March 19, 2021

№2: Выгорание

ВОПРОС: Как не проваливаться в вязкое чёрное болото под названием «выгорание» с последующей депрессией, и что делать, ежели уже туда упал? (Я справилась, но мне интересно, что Ты об этом думаешь)

Выгорание — это, по сути, следствие беспристрастной оценки мозгом затраченных ресурсов относительно полученного результата.

То есть выгорание говорит о том, что ты не получила того результата, какого ожидала от своих действий.

Человек в таком состоянии опустошен и не может больше найти оправдания тому, сколько ресурсов он тратит.

Сам он может не осознавать этого и все время пытаться найти оправдание, зачем он так выкладывается. Но мозг очень трудно перехитрить, и если человек продолжает чувствовать себя плохо, значит, ему свой мозг перехитрить не удалось.

Мой жаркий опыт выгораний

Я начала разгребать с того, что нашла все-все свои ожидания и честно в них себе призналась. Получилось, что в этом бою пострадали мои амбиции.

Тогда я не ставила целью деньги, и поэтому мне было очень тяжело. С деньгами как-то легче управиться — возможность их заработать как будто разлита в воздухе, и если один шанс не выстрелил, прямо завтра может выстрелить другой и так далее.

А с амбициями дела обстоят хуже. Чтобы их накормить, надо столько втрескать сил, таланта, финансов, времени, что даже добыча денег меркнет перед такими затратами.

Так вот, я сначала честно призналась себе во всем, а потом начала искать выгоды и оправдания. Их нашлось предостаточно и все ценные:

  • Я освоила много нового, чего мне в принципе никогда не удалось бы встретить, если б я не впряглась; и это вывело меня на другой уровень.
  • Контент, с которым мне довелось работать, был очень полезен моей дочери, а это дорогого стоит. Это стоит всех амбиций на свете.
  • Я перестала бояться действовать, научилась стратегически мыслить и любой результат теперь мне кажется достижимым — я могу пошагово просчитать, что нужно сделать, чтобы его достичь. А на тот случай, когда мне не хватает компетентности, у меня сформировался навык учиться изо всех сил. И это произошло потому что я сделала в принципе почти невозможное, и на тот момент этого никто еще не сделал. Никто и никогда не сможет даже представить всего объема пространства, сдвинутого мной с мертвой точки абсолютно в одиночку. Сейчас все это пространство заселено людьми, которые нашли себе там нишу и прекрасно в ней существуют. Это мог сделать кто-то другой, но мне повезло больше всех. Мне выпало запустить новый процесс и он работает до сих пор и кормит тех, кто в него включен.

Видишь, что я сейчас делаю? Ищу оправдание своим поистине гигантским затратам. Я вышла из выгорания, но и из процесса, в котором я его получила, тоже вышла.

Правда, так соскочить получается не всегда. Выйти из междисциплинарного процесса — не то же самое, что взять и поменять профессию.


Я работаю в дизайне почти 20 лет, а за это время сложно не выгореть и сложно уйти, если эта профессия — основной источник дохода. Поэтому я ставлю себе цели постоянно, но это достижимые цели. Основная из них - освоить новое в профессии. Я постоянно слежу за тем, как профессия развивается, я ее переосмысливаю в целом и пересматриваю свои навыки, и мне всегда их не хватает.

Дальше я ставлю процесс так, чтобы монетизировать полученные знания хотя бы отчасти. То есть я стараюсь так построить взаимоотношения с профессией, чтобы ожидать реального результата и все время его получать.

У меня есть какие-то супер-цели, конечно, и они не просто так висят где-то в стратосфере, я к ним двигаюсь. Но этот путь должен состоять из как можно большего числа побед и как можно меньшего числа обманутых ожиданий, тогда будет больше вероятности его осилить.

Потому что гормоны положительного опыта дофамин и эндорфин — это топливо для того, чтобы действовать и не мучиться. А чтобы их генерить, соответственно, нужно организовать себе бесперебойное получение положительного опыта :)

Инструкция к этому блогу