May 28, 2020

О будущем

Предупреждение! В данном тексте нет никаких отсылок на реальных политических персонажей. Все, о ком автор хотел сказать, получили свое "экранное время".

В отличие от многих, я не питаю иллюзий по поводу нашего обозримого будущего. Я не могу быть уверенным не только в завтрашнем дне, но и в ближайшей ночи. Пандемия, остановка экономического развития, стагнация, ограничения, система слежения - после двух месяцев шок начинает проходить, а реальность угнетать.

Я не поддерживаю ни одно из ныне существующих политических движений, ни патриотическое, ни либеральное. Из них можно собирать кунтскамеру или гастролировать с бродячим цирком.

Меня беспокоит мое будущее. Я уже три года занимаюсь исследованием молодёжи. Периодически понимаю, что изучаю не что-то там далеко и высоко, а тут... И часто самого себя. Это странное ощущение. Особенно странно, когда некоторые тренды были далеки от меня, но сейчас стали близки. К примеру, после падения курса рубля я всерьёз задумался заняться фрилансерством или стримингом игр. Я не уверен, что у меня это получится, но пробовать надо. Попробовал последнее. Записал, дело начало идти в гору. Но дистанционка выматывает. Причем, если раньше на учёбу со всеми походами до нее тратил по 6-9 часов в день, то сейчас не менее 10 в ежедневном режиме. Два месяца в постоянном стрессе негативно повлияли на нервную систему. Но это обстоятельства, которые не зависели от нас, поэтому и винить некого.

С другой стороны, меня совершенно не беспокоит имперский комплекс. Мне все равно, как именно зовут президента и сколько лет он правит. С 2014 года валюта упала в 2,5 раза. Конечно, повлияли санкции и добыча нефти. Но я не стал бы возвращать Крым Украине и делать другие глупости. Хотя бы потому, что я знаю принципы ведения американской политики, осознаю, что если не Крым, они бы нашли еще 1000 и 1 причину, чтобы это сделать.

Меня, как гражданина, не волнует величие победы над очередным внешним или внутренним врагом, которое втирается по ТВ, я устал смотреть на свои деньги и понимать, что еще через месяц, полгода, год, они станут дешевле и что за условную сотку можно будет только хлеб и воду. 6 лет назад стоимость моего компьютера была бы примерно 40-45 тыс. рублей. Сегодня это почти 80 тыс. Без ОС и периферии.

Мне понятно, почему в России такие проблемы, но мне совсем не понятно, когда и как это будет решаться. Слезание с нефтяной иглы пошло не в ту сторону. Импортозамещение, слава богу, появилось, хоть какое-то. Радует, что разработка ПО идет полным ходом, у нас много талантливых программистов, их необходимо удержать тут... Но большая часть уедет. Им не нужны 45-60 тыс. в регионе и 100-150 тыс. в Москве. Потому что за бугром можно получать 3-5, а то и все 10 тыс. долларов. Да, существенная часть уйдет на налоги. Да, язык, переезд и другие сложности. Но я бы никого не остановил, потому что мне нечем их мотивировать остаться.

Что же делать в итоге? Я не знаю. Ждать, надеяться, смеяться, стоять, падать - не знаю. У меня нет ответа. Всех диванных революционеров попрошу сидеть на месте, так как вы вгоните страну лет на 10 в кризис, что приведет не только к экономической, но и к гуманитарной катастрофе со всеми вытекающими. Пойти за каким-нибудь Навальным или подобным ему? Так это же ручной кролик. Всерьез рассматривать кандидатуру все равно, что выбрать президентом Жириновского - смех да и только.

Говорят, что история идет по спирали, но я пока не могу так сказать. К счастью или нет, развитие у нас не такое, как в других странах и просто передрать модель нельзя. Я не прошу никого ни о каких решениях или планах на десять лет вперёд. Я просто хочу, чтобы мои деньги оставались на том же уровне, на котором и были. В идеале росли. Но пока что это все выглядит туманно и я не знаю, что делать дальше.