July 20, 2018

Интервью с Антоном Щукарёвым.

Привет, Антон! Расскажи немного о себе.

— Привет. На данный момент мне 23 года. Учился как все, школа, институт. Со 2 курса перестал ходить на учёбу, на 4 курсе пришло письмо счастья, что я отчислен. Так что я не закончил ничего, причём не забрал аттестат и получается, что у меня нет даже доказательств, что я школу закончил. Пизда.

Что думаешь на тему высшего образования, какую роль оно играет в нашем мире?

— Это очень сильно зависит от целей человека. Нельзя абсолютно точно сказать, что оно вообще не нужно, что это полная залупа и существует для тех, кто хочет пойти на завод. Могу сказать так, что если у вас есть какие-то навыки коммуникации с людьми и умение учиться, что самое важное – то вам институт по сути не нужен. Потому что институт даёт возможность коммуницировать с другими людьми, а не быть засахаренным пацаном, который 2 слов связать не может и, разумеется, умение усваивать материал достаточно быстро, плюс находить выходы, когда вам нужно списать, договориться – вот в этом плане полезно, всё остальное – любые знания можно получить дома достаточно быстро, вопрос вашей мотивации и умении всё это дело получать и впитывать.

Вопрос на тему предпринимательства. Как к этому пришёл? Расскажи о своих первых проектах?

— Скажем так, раньше я этого не понимал, а недавно осознал, что формально на выбор жизненного пути очень сильно повлиял отец. Он небольшой предприниматель и занимается сдачей квартир. Сначала выкупили в нулевых несколько единиц недвижимости, зарабатывали на челночестве, потом выкупили несколько офисов.

Челночество – что это такое?

— Бля, сейчас это называется бизнес с Китаем. Кажется, вот так вот. А раньше это назвалось челночеством, когда они уезжали туда, покупали что-то и продавали уже здесь. И соответственно я видел, что у папы много свободного времени, он может посвящать его. То есть он не приходит с работы и не говорит: «Мой начальник – сраный пидорас, потому что опять меня унизил» а ему жена говорит: «Да ладно, ведь ты получаешь целую тридцатку, заебись» – нет, такого не было. В этом плане на мировоззрение повлияло то, что я видел у родителей. Да, мама работала, но работала исключительно из-за того, что хотела работать, а не из-за денег. Потом конечно у нас были ситуации, когда нам с братом даже приходилось бутылки сдавать, чтобы поесть, поэтому тут нельзя сказать, что в шоколаде жил. Но на то, что ты сам умеешь, сам можешь строить свою судьбу и сам, соответственно, свободен – очень сильно повлиял отец. А так – первый опыт, если об этом говорить, это было в школе в классе, наверное, в 4 или в 5 классе. У всех начали появляться мобильные телефоны, я скачивал паками игры с форумов всяких, когда их туда выкладывали и продавал одноклассникам по 10 рублей. Вот это был первый опыт предпринимательства. На хавчик зарабатывал в школу, поэтому нормально было. А если прям серьёзно – то каждое хобби, которым я занимался, выливалось в то, что я ещё на этом зарабатывал. Прям полноценно - это когда я очень сильно увлёкся электрогитарами и начал покупать лотами гитары БУшные из Японии, чистить их и перепродавать. Ну, собственно приходила каждая гитара в районе 3500-4000 рублей, уходила 13-14 тысяч, потому что мало кто этим тогда занимался. Это были первые нормальные деньги, которые я зарабатывал. Тратил я их на гитары, либо себе что-то для гитары. В общем не снимал шлюх на эти бабки.

Давай про историю с миллионами с момента того, как ты начал зарабатывать до того, как ты прогорел.

— В 18 лет меня отец отправил заниматься трейдингом, сказал типа попробуй, хз может понравится-не понравится, а меня эта тема знатно затянула. Я торговал сначала на стандартных рынках - на форекс, потом перешёл на Российский фондовый рынок. И в 14 году ещё решил, почему бы мне не запилить обучение тому, что я знаю? Это был первый момент. То есть, фактически через год после того, как я начал заниматься рынками, я начал обучать других людей тому, что я делаю.

Тебе было сколько лет?

— Я пошёл заниматься трейдингом, когда мне ещё не было 18, т.е. получается в 14 году мне было 19, когда я всё это дело сделал. Потом это было лето 14 года, я с чуваком, которого нашёл у себя в группе и с одним учеником решили сделать фонд Доверительного Управления. То есть мы начали привлекать деньги других людей в управление. Делали это по фану, потому что не думали, что это выстрелит, а оно хуяк и выстрелило и получилась такая ситуация, что уже в 15 году, т.е. меньше чем через год у нас в управлении было уже 10 млн рублей и плюс к этому проект мой по обучению приносил порядка 100-200-250 мне чистыми. Мне тогда было 19. В 15 году весной было 10 млн, в 15 году осенью было уже 20 млн, в 15 году осенью получилось так, что доверительное управление плюс я хорошо развил проект по обучению, у меня выходило приблизительно 800 тысяч-миллион. Далее начали происходить вещи, которые должны были произойти в любом случае, как я сейчас понимаю. Виной тут стало моё поведение. Есть 3 стадии того, как человек живёт. Первая стадия – ты только потребляешь и не отдаёшь взамен вообще, вторая стадия – ты отдаёшь взамен, но чётко понимаешь, что отдаёшь для того, чтобы тебе вернулось, т.е. схема – чем больше отдаёшь, тем больше получаешь – это вот про то. И третья стадия жизни – это когда ты просто отдаёшь и ничего не ждёшь взамен, и отдаёшь не для того, чтобы получить от этого что-то, а потому что тебе приятно делать мир вокруг себя лучше. В 15 году я был как раз на первой стадии, а учитывая, что зарабатывал я нормально, я очень плохо стал относиться к семье, к девушке, закончилось это тем, что я расстался с семьёй, практически испортил отношения, ну и в 16 году настигла как раз кара, которая должна была прилететь – это мы потеряли весь бизнес, в 16 году в апреле. Чтобы вы понимали, в 16 году в феврале я заработал 1,5 мульта только на себя чистыми, а в мае 16 года я ел сырки и у меня доход в мае 24 т.р. был... Соответственно мы потеряли всё, и я остался должен с партнёрами 17 млн и все миллионы, которые я зарабатывал, превратились в антимиллионы.

Сколько долг у тебя остался на тот момент?

— На тот момент 17,9. На нас с партнёром было инвестиций на 26 млн. В договоре был указан риск, который мы могли переложить на клиента, и 17,9 млн – это сумма, которую мы остались должны с учётом этого риска. Потом мы договорились с людьми, отдали имущество, я машину отдал в том числе и осталась двенашка. 12,3, по-моему, вроде. Сейчас осталось 8,1.

Получается ты меньше чем за 2 года отдал 4 мульта?

— Получается так.

Что с Тёмой? (партнёром – ред.)

— В 17 году разбежались, поссорились, а сейчас опять помирились и короче я помогаю ему выстраивать продажи.

Ну он не участвует в возврате залога?

Нет, договора по-большей части на меня. Те договора, которые на меня, а это 93%, они на меня и есть. Я отдаю своё, Тёма получается отдаёт своё, просто моего 93% от общего объёма.

Чем занимаешься сейчас, откуда тянешь денежку?

— В конце 16 года я перешёл в Телеграм, я был один из первых авторов вообще в принципе. Канал по фондовому рынку – это первый канал по фондовому рынку в Телеграме как факт.

Какой канал?

Финансовый монстр.

Сколько подписчиков?

Сейчас – 20 тысяч. Канал этот я начал монетизировать через продажу услуг и обучения, т.е. через запуски, которые сейчас много где видно. Дело в том, что мы были первыми тогда, кто запустил монетизацию в Телеграме не через рекламу, а через свои услуги. Потом мы открыли ещё дополнительное агентство, которое делает плюс-минус то же самое, что делаем мы себе. Поэтому сейчас, если пропускать долгую историю, то весь заработок, который есть – всё связано с проектами в ТГ. Порядка 50% дают каналы, которые есть у меня сейчас – Финансовый Монстр, ещё по мелочи, т.е. то, что приносит доход с точки зрения обучения запускам. Оставшаяся половина – это работа с клиентскими проектами – это размещение трафика, выстраивание продаж, разработка стратегии продаж в Телеге. Мы делаем это для клиентов в первую очередь, а уже потом для денег и это не ложь.

Сколько в деньгах тянешь?

— 1 300 000 в месяц.

Это выручка? Прибыль?

— Прибыль. Чистыми.

То есть ты уже лям делаешь?

Сейчас объясню. Короче, январь – выручка 2,9 млн, чистыми 2, февраль – 800 чистыми, март был 600 чистыми, апрель мы отсосали вообще жёстко, май – 1,3. А апрель сколько? Апрель – вообще 250 выучки всего было, мы считай ничего не делали, потому что блокировка там тоже повлияла. Июнь – мы не делали ни одного запуска, мы вылезли чисто на клиентских проектах, у нас вышло в районе 450 чистыми. Июль мы, наверное, закроем в 800-900 чистыми.

Куда ты деваешь бабки, которые ты зарабатываешь?

— Вкладываю обратно. Ну, учитывая, что брать ещё погашение долгов, то в месяц у меня на проживание уходит 400 тысяч. Просто я погашаю долгов на 250 тысяч каждый месяц.

Т.е. ты не хочешь разово погасить долги сразу большими суммами?

— Нет, я как раз гашу, я просто отдаю тем, у кого договора по 30, по 40 тысяч – я им и гашу сразу. Вот и большую часть денег, которые у меня появляются чистыми, как минимум 50-60% я откидываю на рекламный бюджет и на то, чтобы у компании была какая-то ликвидность и не было кассовых разрывов. Вот то, что чистыми – я не забираю всю чистую прибыль себе, потому что это было бы глуповато.

Какая сейчас ситуация в телеграме? Как вообще ситуация с каналами? Можно ли заходить? Можно ли сейчас что-то сделать? Что в тренде?

—Да, заходить можно, только не с точки зрения продажи рекламы, потому что это мертво. Это было мертво и 3 месяца назад. Все админы, которые заходили с точки зрения продажи рекламы, они это сейчас очень сильно ощутили. Продаётся рекламы очень мало, уже не такие объёмы. Соответственно заходить можно с той точки зрения, если вам нужны лиды для бизнеса и если бизнес не привязан к определённому региону. Т.е. это обучение, консалтинг, это может быть даже настройка яндекс директа, на самом деле, какие-то психологические консультации. Если у вас или у вашего знакомого есть хороший продукт, продукт – это опыт, то стоит заходить в Телеграм с точки зрения монетизации вашего опыта как какого-то курса обучающего или монетизации.

Сколько денег сейчас нужно на то, чтобы зайти сюда, через сколько они отобьются?

— Меньше чем с полтинником, смысла заходить нет. Хотя, как. У нас сейчас есть примеры, когда мы делаем канал путешествий, там цена подписчика вышла 6,5 рублей. Там 12,5 тысяч рублей у чувака, больше нет, реально. Потому что у него на вк все остальные деньги ушли, и он 12,5 тысяч закидывает даже с кредитки, если я не ошибаюсь. Но, я думаю, оттуда с первого запуска мы тысяч 50-60 выжмем, а соответственно это уже окупилось. Вопрос окупаемости – это полтора-два месяца при правильном подогреве аудитории и правильном запуске. Но я бы заходил с полтинником, потому что выйдут более приятные цифры с точки зрения группы количества учеников. Потому что вести группу на 5-6 человек, пускай это даже полтинник, это не так приятно, как вести группу на 15 человек, с точки зрения не денег, а с точки зрения обратной связи от учеников.

Давай поговорим на тему развития. Чем занимаешься, как себя развиваешь, кроме бизнеса, как отдыхаешь, чем себя мотивируешь?

— Тут сложная немного структура. В общем всё в жизни безумно просто, просто всё это очень тяжело осознать, понять и принять. Все ответы, которые нужны – они есть внутри человека достаточно давно, т.е. прочитывая новую книгу, новый фильм или ещё что-то, вы не узнаёте ничего нового, вы по сути подтверждаете то, что вы и так до этого уже знали. Это называется накопленный генетический опыт. Я много читаю, с точки зрения развития. Сейчас практически вообще не отдыхаю. До этого – либо гулял с женой, либо спорт, но это тоже отдыхом не назвать, потому что это уже приключение, потому что по-другому не выжить.

Спорт. Какой спорт?

— Вообще я лыжник, но сейчас это кросс. Десятку обычно пробегаю.

Как часто бегаешь на неделе?

— Сейчас уже нихера не делаю 3 недели, а так обычно 3 раза в неделю.

И за сколько пробегаешь?

— Получается 4,5 минуты километр, 45 минут. Основное моё переключение – это я бегаю, или с точки зрения развития – это книги. Я давно не проходил никакого обучения, ничего, сейчас только в Золотой Запас записался.

Что посоветуешь прочитать для себя, основные книги, которые должен прочитать начинающий предприниматель, книги, которые должен прочитать действующий предприниматель и для тех, кто что-то делает, но ему чего-то не хватает в жизни? Жду советы.

— Для тех, кто что-то начинает в жизни – это две книги. Это «Источник», Айн Рэнт и «Атлант расправил плечи», она же. Ну это для того, чтобы убрать комплексы. У людей, которые начинают заниматься предпринимательством, возникает такой комплекс, что они типа зарабатывают на людях, а это как бы плохо. На самом деле нихуя не плохо, потому что люди платят вам за то, что вы решаете их проблемы или делаете их чуть-чуть счастливее, конечно если вы не дауны и не делаете говёный продукт, от которого хуже всем. Эти две – это по любому, потом, наверное, все книги Тинькова. Потому что это наиболее близкий пример к российским реалиям, и это реалии не того, как чувак спиздил, награбил. То есть условно читать книги западных миллиардеров – это бесполезно, это залупа конская, потому что от этого ничего у вас не будет. От того, что вы прочитали, как сделали Волмарт – ну и чё, это значит, что, вы сделаете Волмарт? Да ну нихуя подобного. Сразу не нужно тешить себя идеей, что вы король, как Сэм Уолтон или Ричард Брэнсон или ещё кто-то. Нужно смотреть на жизнь более реальными вещами. Смотреть на биографию российских миллиардеров? Ну збс. Вы перенимаете модели поведения что спизди, наеби и укради – в этом тоже смысла нет. А Тиньков в этом плане – самый яркий пример, потому что создано умом, продуктом, пониманием, решением боли. Понятно, что там накрутки, ещё что, и другие хитрости были, но это наиболее близкий пример. Пос��еднее, я не читал, но могу точно посоветовать даже то, что не читал – «И ботаники делают бизнес», Овчинников. Потому что это самый яркий пример современного российского предпринимателя, который ещё и не идёт на поводу системы, это прям очень важный момент.

Действующему предпринимателю – немного другое. «Искренний сервис» - Максим Недякин. Потому что многие считают, что удовлетворять своего клиента – это под него подстраиваться и прогибаться, а на самом деле служение клиенту – это самое важное, что может быть в вашем бизнесе в принципе. Потому что задача бизнеса – это не генерировать деньги, это делать людей счастливыми, и вам за это уже платят деньги. Вторая книга – это «Тонкое искусство пофигизма», потому что это вообще не про бизнес, но это вопрос, связанный с проживанием, потому что большинство предпринимателей находятся в диком мыле и считают, что это нормально. Замыленные постоянно, нету жизни, нет возможности ни на семью переключиться, ни ещё что-то, и находятся в вечном дрочеве, в котором тяжело очень долго работать. Качество жизни зависит не от количества денег, а от того, как он относится к окружающим его ресурсам, в том числе и к деньгам. И эта книга о том, как быть «потише в голове». А «тишина в голове» – это и есть некий путь к счастью. Это мало с кем срезанирует, но до этого надо ещё дорасти. И третья книга, которая не относится к бизнесу никаким образом, но она очень сильно помогает решать проблемы жизненные с точки зрения моментов нравственных, это Дмитрий Троцкий «Пока я не я». Она как раз-таки не связана с бизнесом никак, много преувеличений, но книга помогает понять, что реальные результаты и реально что-то хорошее в жизни будет тогда, когда у вас мысль не расходится с вашими словами, и действиями. Когда это составляет одну прямую линию, когда вы не юлите, не лицемерите, не стремитесь выслужиться или ещё что-то, тогда всё нормально получается. Эти книги для действующего предпринимателя, при чём по бизнесу это только одна.

Вернёмся к теме мотивации. Что тебя мотивирует?

— Раньше до потери всего меня мотивировало желание приобрести больше ресурсов, ценностей, ещё чего-то, потом после потери денег я понял, что деньги – это никакой не ценный ресурс абсолютно и тогда для меня мотивацией стало выбраться из той ситуации, которая есть. Потом, понимая, что, концентрируясь постоянно на том, что я пытаюсь выбраться из этой ситуации, я только себе ухудшаю жизнь в плане эмоциональной её окраски. Поэтому сейчас я не могу сказать, что у меня есть мотивация конкретно выраженная, я просто делаю то, что мне нравится делать. Наверное, моя мотивация заниматься тем, чем я хочу. И если при этом получается, что я делаю других людей более счастливыми, более довольными, то соответственно я двигаюсь в нужную сторону. Ни деньги, как таковые, ни ценности, ни ещё что-то, а именно такой момент.

Давай пройдёмся по целям. Какие у тебя цели в жизни, какие у тебя ближайшие цели по работе?

— По работе, мы сейчас привлекаем 7 млн рублей под развитие текущего бизнеса. Поэтому, если говорить про бизнес, то текущая задача, это вырасти до 350 тысяч, включая всё, что у нас есть, подписной базы, это самое основное, ну по выручке мы хотим вылезти на 5-6 миллионов, но я опять не ставлю вообще цели денежной, потому что в этом нет абсолютно нет никакого смысла. У себя в компании мы ставим цель не по выручке, а по NPS, это индекс лояльности клиента. То есть внутренний маркер, это на сколько каждая услуга, которую мы сейчас запускаем, чтобы за следующий период клиент был доволен выше, чем за предыдущий период. По-поводу пожизненных целей, здесь сложнее. Сейчас объясню. Потому что у меня прописаны понятные цели, сколько долг отдать, сколько книг прочитать, но это скорее локальные задачи, нежели общие цели. Что касается глобальных вещей, то я достаточно давно проповедую концепцию, что я доверяю жизни и она идёт так, как идёт. Т.е. я не пытаюсь из неё что-то выжить, я не ставлю в ней какие-то рамки, и она идёт так как идёт. Я не задумываюсь о том, какая моя цель через 5 лет, через 10 лет, стану ли я миллиардером, хулиардером, или ещё что-то. Куплю ли я себе яхту или спасу миллион человек от голода, нет, она идёт так как идёт, поэтому жизненных целей в этом плане я не ставлю отдельных и на самом деле это прям приятно.

Давай тогда на тему партнёрства, что ты думаешь? Как ты эту тему прокомментируешь?

— У меня была ситуация в 16 году тогда не самая приятная с точки зрения партнёрств, потому что третий партнёр нас подставил, мягко говоря.

Расскажешь поподробнее, что случилось, вкратце?

— По-поводу подставы – вывел деньги, которые были клиентские, и мы по сути остались без бабок для манёвра и на нас ещё повесили сверху деньги те, которые он вывел. Всего-навсего ещё плюс 3 миллиона минимум, плюс потери. Достаточно жёсткая ситуация, достойная того, чтобы вздёрнуть его за яйца. Поэтому до начала 18 года я относился к партнёрству реально плохо. Никого не хотел брать, ни партнёрить или ещё что-то. Но с другой стороны надо понимать, что ситуация, которая у меня произошла – это следствие некоторых причин. Как бы то, что у меня были постоянно какие-то проблемы с партнёрами с теми, которые были в бизнесе – то это только отражение моего поведения и это именно то, что мне было нужно в тот момент. Сейчас я к партнёрству отношусь положительно, потому что я работаю на доверии с людьми и на доверие с жизнью и в этом плане жизнь не преподносит ничего плохого. Но это не значит, что вы должны забить хуй и не подписывать никаких соглашений – нет, юридически мы живём в современном мире, поэтому юридические моменты должны быть, но, если другой человек вас усиливает – это ключевое. Не обязательно чтобы он был суперкомпетентным, но, если вы понимаете, что, работая с этим человеком, он не тянет из вас энергию или ещё что-то, а преподносит что-то своё – это здорово. То есть на мой взгляд, трижды срать на компетенции партнёра, но человек должен быть инициативным. И у вас у обоих/троих/четверых должен быть общий вектор направления с точки зрения каких-то ценностей в жизни. Т.е. если вы оба считаете, что изменять плохо – то значит это так. Потому что, если один гуляет напрополую, второй это считает некорректным – не будет из этого партнёрства ничего хорошего, потому что партнёрство – это реально брак, потому что и люди должны совпадать даже по таким моментам, потому что иначе потом это приведёт к раздорам и неприятным последствиям. Поэтому, ещё раз, инициативный, и чтобы совпадал с вами по ценностным характеристикам от жизни. Даже если вы два пидиараса которые решили наёбывать всех, при этом вы оба считаете, что наёбывать, это хорошо – то партнёрство у вас получится хорошее, но, если один из вас считает, что наёбывать – это плохо, а второй считает, что не наебёшь – не проживёшь, тогда ничего у вас не получится.

Расскажи, куда можно вкладывать бабки в 2018 году? Чем заняться? Давай разложим пару примеров, условно 10 тысяч, 50 и 100.

— Это зависит напрямую от того, чем человек хочет заниматься. Во-первых, волшебной таблетки здесь нет, во-вторых, любая тема рано или поздно видоизменяется, поэтому у вас не получится никогда так, что вы оседлали какую-то тему, без разницы, будь то арбитраж, или что угодно и на ней получится сидеть на столько долго, что вы можете забыть обо всём остальном. Предпринимательство процесс такой, что вы должны охватывать огромное количество других сфер, чтобы понять, в какой-то момент загибаетесь вы, тема схлопывается и текущая тема умирает или всё-таки можно на этом ещё посидеть. Поэтому если у вас есть десятка – лучше забить хуй и никуда не вкладывать. Пусть она будет лучше лежать и если это последняя десятка, которую вы можете вложить, то у вас всё на столько печально, что вам не до предпринимательства, это точно. Потому что, скорее всего, если у человека последняя десятка и у него нет ресурсов, чтобы привлечь инвестиционные деньги для старта бизнеса, у него нет опыта, нет бэкграунда, что бы было за спиной.

А как же вилки?

— Ну хуй знает. Это же геморой из-за 10 тысяч. Сколько они будут получать, 800 в день, 500?

Нет, 800 в день – это 8%, а это дохуя. Средняя окупаемость 3%.

— Охуеть, они будут зарабатывать 3 сотки в день. Это ж 9 тысяч в месяц, если каждый день шарашить. Ну это считая то, что у тебя больше нет расходов никаких. А там скан один полсуммы стоит. Я бы оставил это. Даже так, я бы, наверное, потратил бы на хорошие книги и возможно на какую-то консультацию просто с человеком, которого вы считаете примером предпринимательства, угостил бы человека обедом, просто чтобы перетянуть от него какую-то инфу. Если есть 50 или 100 – об этом можно уже не задуматься в том плане что, если у вас есть какой-то опыт, сумма позволяет выстрелить с точки зрения продаж своего продукта, продаж своего обучения. Это не обязательно должен быть телеграм, это в принципе может быть любая соцсеть. Если вам хочется активного подхода. Если пассивный подход какой-то нужен – это нужно углубляться в инвестиционные инструменты типа того же самого фондового рынка, потому что с соткой вы больше никуда не залезете, либо же просто держать их как денежку, которая чтобы была как подушка. А вы, например, вкинули их куда-нибудь в какую-нибудь залупу, откуда ещё не скоро вытащите. На самом деле проще всегда привлекать заёмный капитал под свою ответственность, просто потому что это позволяет увеличить скорость роста. Поэтому я бы даже сотку никуда не вкидывал, если это последняя сотка.

Давай тогда закроем вопрос с тем, зачем инвестировать деньги, зачем ты берёшь под процент и нужны ли инвестиции?

— Я беру под процент потому что учитывая текущие издержки, которые у нас есть в компании и учитывая, сколько я погашаю долгов, получается так, что на развитие бизнеса у меня остаётся порядка 300 тысяч рублей в месяц, это в лучшем случае, что крайне мало, потому что это не позволит вырасти очень сильно по подписной базе, поэтому мы привлекаем деньги, чтобы сильно-сильно выстрелить по подписной базе, соответственно и по выручке. Поэтому деньги привлекать можно и нужно, если это окупаемо и, если вы понимаете, какие риски за этим стоят. Когда модель просчитана, когда она работает уже какое-то время, когда вы понимаете, что для того, чтобы увеличиться в размере вам нужно аккумулировать свои собственные средства, что будет дольше – 2 года, там 3 года, или привлечь деньги и этот же путь пройти за полгода, за год. Это как катализатор, нужный лишь для ускорения по выручке и по прибыли.

Нужны ли инвестиции обычному человеку?

— Нужно понимать, что вы можете проснуться завтра и в жизни произойдёт такой переворот, что у вас было до этого построено, у вас всё потеряется. Ну пиздец, ничего не будет. Вот мы сидели на Телеграме всегда, и мы перетащили очень мало аудитории в другие соцсети. И апрель мы сосали так глубоко, что было грустно. Мы ни у клиентов не делали запуски, ни у себя ни делали запуски и соответственно мы сделали 250 тысяч рублей выручки. Ну это пиздец. Там пришлось как раз вообще все свободные средства, которые были в компании, всё пришлось затыкать ими. Поэтому тут нужно понимать, что у вас всегда должен быть какой-то запас бабок, чтобы в каких-то случаях, условно ваш бизнес потерпел крушение, что может произойти в любой момент. Если у вас выручка до 5-6 млн рублей, любое дуновение ветра превращает всё это в хуйню полную. Я к тому, что бизнес на столько не устойчив с этой точки зрения, что любое изменение конъюнктуры и печаль.

Есть у тебя сейчас подушка безопасности, которую ты ни вкладываешь, никуда не деваешь, она просто лежит?

— Не у меня, а у компании. Мы опять начали откладывать. Как у меня как у физлица нет. Она есть у компании. В какой-то момент я её могу вытащить. Фактически это те деньги, которые я могу кинуть в другой проект, в другой бизнес. Я чисто дистанцирую, что это не мои личные деньги.

Чем ты будешь заниматься, если завтра тебе скажут, у тебя кончились все бабки, ты в пизде, но у тебя есть жена, квартира, за которую нужно платить, те же 8 миллионов долгов, телеги больше нет?

— Я буду заниматься тем же, чем занимаюсь сейчас, просто телега – это формат того, что там очень тёплые, очень хорошие лиды идут, ну в плане аудитория тебя хорошо воспринимает. Не сменю в этом плане род деятельности.

Куда ты пойдёшь?

— Для начала 1-2 недели я ничего не буду делать вообще. Я больше не позволю себе такого момента, когда я начинаю принимать какие-то решения, исходя из ненормальной оценки ситуации эмоциональной, поэтому первое, что я сделаю, я спокойненько равновесие восстановлю своё внутреннее и забью трижды хуй на все внешние проблемы, которые должны быть. Только вот после этого я буду что-то решать. Но заниматься я буду исключительно продолжать тем же, чем я занимался. Это могут быть любые консультации. На самом деле если про то говорить, в целом мне нравится заниматься обучением, но больше мне хочется запустить обучение, которое связано с этими сложными вопросами: почему у предпринимателей тухнут глаза когда они деньги первые заработали, и очень мало кто выбирается из этой жопы. Короче тем же самым. Навыки и внутренние ресурсы они никуда не денутся.