March 26, 2019

Intro

Читая книгу, люди не успевают заметить, как мгновенно начинают строить образы в голове. Каждого героя, описанного автором с помощью различных литературных приёмов, вы видите по-своему. Каждая сцена баталий, диалогов, любви и смерти - вся книга, которую вы читаете, - это плод нескончаемой мощи вашей фантазии.

Но вот наступает момент истины: выходит фильм, снятый по мотивам прочитанной вами книги. Просмотрев киноленту, снятую на основе фантазии режиссёра, композитора, художника-постановщика и прочих лиц, входящих в состав съёмочной группы, вы чаще всего обнаруживаете себя на волнах либо восторга, либо грусти, возможно, даже гнева. Это происходит по известным всем причинам: либо эта кинокоманда шикарно подобрала актёров, безупречно написала музыку к картине и постаралась снять фильм максимально близко к сюжету книги, либо, к сожалению, ваши ожидания попросту не оправдались.

Зачем я сейчас пишу такие простые и ясные вещи?

В качестве аперитива, я сделаю вполне простой, но необходимый для дальнейших моих мыслей вывод по поводу феномены, связанной с книгами и фильмами. Независимо от того, понравится вам экранизация книги или нет, вы рано или поздно (надеюсь, что у вас эмоциональный диапазон будет пошире, чем у зубочистки) поймёте, что вы лишились тех настоящих эмоций, той девственной романтики, которыми наградил вас всемогущий мозг в процессе первичного чтения книги. Ведь теперь, вспоминая или перечитывая это литературное произведение, вам будет очень сложно абстрагироваться от образов киногероев, от той атмосферы, что изображена в самой киноленте. Единственное различие заключается в том, что людям, которым фильм понравился, возможно, будет на миг интереснее читать книгу и выстраивать картину, согласно киносценарию; чего не скажешь о тех, кто будет читать книгу и злиться, что съемочная группа даже на одну песчинку не сошлась с его ожиданиями (на секунду представим, что фильм - это песчаный пляж). В конце концов, даже любителям этого фильма станет скучно, ведь они (попозже, чем остальные) тоже придут к следующему выводу: намного интереснее читать книжку без просмотра фильма, без готовых шаблонов, нарисованных группой лиц, чьи фамилии красуются на киноафише.

Наверняка на данный момент складывается впечатление, что я ненавижу все киноленты, снятые по мотивам каких-либо книг, запавших в мою душу. Спешу вас предупредить, что вы глубоко заблуждаетесь: я чертовски люблю серию фильмов о Гарри Поттере со всеми несоответствиями книжному сюжету, ведь они перевернули с ног на голову моё детство и восприятие нашего мира (для тех, кто недалеко ушёл от "зубочистки", отмечу, что я не стал верить в чудеса и магию). Вдобавок к выше изложенному оправданию моей способности любить кино, хочу отметить, что я уважаю любого, кто смело решился снять фильм и показать человечеству своё представление о некой истории, тем самым подводя каждого из нас к сравнению мыслей наших и мыслей мувитима, члены которого, надеюсь, не боятся критики.

Наконец, очередь дошла до крепких напитков с серьёзным градусом: раскрываю ту самую причину, по которой я вдруг вспомнил про книги и кино, про то, что у каждого из нас своё восприятие мира, собственная визуализация художественного произведения, которая часто не сходится с тем, что на уме у съёмочной группы; про то, что готовые образы влияют на нашу способность фантазировать, мечтать и размышлять и что под этим влиянием мы даже можем перестать читать книги и лишь продолжить просто смотреть фильмы и изучать выдержки книг (по школьной памяти - краткие содержания), которые только в своём полном объёме послужили бы хорошими катализаторами в химических реакциях мозгового отдела, отвечающего за фантазию и способность открывать для себя мир по-новому.

Итак, будучи безумным любителем аналогий, я не побоюсь провести ещё одну, возможно, центральную в своей жизни: модель отношений "книга - кино" существует и в мире музыки. Объясню, как это работает, но прежде хочу предупредить, что это сугубо моё личное мнение, которое вправе не соотноситься с вашим. С помощью этой оговорки я хочу предостеречь вас от желания бросить в меня камень, напомнив, что никто из нас не всеведущ и моя первоочерёдная цель - дать вам не мысли, а почву для размышлений, на которой каждый вырастит всё, что захочет.

Представьте себе, что вам рассказали про музыкального исполнителя, о котором вы никогда не слышали; вы получаете ссылку на песню или целый альбом в Spotify/Apple Music/Яндекс.Музыка и начинаете слушать. Согласитесь, что, как и в случае с книгой, вы начинаете невольно строить в голове некие картины, связанные с вашей жизнью - нынешними проблемами и радостями или воспоминаниями из прошлого. Более того, не зная, как выглядит новый для вас певец или музыкальная группа, вы также обрисовываете определенный образ в голове - образ лирического героя данной песни или исполнителя в целом; причём дело не только во внешности и стиле одежды исполнителя, что, на самом деле, играет немалую роль в отражении творчества в умах слушателей. При виде того, как человек поёт в клипе или на живом концерте, порой ощущается, будто магия музыки, которой вы буквально жили, угасает. Я могу принять во внимание, что такой процесс происходит не сразу, возможно, он и не произойдёт, если по воле судьбы, ряд, состоящий из посылов исполнителя и вашего личного восприятия его творчества, сходится.

Однако я всё чаще и чаще замечаю, как на личном опыте, так и по рассказам друзей, что, например, клипы сняты не так, как мы представляли себе, или текст песни был услышан нами не так, как он выглядит на самом деле, а ведь за текстом скрывается смысл: вспомните недавний случай с какой-нибудь песней иностранного исполнителя - вы слышите одно, а открываете текст и там совершенно другое, после чего все ваши образы, ваши визуальные галлюцинации (о них мы ещё обязательно поговорим) начинают захлёбываться в волнах разочарования, тонут и канут в бездну.

Можно привести еще с десяток различных примеров несходимости ваших мыслей и вновь того, что на уме у автора песни, заставившей вас осознать поднятую им проблему; песни, открывшей для вас новый мир, новую атмосферу для работы, отдыха, депрессии, желания выкинуться из окна, убить человека или полюбить его.

На почве этих казусов могут возникать следующие, неприятные для меня ситуации:

  • во-первых, люди начинают выстраивать свое представление о музыке, согласно библии каждого исполнителя, которого они соответственно слушают, или, ещё хуже, они выдают за своё мнение мысли окружающих людей, которые "шарят" в этот жанр, в этого исполнителя, на фоне которых не хочется выглядеть глупым или "нешарящим";
  • во-вторых, в отличие от тех, кто строго в ключе мыслей исполнителя слушает его песни и знает наизусть текст, другие же люди, откровенно говоря, забивают на общий смысл песен, банально не читают текст, слушают исполнителя, просто потому что условно "им нравится ритм/импонирует стиль музыканта/у него крутая карьера/он красавчик" - такие люди упрощают процесс прослушивания музыки, потому что "ценители" вокруг усложняют.

Не хочу показаться человеком, который считает себя праведником, но стоит признаться, что мне решение для такой проблемы известно.

Я не призываю вас не читать текст сразу, не смотреть клипы песен, не изучать биографию исполнителя, не читать или смотреть интервью с этим человеком. Все эти действия необходимы для знакомства с лирическим героем исполнителя, с его точкой зрения, с его взглядом на этот мир, который он отражает в своих песнях.

Однако многие люди считают, что любая музыка написана с готовым посылом для нас, который нельзя трансфигурировать под свою колокольню. Это вовсе не так: музыка нужна для расширения нашего кругозора, сжатого тисками грязного общества.

Звучит, может быть, пафосно, но не боюсь таких заявлений, причём себя я не исключаю из состава нашего общества.

Учитесь не просто читать текст песни и судорожно переводить на русский язык (вообще, старайтесь дышать на языке песни, об этом мы тоже ещё поговорим), старайтесь не казаться умным, насильно изучая биографию исполнителей и их цитаты, и не нужно высматривать каждый их концерт. Вся информация, накопленная вами во время анализа творчества и жизни музыканта, должна лишь послужить неким инструментом для сравнения вашей точки зрения со мнением автора, во время этого процесса вы сможете приобрести новые знания, поставить новые цели, сохранить в себе мечтательного подростка или же, наоборот, оттолкнуть от себя некоторые идеалы лирического героя, скрытого за личностью исполнителя.

Все эти мои рекомендации, как мне кажется, ничтожны, так как на данном этапе содержат лишь скучную теорию и сложные, запутанные цепочки мыслей.

Но я не собираюсь заканчивать диалог с вами: нам нужно ещё вместе о многом поговорить, и это только начало.

Этот канал станет подкастом в текстовом формате, где я буду делиться с вами своим взглядом на наш мир; я хочу открыть то, что было закрыто во мне долгие годы, что связано с моим отношением к некоторым музыкальным исполнителям.

Я хочу, чтобы вы себя чувствовали тут, как в уютной аудитории для лекций, где хочется с нетерпением послушать преподавателя и узнать для себя что-то новое; и я готов делиться с вами своим анализом многих песен, целых альбомов или даже полного творческого цикла определенных исполнителей, которые живут со мной уже много лет.

Я покажу вам, как я использовал свои кромешные знания о каждом исполнителе с целью сохранить свою самобытность, не убить в себе мечтательного подростка, который внешне уже давно повзрослел и сейчас борется за каждый прожитый день. Я смог из фантика нарисовать себе картину для каждого музыкального произведения, и эта галерея будет моей опорой на протяжении всей жизни.

В человеке должен быть стержень, в том числе и музыкальный, потому что, как я полагаю, музыка - один из вечных источников мудрости, силы и саморазвития, которых нам так не хватает в жизни и которые я научу вас черпать, внимательно прислушиваясь к тексту, голосу и мелодии музыкальных произведений из моей библиотеки.

Я ни в коем случае не музыкальный критик - здесь лишь думы сердца моего.