используют для декора частных участков.

Объёмы нашего производства в 2020 году выросли в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Пандемия в какой-то степени сыграла нам на руку. Люди не поехали за границу, массово занялись своими загородными участками, и наш товар стал улетать с прилавков садовых центров.

У нас большие планы по дальнейшему развитию. При этом я стараюсь относиться и к жизни, и к бизнесу легко. Допустили ошибку – посмеялись, получили опыт, сделали выводы. Избежать ошибок невозможно, делать новые шаги страшно. Если подходить к этому с юмором и жизнелюбием, уметь договариваться с собой - любые процессы будут и в радость, и на пользу не только вам, но и вашему бизнесу.

Как совмещать бизнес с воспитанием детей

Многие спрашивают: «Мешают ли дети предпринимательству?» На мой взгляд, нет. Рост и развитие проекта обычно на 90% зависит от того, как мыслит предприниматель, и только на 10% от других факторов: удачи, выбранной ниши, наличия детей или семьи и т.д. Я выработала некоторые правила, которые позволяют мне сохранять баланс между детьми, семьёй и моим бизнесом.

Не сидеть с детьми всё время. Есть такое мнение у некоторых мам, что с детьми нужно проводить всё время, и никому их не отдавать. Не водить ребёнка в садик, не приглашать для помощи бабушек или нянь, не доверять его даже мужу – вдруг он что-нибудь неправильно сделает. Но в этом случае любая мама будет сильно уставать и срываться на близких. А если она ещё ведёт бизнес, то срывы будут неизбежны. Для детей мало пользы от постоянного общения с вечно нервной и усталой мамой. Считаю совершенно нормальным пользоваться всеми возможностями, чтобы ребёнок познавал мир через общение с другими людьми. Например, можно пригласить бабушку или няню на какое-то время и получить возможность заняться тем, чем тебе хочется или просто отдохнуть.

Вместо количества – качество. На мой взгляд, количество общения с детьми нужно заменять качеством. Можно проводить с ребёнком три-четыре часа в день, но активно. Занимаешься с ним, гуляешь – и вам обоим это в удовольствие. Пока с моими детьми сидит бабушка, я занимаюсь своими проектами и успеваю соскучиться по малышам. В таком случае теплота и душевность в общении с детьми появляются сами собой.

Соблюдать баланс. Мой график очень сильно зависит от сезона. Осенью и зимой я работаю три-четыре часа в день, а могу и вообще ничего не делать. Старшая дочь учится в школе, младшие ходят в детский сад. Вечером я хожу на йогу два-три раза в неделю. Иногда бегаю, катаюсь на велосипеде. Весной и летом мой рабочий день может длиться с 7 часов утра и до 9-10 часов вечера, без выходных. Так что в работе меня спасает то, что в нашем бизнесе есть межсезонье. Зимой я могу немного выдохнуть, позаниматься собой, сходить на йогу, набраться энергии и сил, чтобы в следующем сезоне опять впахивать.

Обращаться за помощью к родственникам. Если близкие готовы меня поддержать, то я не стесняюсь просить их об этом. Не знаю, хватило бы мне на всё сил, если бы не помогали родители в присмотре за детьми и ведении бизнеса. Я в любой момент могла сказать маме: «Посиди с детьми часик, мне нужно съездить по делам». Но чтобы близкие тебя поддерживали, в первую очередь нужно иметь абсолютную уверенность в собственных силах и в своём проекте. Если ты сам в себя не веришь – никто в тебя не поверит. Начинать надо с построения своих собственных мозгов.

Перезаряжать батарейки. По возможности не отказывайте себе в отпуске. Я в любой момент могу делегировать свои полномочия, назначить ответственных и уехать на неделю-две. Я понимаю, что кто-то из сотрудников может накосячить (это скорее всего и произойдёт), и мы заработаем меньше. Но для меня это уже не столь важно. Если чувствую потребность, могу устроить себе выходной посреди недели, чтобы провести его с детьми. Самое важное в развитии - это не знания, опыт, связи или деньги. Важно - сколько в вас энергии, чтобы двигать этот мир. Если её нет - ничего не поможет.

💬 Обсуждайте статью в комментариях - кнопка под постом на канале.

➡️ Делитесь постом с друзьями!

📄 Больше статей Вы найдете на нашем канале FullБизнес.