June 7, 2020

Бывает, я зарабатываю до 150 000 рублей в месяц, а бывает, и ничего не продаю. История одного питерского ювелира

Считается, что ювелир — весьма высокооплачиваемая профессия, ведь мастер создает украшения, которые продаются покупателям за большие деньги. Ювелирные изделия являются показателем статусности владельца, свидетельством его состоятельности и богатства. Так ли это на самом деле? Об этом расскажет Юрий Былков. Он выбрал для работы недрагоценные материалы, его изделия носят творческие, креативные, известные люди.

Юрий занимается этим делом уже 19 лет. И за это время узнал о тонкостях этой работы если не всё, то очень и очень многое. Он поделится историей своего пути в профессию, познакомит желающих с информацией, как стать ювелиром, какими знаниями и умениями следует овладеть для освоения данной специальности, а также раскроет секреты своего мастерства.

Мой путь в ювелиры

Здравствуйте! Меня зовут Юрий Былков, я — художник декоративно-прикладного искусства. Работаю в направлениях ювелирное искусство и керамика. Родился в Ленинграде, живу и работаю в Санкт-Петербурге, некоторое время назад я стал работать как самостоятельный художник. В этом месте хочется отметить, что понятие самостоятельный художник заключается в том, что сейчас я работаю сам на себя, а до этого работал дизайнером на ювелирном заводе «Ювелирный дом Садко», ранее работал в «Русских Самоцветах» ювелиром, а также в других фирмах.
Это я за работой. Фото Дмитрий Яблочков.

Ушел в свободное плавание

Ювелирный дом Садко — крупная ювелирная компания, меня взяли туда в помощь главному дизайнеру Анастасии Сухановой. В мои обязанности входила верстка каталогов, фотографирование украшений и придумывание новых моделей.

В какой-то момент, объем работы по фотографиям и каталогам вытеснил работу по придумыванию. И однажды, верстая очередной каталог, я понял, что мне не совсем нравится бесконечно работать за компьютером, и я принял решение уйти в свободное плавание. К тому же я закончил обучение в дизайн-центре «Образ и форма» (Это частная школа, где обучают ювелиров творческой составляющей, чтобы придумывать уникальные украшения), у меня уже были свои работы, которые я параллельно с работой на заводе как-то худо-бедно продавал. Работая в Садко, я получил хороший опыт, который мне сейчас пригодился, ведь работая самостоятельно, мне приходится делать все, что я делал в Садко. В общем, работая на себя, я превращаюсь в заводик, но все функции выполняю сам.

Профессиональное обучение

В общей сложности, ювелирным делом я занимаюсь около 19 лет. Это включая четыре года учебы в Художественно-профессиональном лицее (сейчас это Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже), где я постигал азы профессии. Учиться мне было очень интересно. И очень хотелось уже применить полученные навыки. И в конце второго курса я со своим однокурсником и приятелем Анатолием Давыденко устроился на ювелирный завод «Альфа». Сначала нас взяли на работу по наклейке камней в украшения из недрагоценных материалов, потом мы перевелись на участок монтировки — это место, где собираются украшения до готового состояния, собственно, это и есть работа ювелира. Там же на заводе я познакомился с главным художником завода Еленой Аникеевой, которая провела нам экскурсии, показала, как работают художники на заводе, собственно это и вдохновила меня, чтобы стать человеком, который придумывает украшения.

После Художественно-профессионального лицея я пошёл учиться в дизайн-центр «Образ и форма» — это такая частная школа в Санкт-Петербурге, где обучают дизайну. Там я проучился 4 года. Начиная с 2006 года я стал участвовать во всевозможных конкурсах ювелирного искусства, и получалось занимать призовые места.

Я участвовал в конкурсах авторского ювелирного искусства и принимал участие в выставках, и так меня заметила искусствовед Марина Николаевна Лопато из Государственного Эрмитажа и пригласила принять участие в выставке «Пластика в металле и камне», которая проходила в 2014-2015 году, и после этого попросила подарить работы в коллекцию Государственного Эрмитажа. Сейчас они где-то в запасниках музея.
Мои украшения, которые в коллекции Государственного Эрмитажа.

Мечта родом из детства

Ювелиром я хотел стать с детства, где-то с класса седьмого. Так получилось, что я не мог оторваться от телевизора, когда там был «Магазин на диване», где продавали ювелирные украшения. А потом, как-то после такого «Магазина на диване», показали документальный фильм о Красносельском ювелирном техникуме. И тут я понял, что мне надо стать ювелиром. С невероятной силой захотел стать человеком, который придумывает, делает какие-то уникальные вещи которые, все хотят купить.

В общем-то то об этом намерении я сообщил своим родителям. Папа работал дежурным в милиции, мама работала уборщицей. Родители отнеслись к этому позитивно, папа стал хвастаться своим друзьям, что я пошел учиться на ювелира.

Когда я приступил к учебе, очень меня напугало количество инструментов, которое необходимо для работы, но постепенно что-то я покупал, что-то кто-то дарил, однажды мне папа сказал, что у его приятеля умер знакомый ювелир, и от него остался какой-то инструмент и отправил меня смотреть. И тут я хорошо пополнил мою мастерскую.

Первые клиенты и заказы у меня появились, когда я учился еще на первом курсе в лицее. Были какие-то совсем простые колечки, и также простые сережки заказывали школьные приятели, много дарил. Когда я закончил лицей, и уже где-то работал, постепенно начали развиваться соцсети и собственно все работы, которые я делал как дизайнер, я стал публиковать во ВКонтакте, и по сарафанному радио появлялись какие-то заказы.
Кольцо взмах, титан 2014 г.

Авторское ювелирное искусство

Сейчас я работаю в направлении, которое называется «авторское ювелирное искусство», это значит, что я создаю украшения, которые сделаны вручную и один раз. Делаю иногда какие-то повторы, но это получается авторская реплика, которая отличается от предыдущей моей работы. Собственно по ассортименту — это классический ювелирный набор — кольца, браслеты, сережки и колье. Классические по наименованию, но авангардные по виду. Я стараюсь делать украшения такие, чтобы они были как микроскульптуры, которые можно носить как часть человека.

Работая на предприятиях с драгметаллами, я понял, что какие-то интересные украшения очень трудно создать, потому что золото и серебро достаточно дороги, и получается надо делать что-то очень маленькое. Совсем мелкие украшения — это, конечно, популярная тема и всегда будут ценители маленьких украшений, но их скучно делать, их и так огромное количество, да и совсем не хочется заниматься документами, связанными с пробирной палатой.

Недрагоценные материалы

Я сделал свой выбор в пользу недрагоценных материалов. Для меня более ценно в работе провести эксперименты, не хочется думать о том, что это гигантские вложения, заниматься сбором опилок, поэтому я работаю с недрагоценными материалами, и вот для себя открыл металл титан. Основное его преимущество, то что он гипоаллергенный, и по химическим свойствам он похож на золото, но титан более легкий, и это позволяет делать изделия крупного размера. Еще у титана можно сделать яркую оксидную пленку, это цвета побежалости, в отличии от стали, они химически более стойкие на поверхности металла.

Материалы, которые я использую, это — латунь, бронза, дерево, титан, они продаются на металлических базах, и их легко найти в интернете. Также я покупаю на барахолке какие-то штуки, которые потом переделываю.

Креативность в моей работе

Креативная составляющая — это главное в моей работе. Непредсказуемо, что меня может вдохновить. Когда я отдыхаю, смотрю кино или гуляю, что-то может послужить некоторым толчком, триггером для новой идеи, и это мне очень нравится. Иногда сажусь и придумываю иногда неожиданно приходится зарисовывать что-то на бегу срабатывает какая-то увиденная аналогия с чем-то. Часто беру свои работы и придумываю их заново, чтобы сделать их лучше.

Много идей в зарисовках. Небольшая мастерская есть у меня дома. Это рабочий стол и бормашина, всё остальное, что надо прокатывать, отливать, резать или ещё что-то, можно сделать на аутсорсе.

Мои украшения есть и у известных людей. Мария Фернанда Кандиду в моих серьгах в фильме «Bio construindo uma vida».

Процесс создания украшения

Есть некоторая идея, она может быть нарисована, может быть у меня в голове. Я думаю, потом сажусь и делаю, или отправляюсь в поисках чего-то, что мне нужно для того, чтобы сделать, сажусь и делаю. Что касается времени, то тут все по-разному: бывают работы, которые я делаю 10 минут, иногда совпадает, что есть и заготовка и все вроде готово, а что-то не получается, потом я понимаю, как должно быть и раз, и готово.

А бывает, некоторые работы надо начать, отнести куда-то, там сделает с ней кто-то что-то. Например, можно сделать форму, отнести ее в литье, после отливки, отливку надо обработать, потом надо отнести, чтобы закрепщик закрепил камень, потом отнести, чтобы посеребрить, и таким вот образом может пройти неделя, иногда и не одна.

Большой процент работы я делаю сам, есть у меня несколько учеников, которые что-то делают за меня, и многое приходится делать, обращаясь в фирмы, где отливают, делают покрытия из драгметаллов.
Браслет, плексиглаз.

У меня много любимых украшений. Вот из последнего — это колье под названием «нимб», оно сделано таким образом, что внешний металлический контур как будто бы парит надо одеждой. В общем, мне нравится тема невесомости, она меня как-то будоражит и вдохновляет.

Что еще входит в мою работу

Но, кстати, только на изготовлении украшений моя работа не заканчивается. Также в мою работу входит всё сфотографировать, разместить в соцсетях, ответить на вопрос, который там написали, и это, собственно, ещё продать надо.

Если вы посмотрите мой Инстаграм, там можно увидеть, что мне приходится здорово думать, как все это подать, чтобы дистанционно можно было представить, как изделие выглядит. Не всегда это удается, но чаще всего мне приходится делать видео, анимации украшения, которые поворачиваются вокруг своей оси. Чтобы полностью представить объем, одного ракурса и даже двух-трех ракурсов недостаточно, чтобы понять, как это на самом деле выглядит. еще хочется чтобы эти картинки были веселые, не всегда это удается, но иногда получается.

Еще у меня есть ютуб-канал, где я публикую записи разговоров с другими ювелирами и видео некоторых своих работ. Видео дается особенно трудно, так как у меня очень специфичные работы, и кое-где есть технологически интересные. На меня в соцсетях подписано много ювелиров, собственно, и мне интересно узнавать и делать что-то интересное и людям, это позволяет объединяться с людьми и решать возникающие вопросы, формировать сеть художников-ювелиров.

Трудно разделить, где заканчивается работа ювелира. Конечно, с одной стороны, когда есть разделение труда, понятно пока пилишь золото, ты — ювелир. А когда ты сам по себе? Если ювелир моет пол — это ювелирная работа? Получается что вся моя работа — ювелирная, и продать тоже. Ну и честно говоря, у меня это самое провисшее место, над которым активно работаю. Недавно я осознал, что это как будто бы определенная наука — уметь продавать. Обнаружил большое количество книг и лекций на эту тему, начал все изучать. Изученные материалы меня здорово озадачили. Я понял и стал видеть, когда мне пытаются что-то продать.

И я публикую свои работы в Инстаграм, из него приходят люди и сарафанное радио работает на меня, ведь я 19 лет в этой сфере и люди меня знают.

На заказ или готовые работы?

В классическом понимании заказ,а я так не работаю.

Иногда происходит так: у меня есть клиенты, с которыми я уже давно знаком, и они мне заказывают что-то. Заказ может выглядит примерно так: говорят, «вот тебе, Юра, 20 000 или 33 000 рублей, или сколько я готов взять, и говорят нам нужно колье, чтобы мне было хорошо». Я делаю на свое усмотрение то, что будет хорошо, а человек мне доверяет. А так, конечно, стараюсь продавать готовые работы.

Мои покупатели — это люди, у которых сильно развиты креативная и творческая составляющие. Это дизайнеры, архитекторы, артисты, актеры и люди, которым по ходу работы надо выступать — лекторы, есть несколько докторов.

У меня есть постоянные клиенты, которые следят за новинками, и когда видят, что им это подходит — обращаются.
Колье из серии Ритмы, пластик.

О финансах

Я не ощутил влияние кризиса, думаю это связано с тем, что я пошел работать сам на себя во время кризиса и все более-менее ровно, но и все-таки я больше художник, чем предприниматель. Предприниматель я только на бумаге.

С тех пор как я начал работать сам на себя, я прямо почувствовал сезонность в украшениях. То есть к Новому году какой-то подъём, потом ещё один подъём к 8 марта и следующий подъём уже начинается где-то к лету, а потом уже в ноябре.

Ну и, собственно, в какие-то месяцы мой заработок может доходить до 100-150 тысяч рублей в месяц, а может так случиться, что и ничего не купят. Средняя стоимость изделий составляет от 5 до 30 000 рублей.

Участие в выставках

Конечно, я участвую выставках и конкурсах. Это, как правило, выставки, где участвуют только художники и происходит какой-то серьезный отбор. Участие в подобных мероприятиях очень полезно для развития, понимать контекст, что происходит, также происходят полезные знакомства с коллегами.

Однажды, на первых порах «свободного полета», как раз был первый не сезон, где-то в августе, я понял, что сильно всем задолжал, а покупок никаких что-то не предвидится, и начал даже посматривать на хедхантере, может надо пойти работать куда-то. И тут внезапно выиграл в конкурсе в Калининграде 30 тыс. руб. было приятно и позволило как-то дотянуть до осени. Поэтому, участие в подобных мероприятиях может и поправить немного финансы. И главное конечно, благодаря выставкам и конкурсам, мои работы попали в главный Мировой музей — Государственный Эрмитаж. Это очень приятно!

С чего начать новичку в профессии

Тут получается что? Ювелирная сфера как таковая очень большая. Есть куча вариантов как быть ювелиром. Думаю надо начать с изучения. Можно отправиться на небольшие курсы, где за месяц-два вам покажут азы, и вы поймете стоит ли дальше погружаться.

У некоторых получается очень легко. Люди только научаются что-то паять, выкладывают на первом занятие колечко в Инстаграм, и у них уже заказывают, у кого-то может хорошо получаться, но так как человек замкнут, и никому ничего не показывает и не рассказывает, никто и не знает, что он умеет. То есть к вопросу продаж возвращаемся.

А по затратам все очень индивидуально, можно постепенно все покупать и это не окажется очень страшно, иногда за 50 тысяч можно на Авито купить базовый набор, опять-таки от умершего родственника люди продают, что осталось.
Серьги сферы, титан.

Личные качества, нужные ювелиру

Внимание, сейчас будут банальности! Но ювелиру, действительно, надо обладать такими качествами, как:

  • усидчивость;
  • скрупулезность;
  • дотошность;
  • честность;
  • аккуратность.

А также не надо делать резких движений, а надо тренироваться, думать.

Вот, кстати, иногда, я придумываю украшение, и могу сделать его фотографию из других фотографий украшений, нафотошопить, и потом повторить уже в материале, если его заказали.