December 31, 2019

9/TY

В безупречно пунктуальной Японии очень легко опаздывать, даже обладая хорошими навыками планирования и прокачанной силой воли, и дело даже не в том, что в какой-то момент ты можешь дать слабину, и, забежав не на ту платформу или не в тот поезд, угодить за горизонт событий (возрадуйтесь те, кто мнит токийскую транспортную систему тысячеруким кракеном, всасывающим тех, кто не сумел решить его головоломки, до последнего атома), а в том, что даже спустя много лет (я не только по себе сужу) открытия не заканчиваются — чем глубже уровень погружения, тем больше бонусов и пасхалочек.
Например, по пути с Сибуя на Синдзюку (сложно придумать более банальный маршрут, для меня тем более) из клубка собственных мыслей меня выдернул особенно крупный ворон, тяжело приземлившийся на бамбуковую перекладину, частичку строительных лесов, что ползли куда-то вверх вдоль густых зарослей и бетонных ступеней. Большие тории пообещали ту самую магую синто, но я пошла даже не за ней, а за крупной вороньей стаей, которая устроила яростные дебаты в вернхних ветвях гигантских деревьев.
Местом, которое крылатые избрали для своего форума, оказался храм Йойоги Хатимангу, ещё один храм, посвящённый Хатиману, богу войны.

При поверхностном знакомстве с Токио о Йойоги Хатимангу скорее всего ничего не услышишь, не услышишь и позже, но это определенно один из членов огромной синтоистской храмовой семьи, с которым стоит познакомиться лично. По крайней мере мне, потому что это моя любимая категория храмов, сплошь серо-зелёных, прячущихся в гуще сказочных гигантских деревьев.

Воронов, мечущихся в ветвях, камерой практически не поймать.

Не знаю, что они там выясняли, но, судя по активности, вопрос по важности приравнивался к тому, кто отнесёт кольцо в Мордор или полетит спасать капитана Соло из дворца Хатта.

Обычно у меня с собой есть немного каких-нибудь снеков для чернокрылых, но тут пришлось идти до ближайшего Лоусона. Вороны в Хатимангу не привыкли к угощениям и очень осторожны: бросаешь им немного крекеров, и тут же оказываешься в кольце из птиц, занявших верхние ветки деревьев и наблюдающих за твоими действиями. Если отойти на несколько метров, то они по очереди срываются с деревьев и подхватывают еду с земли. Стоит приблизиться — все снова занимают выжидающие позиции наверху.
Нужно время, чтобы дать им привыкнуть к своему присутствию: каждый раз отходишь на всё меньшее расстояние, и спустя некоторое количество попыток они уже спокойно пасутся у ног, и иногда берут еду из рук. Мне в этот раз не хватило времени, чтобы дойти до ручного кормления. :)

По распространённым данным, один из поводов основания здесь храма — отметить место, где 4500 тысячи лет назад было человеческое поселение.

Вообще история гласит, что храм был основан в 1212 году, и, кажется, начало 13 века — явно не период расцвета археологии как науки (как насчёт дронов на пороховой тяге?). На месте древней стоянки сейчас стоит реконструированный шалаш из рисовой соломы. На тот момент он был обнесён заборчиком с закрытой калиткой, в общем, выглядит как шалаш.

Как это часто случается, здесь никого, кроме меня, дворника, и пары монахов. Вороны тщательно фиксируют все наши передвижения. Кстати, о дронах..

Сам храм — на небольшом холме. Всегда немного растягиваю этот момент, когда идёшь по укромным храмовым тропинкам. Они всегда специально сделаны так, чтобы сосредоточиться на том, где ты находишься здесь и сейчас, и не носил в священное место посторонние мысли.

Тут, кстати, есть проводник, на случай, если увлечёшься блужданием по дорожкам.

Это ещё один из множества токийских уголков, где по-настоящему можно обрести свой центр. И эти уголки мне нравятся тем, что они не кричат об обещаниях покоя, они просто его дают.

Чуть дальше — вторые тории и предваряющие вход каменные торо, храмовые фонари.

Сколько же тут оттенков прохладного зелёного! А за изгибами и параллелями стволов старых деревьев можно следить до заката.

Наверняка что-то несъедобное, но лежит, как оливковая ветвь.

Через несколько шагов из-за деревьев выглядывает хайдэн — зал для молящихся, одно из основных строений в любом синтоистком храме.

Здесь какие-то смешные комаину с колосистыми бровями. Сначала мне показалось, что передняя часть морды отколота, но нет, нос на месте.

Справа обращают на себя внимание красные и белые флаги (нет, бумажки с омикудзи не привязаны к ним, хотя мне сперва тоже так показалось. Верёвка просто удачно вписалась на передний план.)

Комаину здорового человека, с отпрыском, и, кажется, с чешуёй.

Подозреваю, что он просто давно не крашен, но какая же невероятная фактура.

..за флагами скрывается ещё одна тропинка, ведущая к святилищу.

А я здесь не одна, у парня, наверное, грядёт важное событие, может, какой-нибудь экзамен — перед подобными испытаниями японцы часто заходят в храмы, попросить об успехе.

Все знают Синдзюку, как ощерившийся блестящими небоскрёбами клочек земли, ну и Синдзюку-гёэн, да. Это — тоже Синдзюку, здесь под боком парк Йойоги и пара станций метро. Я не устаю повторять, что Токио очень разный.

А аллея с флагами ведёт, конечно..

..к Инари! У этой богини, отвечающей за фундаментальные ценности (в основном успех в работе и бизнесе, и материальное благополучие) практически в каждом синтоистком храме есть свой уголок, в котором живут её неизменные спутники — каменные кицунэ. На мордочках, повёрнутых в сторону гостей, застыло внимательно-любопытное выражение.

Их уже не одним дождём полило, смотрю.

Мальчик заканчивает молитву и уходит, остаёмся мы с кицунэ, да вороньи стаи высоко в деревьях.

На алтаре живут оставленные молящимися фигурки лисиц, и кто-то решил разбавить их компанию улиткой. :)

И традиционное подношение — сакэ.

Как я люблю этот чистый дневной свет, который серебрит листочки.

Что касается фактов, мне особо нечего рассказать о Йойоги Хатимангу, но ему и не нужны истории — здесь и так всё такое живое, вековые деревья снисходительно соседствуют с молодой порослью, подпуская к корням дикие цветы и свысока поглядывая на острые листы пальм и разлапистые папоротники.

Посреди города эта красота ощущается ещё тоньше и острее.

У них, наверное, какие-то мероприятия то ли прошли, то ли будут — японское лето богато на разные мацури, осенью количевство начинает снижаться, но можно зацепить еще довольно много интересных фестивалей.

Не только у воронов собрание сегодня.

Местная канцелярия, наверное.

Как-то даже странно, что сюда чисто физически могут заехать машины.

Ждёт, пока я отойду, чтобы угоститься принесённой мной едой :)

Посое внезапного Хатимангу я вполне успеваю к друзьям на Синдзюку, и мы в какой-то момент сворачиваем в.. ну, вроде храма, который постоянно закрыт, а я его очень люблю за эти граффити с тигром и драконом. Хочу фотосет здесь либо с собой, либо поснимать кого-нибудь, я даже знаю, кого.

Живописный кусочек Голден Гай.

И Gracery, прячущий в своих недрах рычащую Годзиллу.