March 25, 2019

Пресс-атташе футбольного клуба

 Как стал пресс-атташе ФК?

— Наверное, как и большинство именно в этой профессии – по связям, знакомству. Если конкретнее, то по рекомендации бывших коллег. Перед началом сезона искали пресс-атташе, обратились за консультацией к пресс-атташе другого спортивного клуба города. Тот спросил у, не поверите, ещё одного пресс-атташе, правда, в прошлом. А у того я в пресс-службе работал внештатником один сезон. Он мне позвонил и спросил, есть ли у меня желание. Я даже про условия слушать не стал, сразу сказал «да». Сказали, что надо прийти на собеседование на следующий день, а я даже не знал, как составлять резюме, и актуальны ли они ещё. Пришёл, думал, будут расспрашивать, как вижу работу, что планирую делать. А пришёл я сразу на совещание перед сезоном, там в срочном порядке решались другие, более важные вопросы. Меня ближе к концу представили как пресс-атташе и сказали идти оформляться. Спросили только имя и умею ли я грамотно писать. На эти вопросы я смог ответить.

— Что входит в твои обязанности?

— Так как штат у нас небольшой, на мне висят обязанности и не совсем связанные именно с работой пресс-атташе. Часто я немножко коммерческий директор, бренд-менеджер и так далее – в средних и больших клубах вся эта работа разделена между несколькими людьми или службами. Но, справедливости ради, не я один выхожу за рамки конкретно своей работы, почти что весь наш небольшой штат часто занимается не своими делами. Если говорить конкретно о работе пресс-атташе, то, на мой взгляд, сама профессия немного устарела, вернее, её название. Сейчас пресс-атташе не совсем по связи с прессой и общественностью, а больше SMM-специалист.

Раньше, когда интернет и соцсети не были так развиты, работа пресс-атташе была действительно больше связана с прессой – через телевидение, газеты, радио оповещать город, регион о новостях команды, о прошедших матчах, приглашать народ на будущие игры. Сейчас телевидение теряет актуальность, особенно среди молодежи, газеты умирают с последними их читателями. Радио живет среди автомобилистов. Вся жизнь у людей сейчас – в интернете. И задача пресс-атташе, в первую очередь, качественная работа в соцсетях (ВКонтакте, Инстаграм, Твиттер) и на Ютубе. Даже сайты уже не так важны, они незначительно, но также теряют актуальность, опять же, среди молодёжи и детей.

Так что в мои обязанности входит качественная и количественная подача информации о команде. Освещение её жизни не только во время матчей. И не только на собственных ресурсах, но и в СМИ. Но работа со СМИ – отдельная тема. В то же время я должен формировать положительный имидж команды не только во внутренних ресурсах, но и во внешних. Следить за тем, что говорят игроки (и не только) в СМИ. Важнейшая часть – социальное продвижение команды в городе и регионе. Здесь я должен выводить команду в люди, в городскую жизнь. Водить по детским больницам, школам, проводить мастер-классы. Устраивать детишкам экскурсии по стадиону. В общем, всё, что соответствует названию Local Team. Думаю, это далеко неполный список обязанностей. Но первоочерёдные я привёл.

— Если игрок сказал лишнего, что делаешь в таком случае?

— В этом плане ребята не глупые, все понимают, что они на виду, что их высказывания могут не так интерпретировать, вырвать из контекста. Если они что-то и говорят, то максимально лояльно и нейтрально. Но недавно был случай, когда игрок дал интервью в интернете какому-то болельщику, не журналисту. Тот в своей фанатской группе опубликовал. Там нет ничего преступного, в принципе. Но игроку влетело от главного тренера. Тот совершенно верно подметил, что надо следить, что и кому говоришь и, что тоже важно, согласовывать все это с руководством. И, собственно, со мной, иначе зачем я здесь? Но если игрок всё-таки скажет лишнего, моя задача постараться максимально «замазать» эти слова. Официально извиниться от его лица и от команды, дать опровержение, комментарий по этому поводу. В общем, в любом случае избежать конфликта или его стагнации.

— Как формируешь положительный имидж команды?

— Если честно, то пока никак. Вернее провожу мероприятия, но, так как я один, то хватает меня чисто физически не на много. А так, это продвижение в социальной сфере – создание Local team, как я уже говорил в одном из предыдущих вопросов. Также это вежливое общение с болельщиками в сети, со СМИ. Стараюсь, чтобы мы были открытой в информационной среде командой. Открытость и прозрачность для болельщиков – крайне важный аспект, влияющий на имидж.

Также стараюсь не ввязывать команду ни в какие конфликты в той же информационной среде. А провокаторов всегда достаточно, особенно среди журналистов, которым обязательно нужна «грязь», интриги

Если вкратце: «социальность», открытость, доброжелательность, избегание конфликтных ситуаций. Опять же, список неполный, но, думаю, основное раскрыл.

— Какие у тебя отношения с командой?

— Насколько я слышал, знаю, обычно пресс-атташе не так близки к команде. Лично я считаю, что у меня хорошие отношения с ней. Футболисты – больше закрытая каста, которая больше общается друг с другом. Сторонних, вне футбола, в их жизни маловато (или это только у нас так, тут не берусь судить). Поэтому рад, что держу нормальные отношения с командой. С кем-то общаюсь чуть больше, с кем-то чуть меньше, но со всеми примерно в равной степени. Если говорить не углубляясь, они мои хорошие знакомые. Административный штат команды — мужики взрослые, а я ещё сравнительно молод, ближе к футболистам по возрасту. Но и с ними общаюсь достаточно хорошо, все же одно дело делаем. Скажем так, выпивал со всеми.

— Звездная болезнь среди футболистов распространена?

— У подавляющего большинства из них, скажем так, завышенная самооценка. Не ЧСВ, конечно, но не совсем объективная оценка своих возможностей, в первую очередь, относительно других. «Зазвездившихся» не видел, но и работал с не таким большим количеством. Есть немного ленящиеся, недорабатывающие на тренировках в силу того, что они все доказывают в играх. Это нормально, но они могли достичь максимума и играть в командах куда лучше и сильнее. Поэтому «звездянки» нет, но повышенная самооценка у многих. Считаю, это больше помогает, чем мешает.

 Какая зарплата у пресс-атташе? Сопоставима ли она с потраченными усилиями?

— Ох, трудный вопрос. Вообще, своей зарплатой я полностью доволен. Но люди этой профессии, знаю, получают гораздо больше. Пока что эти деньги сопоставимы с потраченными мною усилиями. Но тут дело во мне и моей периодической лени и амёбности. Буду больше пахать, уверен, буду больше получать рано или поздно. Хотя такой расклад в любом деле. Если бы у меня была своя семья (жена, ребёнок), этих денег бы не хватало. Но так как я ещё студент и живу с мамой – это предел мечтаний. Все относительно.

— На кого учишься?

— Специалист по работе с молодежью.

— То есть, как я полагаю, образование не помогает в работе?

— Ну почему же. За всё время обучения у нас было несколько, не так много дисциплин, которые были актуальны, современны. Что-то оттуда мне помогает. Отмечу, что эти дисциплины были связаны с SMM и интернетом. Но абсолютное большинство — бесполезная хрень, и эта проблема уже образования, вдаваться в подробности не буду. Но а) не должны гуманитариев долбить и отчислять из-за математики и теории вероятностей, а технарей — из-за истории и философии; б) преподаватели, которые сидели на коленках ещё у Сталина и оценивают студентов по личному впечатлению, не должны и близко подходить к молодёжи. Тем более оценивать их. Думаю, так не только в моём не самом безызвестном ВУЗе.

— Какие у тебя карьерные перспективы?

— Зависит от рекомендаций коллег и тех, с кем взаимодействовал по работе. Ну и от того, как я буду пахать. У меня есть претензии к себе. Но думаю, что перспективы есть, и не самые туманные. Главное для меня, остаться в футболе. Без футбола в жизни я не смогу, а заниматься нелюбимым делом врагу не пожелаю.

В клубе могу занять руководящие должности с большим кругом обязанностей и соответствующей зарплатой. Есть другие клубы, но этот путь я для себя, по крайней мере сейчас, не рассматриваю. Есть работа в футболе, но не в конкретном клубе – туда тоже, правда, желания нет стремиться.

— Почему же не стремишься?

— Тут надо разделить. Есть информационная работа в российском футболе, не в конкретном клубе. Она только в этом году качественно рванула вверх. Туда бы я попробовал попасть. А есть другая, направленная на координацию, развитие футбола, все в таком духе. Это не привлекает. Основная причина, мой главный страх, если угодно, бумажная работа, вся эта бюрократия. Столкнулся с ней на первых порах работы – ужаснулся. Не представляю, в каких объёмах это всё происходит на высшем уровне. И не хочу. Не хочу писать служебную записку, чтобы пукнуть в своём кабинете, если утрировать. А у нас, к сожалению, встречается и такое.

 Сам играешь?

— Да, но в силу деревянности и бесталанности на своём уровне — «трупняки». Знаю, что такое футбол и как играть, но максимум — не бить с пыра.

 У футболистов есть менеджеры?

— Вроде как есть. Сейчас у всех есть.

— Есть ли конфликтные футболисты, с которыми у тебя не получается наладить отношения?

— Нет, конфликтных нет. Многие любят повозмущаться, но до конфликтов не доходило. Мы ведь делаем одно дело, так что наши интересы не пересекаются, а идут вместе. Хоть какие-то отношения есть со всеми. Просто кто-то больше сам по себе.

— Как проходит твой обычный рабочий день?

— Приезжаю на работу утром (нет определённого времени, главное, быть в нужное время на месте). А там уже зависит от повестки дня. Если у команды нет тренировки, занимаюсь... да чем угодно могу заниматься по работе, круг широкий. Если команда на тренировке, то и пойду на поле, вдруг есть какое-то событие внутри��омандное. Больше всего я взаимодействую с директором, оператором, администратором и специалистом по работе с болельщиками. Обсуждаем с ними вопросы повестки дня, разделяем обязанности, работаем. В один день могу с 8 утра до 10 вечера пробыть на стадионе, не успеть пообедать и поужинать (обычно это день матча), в другой — прийти и поплевать в потолок, потому что ни игр, ни тренировок, да и просто никого. Бывает, в выходные на работу хожу, когда не всё успеваю сделать на неделе. Ненормированный график работы — это про пресс-атташе. Инфоповод может появиться в любое время дня и ночи, и ты должен быть всегда на связи, на него реагировать.

— Чудеса журналистики встречал?

— Конечно! Журналистика в России — сплошная провокация, поиск грязи, говна и сплетен, клики. Конкретно в моём регионе СМИ – пассивные и ленивые, которые сами, без денег на карман, никогда не шелохнутся.

Конкретно в моем регионе невозможно работать с телевидением – у них на все нет ни денег, ни желания. Один телеканал ездит снимать репортажи с соревнований, условно, по поимке яиц ртом, кладя болт на футбол, баскетбол и хоккей – основные и самые популярные виды спорта. Это вообще нормально?

Про газеты вновь повторюсь, что они почти мертвы. К радио претензий у меня нет, с ними работать приятно, они взаимно заинтересованы в сотрудничестве. Интернет-СМИ, в том числе в соцсетях.... тут роль играют клики, а клики собирают скандалы. Тут не до помощи в информационном продвижении команды в городе. Был пример несколько месяцев назад, когда один из не совсем дружащих с головой болельщиков в своей фанатской группе подставил команду, натравив на нас обозленных и без того болельщиков другой команды. В СМИ ту провокацию представили как официальное заявление футбольного клуба. Это ещё раз показывает, что журналистам даже лень разобраться в сути – разница в том, что в официальной группе десяток тысяч болельщиков, а в той – полтора голубя. Главное для СМИ, чтоб внутри сюжета была «какаха», на которую слетятся мухи-пользователи. К сожалению, подобный пример не единичный.

— Сам ушел бы работать в СМИ за большие деньги?

— Из футбола самовольно не уйду ни при каких обстоятельствах!

— На какие самые распространенные вопросы журналистов ты уже устал отвечать?

— Собственно, большинство журналистов вообще не понимают, в каком соревновании участвует команда, отсюда иногда бывают ступоры. Но, наверное, это нормально. Просто журналисты знают, что есть Премьер-лига и что-то за ней. А как и что — многие не знают. Для обывателей это вполне нормально, считаю.

— Как часто сталкиваешься со стрессовыми ситуациями, когда хочется все бросить и уволиться?

— Ну, такая работа, прежде всего, доводит до стресса тем, что ты всегда должен быть на связи, и твои планы могут порушиться в любой момент, какими бы они ни были. Бывают уступки, но чаще всего ты должен быть всегда готов подорваться съездить куда-нибудь или срочно что-нибудь написать. Да и не все игроки любят участвовать в каких-то мероприятиях, но это пустяк. Много таких, которые понимают важность подобных мероприятий для клуба. Но такого, чтоб прям бросить все и уволиться, наверное, не было. Я ведь получил работу мечты – ещё в детстве ходил на стадион и думал, как было бы круто стать в будущем пресс-атташе, к примеру. Им по итогу и стал.

— Алкоголь или наркотики используешь, чтобы расслабиться?

— Наркотики и сигареты никогда в жизни даже не пробовал и не испытывал желания. А вот алкоголь с недавних пор употребляю. Всё-таки окружение влияет на человека, до 18 лет не пил, типа принципиальный был. Потом попробовал, и понеслась, но в ущерб работе – никогда. А после работы, почему бы и нет?

— Если игрок отказывается поучаствовать в каком-либо мероприятии, твои действия?

— Сначала уговариваю, мол, «надо, Федя, надо». После этого чаще всего, не хотя, но соглашаются. Если ни в какую, то ищу альтернативу – таких вся команда. Если нужен именно он, иду к начальству – кто платит, тот уговорит. Но обычно все заканчивается на первых двух этапах, да и отказывают парни в 1-2 случаях из 10.

— У футболистов есть какие-либо приметы или суеверия?

— Да, у многих. Но они их особо не афишируют. Есть одна шутливая примета, связанная со мной и одним игроком – перед матчами я фоткаю его на поле в очках и заливаю в клубный Инстаграм. За два-полтора часа до матча. Обычно мы выигрываем после этого. Один раз вырывали ничью на последних минутах. Один раз сфоткал его за день до матча на поле – мы разгромно проиграли.

— Какая атмосфера царит в раздевалке после первого тайма? Расскажи, что там делают.

— В перерыве я вообще не захожу в раздевалку. На домашних матчах ультразанят, в гостях – стою у поля, выдыхаю, общаюсь с запасными. Как-то раз вообще помогал разминать запасного вратаря, который готовился к выходу на поле.

— Чем занят на домашних матчах?

— Перед матчем – вопросы организации. Шоу, билеты, программки, анонсы матча в соцсетях, стартовый состав, протокол, может что-то ещё. Во время игры комментирую матч. Сразу после – бегу организовывать пресс-конференцию. Если выиграли, то забегаю в раздевалку для победного фото, если нет – то за главным тренером. Потом ещё сижу два-три часа в кабинете и отрабатываю материалы по матчу: текст, если есть фото, нарезаю голы, рассылаю инфу по матчу в СМИ и комментарии участников матча тоже обрабатываю. В общем, когда все уже под шафе или спят, я ещё только заканчиваю. Ещё решаю вопросы с журналистами, если подходят. А так, готовлю им чай и перекусить в пресс-центре.

— Какие главные минусы твоей профессии?

— Главный минус — когда команда проигрывает. В спорте нет людей, которые равнодушно и спокойно относятся к поражениям. Тогда у всех становится ужасное настроение, в том числе и у тебя, и работается не с таким энтузиазмом. Ровно так же, главный плюс — когда команда побеждает. Все становятся радостными и счастливыми, и ты работаешь на драйве, адреналине — быстрее и продуктивнее.

Ну и самый главный плюс для меня — начальство. У меня великолепный руководитель, благодаря которому я и профессионально расту, и получаю удовольствие от того, что делаю. Много раз слышал фразу что-то типа: «Если у тебя на работе плохой начальник, ты её не любишь, какой бы она ни была». Так вот, мой руководитель — обратный пример

Благодаря нему у меня никогда нет желания про*бать работу, забить на всё. Он одновременно и жёсткий, строгий, где надо, и в то же время открытый и понимающий. Даже предполагаю, что, если уйдёт когда-нибудь он, то покину команду и я. Может, не сразу, но покину.

— Что после поражения делает команда?

— Команда идёт в раздевалку, переодевается, слушает слова тренера и в плохом настроении разбредается по домам. Я, независимо от результата матча, работаю.

— Как часто журналисты выкладывают фейковые новости, связанные с вашей командой?

— В одном из предыдущих вопросов рассказывал, как один из телеканалов в сюжете представил провокационный пост в фанатской группе как позицию официальной группы. Это можно назвать фейком. Было ещё пару новостей, которые я видел, где всё представлено несколько иначе, чем есть на самом деле. Но там, скорее всего, не «воняло» заказухой, а «пахло» непрофессионализмом. В подавляющем большинстве случаев СМИ о нашей команде публикуют достоверную информацию, либо ту, что удалось нарыть самим. Бывали фэйлы, где были фактические ошибки, но, опять же, это нормально для непрофильных, неспортивных журналистов.

 Были ли случаи, когда хотел вспылить на журналистов, начать орать и т. д., или же ты всегда должен быть спокойным?

— Во-первых, я никогда не должен выходить за рамки культуры и приличия. Это равнозначно тому, что я должен знать грамматику и орфографию русского языка. А, во-вторых, я могу быть недовольным их работой, но бубню себе под нос обычно об этом. Но в основном я отношусь к каким-то крайним ситуациям иронично. Без привязки к журналистам, ко всему. С иронией жить легче.

— Какой бы ты совет дал людям, которые хотят себя попробовать в роли пресс-атташе?

— Относиться ко всему проще, с иронией. Всегда держать себя в руках. Быть готовым пахать. И, самое главное, делать свою работу так, как видишь её ты. А то советчиков всегда много, которые обязательно знают, как делать «лучше». Однако в том или ином вопросе разбираются поверхностно, либо просто выё*ываются. Есть пресс-атташе, у которого есть (или нет) пресс-служба. Каждый должен заниматься своим делом.

— Профессия как-то отражается на личном характере?

— Ох, даже не знаю. Наверное, не мне об этом судить. Точно могу сказать то, что профессия отражается на настроении. И до, и после работы не могу не думать о ней. Все уношу домой или туда, куда иду.

— Связей стало больше в жизни?

— Естественно, список контактов «разбух» в несколько раз. Сейчас их около 300, а было не больше 40-50. Список постоянно пополняется. Стало не столько больше связей, сколько взаимодействий с людьми. Эта работа – постоянное взаимодействие со всеми.

— Есть ли у тебя свободное время?

— Ну, когда как. Вообще, по идее, его не должно быть. В этой работе абсолютно всегда есть чем заняться. Во время игр свободного времени, естественно, нет. Есть нехватка времени в принципе.

— В каких клубах хотел бы поработать и почему?

— Если честно, то просто остался бы в своём клубе как можно дольше, стал бы одним из его старожил, может даже легенд. Хочется не просто пассажиром побыть, а оставить значимый след. Если мыслить не только мечтами, то там, где будут платить достаточно, чтобы обеспечить свою семью. Это для меня тоже крайне важно. Конкретных каких-то клубов нет, просто есть симпатии к работе отдельных пресс-служб.

— Что считаешь своим самым большим достижением за все время работы?

— Нет у меня пока достижений, ничего значимого и глобального, на мой взгляд. Есть какие-то положительные моменты, истории, но не более того. Радуюсь, когда заходит какая-то конкретно моя креативная задумка. Например, креативное представление новичка команды. Такое удавалось провернуть и заходило. Но, повторюсь, это просто положительный момент. Мое главное достижение, пока что, то что я работаю на этой должности. Смог добиться этого своим трудом.

— Почему так переживаешь за анонимность?

— Во-первых, люди у нас очень любят воспринять всё больше с негативной точки зрения, что-то, в ряде случаев, даже дорисовать, если это выгодно. Любой мой ответ недоброжелателями (а такие есть всегда, не лично мои, но, например, клуба) может использоваться против меня и клуба. Это не в наших интересах. Задай мне точно те же вопросы спустя несколько лет, ответы будут другие. Я пока нахожусь не в том положении, чтобы быть настолько открытым. Тем не менее, надеюсь, раскрыл вашим читателям хоть какие-нибудь интересные детали работы.

 Что считаешь наибольшим провалом за всю свою карьеру?

— Минусов в работе много, не чересчур, но достаёт. Начиная от мелких косяков (не в том свете представил новость, банальная фактическая ошибка), заканчивая тем, что не выполнил важное поручение по работе. В основном мне достаётся за то, что лишь смежно связано с моими обязанностями (как я говорил, штат у нас маленький, поэтому все мы совмещаем ещё какие-то должности). Прямо наибольших провалов нет, но есть слабое место. Это, собственно, работа со СМИ. Как раз основа работы пресс-атташе. Но это процесс обоюдный. Мне трудно что-то делать, когда взаимодействующей стороне ничего не надо. К тому же свою роль сыграла моя неопытность — в некоторых моментах я сработал не так, как было должно. Есть положительные примеры, но их минимум. Отладить взаимодействие со СМИ, по большей части, не получается. Не провал, тут есть ещё, над чем работать.

— Расскажи какую-нибудь самую запомнившуюся историю, связанную с работой.

— Даже не знаю, с одной стороны много таких, с другой они только для меня особенные. Когда человек обожает футбол, мечтает туда попасть, работать в нём, связать с ним свою жизнь и попадает туда – первое время он живёт словно в сказке. Так было со мной. Я не до конца понимал, что происходит и немного витал в облаках. Кого-то это, может, заряжает, но меня немного отвлекало от самой, собственно, работы. «Розовая пелена» прошла и стало легче сосредотачиваться на задачах. Лучше быть реалистом, чем мечтателем. Я хорошо помню первые дни, когда толком не понимал, что и куда, зачем и почему. В свой первый день вышел к кромке перед тренировкой, меня представили команде, все поаплодировали. Дежурная мелочь? Вроде бы. Но для меня эти пару мгновений самые запоминающиеся. У меня аж руки дрожали и голос. Некоторые футболисты даже подумали, что я новенький. Видимо, настолько молодо и спортивно (нет) выгляжу.

Интервьюер