April 19, 2020

Насилие в Казахстане

На сегодняшний день, в нашей стране остро стоит проблема домашнего насилия. Домашнее насилие – причинение физического ущерба одним из супругов другому. К сожалению, это ограничивается не только побоями, но и сексуальным домогательством и изнасилованием. Так же в бытовое насилие входят: психологическое насилие и финансовое насилие.
Начиная исследовательскую работу, моей целью является раскрытие самой структуры данной проблемы среди общества и основные причины возникновения, существования и развития этого общественного «недуга».
Данная проблема существует с момента самого создания нашего государства и на данный момент не только не решилась, но и сильно развилась. Я предполагаю, что причиной этому послужили: нежелание родителей освещать такой инцидент в массы, и в частности в правоохранительные органы, нежелание пострадавших освещать проявление домашнего насилия, изнасилования, гибкий закон, позволяющий виновным уходить от уголовной ответственности, менталитет, малая освещенность данной проблемы средствами массовой информации и низкий статус данной проблемы среди общества.
Стоит учесть, что домашнее насилие никаким образом не ограничивается лишь на супружеских парах, но широко встречается и по отношению к детям данных семей. То есть родители бьют своих детей по самым разным причинам, но насилие остаётся насилием и поврежденная психика ребёнка не всегда восстанавливается, по причине отсутствия доступных (финансово) квалифицированных психологов в государственных учреждениях.
Но в данной работе я остановлюсь только на насилии между супругами/полами.
Чтобы сказанные мной слова не были голословными, приведу несколько фактов взятых с сайта http://mahabbatka.kz/, на котором данные были взяты с исследования «Выборочное обследование по насилию в отношении женщин в Казахстане» казахстанского комитета по статистике.
«17% женщин в возрасте от 18 до 75 лет, когда-либо имевших партнера, испытывали физическое и/или сексуальное насилие со стороны интимного партнера.» «50% женщин, когда-либо имевших партнера и испытывавших физическое насилие со стороны интимного партнера, сообщали о жестоких формах физического насилия, нежели только об умеренных формах.» Надеюсь, этих цифр вам хватит для того, чтобы убедиться, что мужчины в Казахстане слишком многое себе позволяют, при этом не неся никакую ответственность за свои действия/бездействия.
Говоря простыми словами, поправки, внесенные К.Токаевым в закон, снимают все штрафы с домашних тиранов и ограничивают уголовную ответственность за проявление домашнего физического и сексуального насилия лишь предупреждением. Как это повлияет на дальнейшую ситуацию?
Процент виновных, не получивших должного наказания и не понесших какую-либо уголовную ответственность, характерную для развитых современных стран по отношению к данному виду нарушения основных прав человека, будет расти. Такова психология насильника, где можно – там нужно. И тут стоит отметить, что насильником может выступать не только представитель мужского пола, но и женщина. Пол данной роли в семье, зачастую зависит от национальности.
Например, в семьях, национальность супругов которых имеет славянские корни, эту роль занимают женщины (в большинстве случаев). А в национальностях Восточной Азии, роль принадлежит чаще мужчинам. Даже если в некоторых культурах домашнее насилие – норма, есть национальности в культурах которых почитается равноправие и просто права человека. Основное право из которых – безопасность. То есть многие национальности подвергаются влиянию стереотипизации.
Но тем не менее, многие культуры подверглись изменениям, в пору со временем. В теории они должны были быть положительными, но на деле оказались отрицательными. В итоге многие менталитеты приняли насилие за норму. Менталитет настолько сильно повлиял на ситуацию в обществе, что даже представители закона наотрез отказываются принимать заявления с жалобой на подобные нарушения правовых норм. «На третий день после изнасилования, я обратилась за помощью в полицию, но они были знакомы с моими родителями. Потом родители заставили меня бросить эту «глупую» затею, потому что ОН все-равно не понесет наказания. А позор им разгребать» - слова моего первого респондента. Её изнасиловал двоюродный брат в её же квартире. Всё происходило в поселке городского типа, на территории Казахстан. Получается менталитет сложился такой – изнасиловали – забыли, лучше чем позориться.
Второй мой респондент: «Мой муж изнасиловал меня на пятый день замужества. Многочисленные переломы и ушибы. Родители «уговорили» промолчать.»
Опрашивая двух женщин, в возрасте 21 и 23 года, я убедился в своей гипотезе, что родители, менталитет и правоохранительные органы – ещё один фактор развития данной проблемы.
Далее, я проводил открытый опрос на улицах города Алматы. Было опрошено 34 человека в возрасте 38-47 лет. Целью опроса было: выявить уровень осведомленности опрашиваемых на тему «бытовое насилие в РК».
Всем был задан один вопрос: «Встречали ли вы в СМИ статьи/новости о домашнем насилии?» В результате опроса 27 из 34 ответили отрицательно. Такие результаты были удивительны, в силу цифровизации населения. И так же являются подтверждением моей гипотезы.
В процессе исследования, я выявил ещё одну причину – отсутствие учений правовым нормам человека в образовательной системе Республики Казахстан. То есть если в семье не даётся должное воспитание, оно должно даваться в учебных заведениях. Но этого не происходит и мы видим как молодое поколение, закончившее школу/университет становятся частью статистики насильников в стране.
Помимо домашнего насилия, хотелось бы в должной мере осветить взаимосвязь бытового и общественного проявления насилия. Все опять лежит в психологии членов нашего общества. Рас уж человек дома бьёт, насилует своего супруга, он считает себя правым в этом деле. Неважно мужчина или женщина, суждения о нормах общества и прав человека остаются такими же допотопными.
Один из моих знакомых: «Да они втроём набросились на меня и изнасиловали. Я поначалу сопротивлялся, но они делали все больнее и больнее и мне пришлось поддаться». Это яркий пример того, что насильниками могут являться не только мужчины, но и женщины. Но нельзя отрицать, что статистика выходит в пользу женщин. Я привёл данный опрос к тому, чтобы избавить читателя от слова «пол» в отношении данного дела. Человек – есть человек, какого бы пола они ни был, он должен быть защищен от насилия в любом месте и в любое время.
К сожалению, ситуация в стране остаётся плачевной. И подводя итоги исследования, я могу заявить, что главными виновными в данной общественной проблеме является государственный аппарат.