Человек и завод
November 17, 2019

Человек и завод Часть 1 Начало

Где-то в районе экватора моего школьного образования, когда скучность изучаемых предметов стала очевидной и невыносимой, а успеваемость как "утопленник влекомый камнем толкала дно реки плечом", моя любимая мама решила изобразить интересный педагогический трюк.

Через три хвоста знакомых мне устроили эксклюзивную беспрецедентную экскурсию на не имеющий ни орденов, ни званий Минский Авиаремонтный Завод. По задумке я должен был глубоко негативно впечатлиться условиями труда людей без образования и прямо оттуда, из закопченного цеха, рвануть к свету знаний аки мальчик-мотылек. Ничего не вышло конечно. Кое-как добрался до 9 класса, не поступил в колледж (всем говорю что не хватило одного бала), кое-как еще два года школы, потом кое-как вышка на самом приземленном факультете и без того приземленного университета. Никаких взлетов. Сплошные раскопки. Но это другая тема. Сейчас оглядываясь и анализируя тот случай с заводом выстраиваю интересные умозаключения. Во-первых, я совершенно точно помню, что совершенно ничего тогда не запомнил, не понял, не осознал, никак не впечатлился и, как следствие, никуда не воспарил. Ну грязь кругом, ну масло, ну дым, варят там чего-то, люди чумазые. ХЗ. Здорово будет, воспитывая своих детей (если представится такая возможность), помнить этот опыт. Помнить, что если тебе взрослому, что-то кажется стройной стопудовой теорией и ты думаешь что можешь как-то повлиять на молодой растущий ум, то хер там плавал. Тут исследования показали, что до 25 лет человек вовсе не может себя в будущем видеть. Физически. У него в мозгу нет еще необходимых для этого элементов нейронной сети. Не отросла. Помню как вся эта педагогика со всеми этими взрослыми, отскакивала от меня как пули от танковой брони. Искря и позвякивая. Ничего внутрь не попало, ни капли. А если и попало, то всходов не дало, это точно. Не стоит себя переоценивать в вопросах воспитания. Как говорится у меня в семье "что вылезло, то и выросло". Во-вторых, возникает вопрос, а почему, спрашивается, в грязный цех меня сводили, а в чистый кабинет директора - нет? Или в офис какой крутой? Или в мастерскую художника? Или в издательство? Почему показали как не надо, но не показали как надо? Конечно, по вышеуказанным причинам этот позитивный пример так же точно отскочил бы от меня и толку не было бы, но тем не менее пример показательный. Показывает он систему мышления взрослых. От чего спасаться ясно, а вот к чему стремиться не совсем. 20 лет прошло с тех пор, а у меня этот вопрос так и не прояснился. Прояснилось только то, что "спасаться" и "стремиться" - это не одно и то же. Не всегда наличие одного является гарантией другого. а вот делать что-то просто из страха не оказаться в жопе - так себе мотивация, так себе философия. Но это все риторика. Никто не прав, никто не виноват. Чужая башка - потемки, а тем более детская. В ней гула и мусора поболе, чем во взрослой. Там одноклассники посмеиваются, за то что ты жирноват, там шестьдесят метров пробежать на физ-ре, как под палками пройти, по той же причине, там математика эта, тоска смертная, там хулиганы угрожают кровавой расправой, там Катя... или Оля... или Таня... или все таки Катя?? Там все эти "римские радости" социализации. А вы еще хотите чтобы несчастный ребенок выстроил долгосрочный план собственной самореализации и стойкого личностного роста на ближайшие 10 лет? Попытка хорошая, мотивы благородные, но увы.

Но все это не главное. Главное как и в любой хорошей истории - это ирония. Могла ли моя мама предположить, что сводив меня на завод дабы я никогда там больше не оказался, она определит мой кармический путь на годы вперед? Могла ли она предположить, что начиная с четвертого курса универа и вплоть до 30-ти летия и видимо еще дальше я с заводов вообще вылезать не буду! И ладно универские практики, ладно преисподня литейного цеха серого чугуна, почившего в сладком забытьи банкротства Радиаторного завода (там нормально денег заработали кстати), ладно преддиплом на мотовело, ладно шесть лет глубоких технологических изысканий в термичке тракторного с периодическими летними медитациями на передовой, где-нибудь в прессовом или кузнице, ладно сейчас, хоть и частный, хоть и исключительно коммерческий, но все равно завод. Это ладно все. На что я в конце концов рассчитывал, когда поступал на "организацию и управление литейным производством"? Не писателем же стать. (Эти важные судьбоносные решения люди принимают кстати, именно в том возрасте когда, как выяснилось, будущего они физически не могут реконструировать в мозгу - тоже ирония, да?) Так вот это все ладно. Но ведь и нерабочее время все или почти все проходит на заводах. Мастерские друзей, кофейни, клубы, бары, Горизонт, МЗОР или МинскПроектМебель, пить в Хулиган, танцевать - в ОК16 или Сквот. Повсюду, где бы я не был, что бы не делал, кран-балка нависает надо мной как нога судьбы, как напоминание о том, ничего не предвещавшем Авиаремонтном педагогическом трюке. Совпадение? Не думаю. На днях посмотрел "Завод" Быкова и встряхнулась эта тема в мозгу необычайно. И вспомнились люди, и ситуации, и случаи. Если не угаснет - расскажу.