Установки
December 26, 2020

Магическое мышление

Недавно я написал очень важный и сложный экзамен, из-за которого я сильно переживал. Утром в день эказамена я проснулся, посмотрел на себя в зеркало и понял, что моя щетина отросла слишком сильно. Я побрился, чтобы выглядеть на камере перед экзаменатором более презентабельно.

Когда я шёл в университет, до меня дошло, что бриться перед важным событием вообще-то считается поступком, после которого последует неудача. Это был первый раз, когда я случайно это правило проигнорировал. И, конечно, я начал переживать ещё сильнее.

В этой ситуации примечательно то, что я мысленно связываю два абсолютно независимых друг от друга события: не бриться перед экзаменом => успешно написать экзамен. В психологии такое мышление называется магическим. При этом виде мышления человек верит в то, что он своими мыслями или действиями способен влиять на какие-либо события при отсутствии причинно-следственной связи между ними.

Встать с правой ноги, бросить монетку в фонтан, разбить шампанское о борт корабля — всё это примеры действий людей, которые, как они верят, связаны с будущей удачей. Магическое мышление, к сожалению, порождает много научных мифов — о них прекрасно рассказал Александр Панчин в одной из публичных лекций

Магическое мышление, как и любое другое приспособление нашей психики, создано не просто так и служит нам ради какой-то цели. В моем примере соблюдение этого ритуала даёт мне большую уверенность в себе, а она снижает тревогу по поводу экзамена. Само по себе магическое мышление — полезная вещь, но есть и обратная сторона медали:

  1. Магическое мышление работает против нас, когда мы не выполняем предписанное действие или не думаем «как нужно». Мы переживаем, что навлекли на себя неудачу (это как раз мой пример), виним себя в том, что забыли сделать ритуал, выслушиваем от других: «Ну теперь точно завалишь». Часто такое бывает, когда у вас есть любимый талисман, а вы не взяли его с собой (чуть ниже опишу, что в таком случае можно сделать).
  2. Магическое мышление работает против нас и тогда, когда мы выполняем только предписанное действие, но не делаем то, что реально приводит нас к результату. Многие наверняка слышали об аффирмациях — фразах, которые как бы нужно повторять, чтобы всё было хорошо («Я притягиваю удачу», «Вселенная благосклонна ко мне» и т.д.). Проблема лишь в том, что сколько много я аффирмаций ни произносил, ни одна из них не заменит реальную подготовку к экзамену.
  3. Сама связка может подразумевать вредное для вас действие. В культуре довольна распространена идея о том, что страдания обязательно приводят к успеху. «Бог терпел и нам велел», «терпи, солдат, генералом будешь», «после черной полосы всегда наступает белая», «не устал — значит, не работал» — и это только часть фраз с магическим мышлением. Раскрою вам секрет: чтобы быть успешным, страдать вовсе не обязательно. К сожалению, и сами страдания не обязательно заканчиваются успехом. И если вы вдруг не страдали, то вы всё так же вправе быть успешными и счастливыми. Подумайте хотя бы о своих нынешних успехах: что в них более ценно — страдания или всё-таки старания?

Что со всем этим делать?

В своем примере я, осознав ошибку, попробовал вернуться к реальности и задал себе вопрос: «Что действительно поможет мне успешно написать экзамен?» Ответ на него был прост: 3 дня почти безвылазной подготовки и прорешивания задач — вот что гораздо сильнее и влиятельнее отсутствия бритья утром. Поэтому в ситуациях, где вы нарушили какой-либо привычный ритуал, можно (1) вспомнить о ваших реальных усилиях и их причинно-следственной связи с результатом и (2) всё-таки признаться в том, что нет объективной связи между вашим невыполненным магическим действием и будущей удачей.

При этом совсем выкидывать магическое мышление из жизни тоже не стоит — оно придает вам уверенности в собственных силах, формирует оптимистичный настрой. Если вы используете те же аффирмации и одновременно прилагаете конкретные усилия для достижения результата — пожалуйста, это ваш индивидуальный способ достигать успеха. Только если далее вы потерпите неудачу, то виноваты в этом будут точно не ваши недостаточно сильные аффирмации.

Полезными бывают и талисманы. У меня это — моя самая первая золотая медаль, которую я ношу на все самые важные сореванования. Она придает уверенности в себе и своих силах. Когда я вдруг забываю взять эту медаль, то говорю себе: «Эта медаль — напоминание о том, что ты можешь многое. Она помогает тебе вне зависимости от своего физического расположения. Даже когда она не рядом, она все с той же силой помогает верить в себя». Таким образом, с талисманами можно хитро обходиться, даже если вы их забыли взять с собой. Понятно, что только наличие талисмана без подготовки к соревнованию мне никогда не поможет.

Подумайте также и над тем, какие ваши ритуалы вы бы хотели исключить. Здесь важно понимать, что магическое мышление свойственно нам с самого детства. Наши магические связки порой настолько сильны, что отказаться от них за один раз невозможно. Самый действенный и одновременно опасный метод — отказаться от ритуала при должных усилиях и посмотреть, каков будет результат важного события. Я, например, тот самый экзамен вовсе не завалил, хотя побрился — получается, что связка не работает. Отказываться, конечно, лучше сознательно и заранее, сказав себе: «Мои усилия правда важнее и весомее ненужного ритуала».