July 18, 2022

Каарло Кангасниеми: Спорт — это любовь моей жизни

Интервью с Олимпийским чемпионом Каарло Кангасниеми

MAR 2, 2021 BY ALEKSANDR KARTASHOV

. . .

Каарло Кангасниеми (фин. Kaarlo Kangasniemi) — финский тяжелоатлет оставивший яркий след в мировой тяжелой атлетике не нуждается в особом представлении.

Олимпийский чемпион, неоднократный чемпион Мира, Европы и Национальных первенств. Многократный рекордсмен Мира и Европы, участник 3 — х Олимпийский игр.

Каарло Кангасниеми признан лучшим штангистом чемпионата Мира 1969 года, лучшим тяжелоатлетом северных стран 1969 года и лучшим спортсменом Финляндии 1968 и 1969 годов. Был включен в Зал славы Международной федерации тяжелой атлетики в 1998 году.

Каарло Кангасниеми, человек необычной судьбы и неординарной стойкости духа и не побоюсь этого слова, пример для подражания.

. . .

С любезного согласия Мистера Каарло Кангасниеми представилась возможность задать вопросы для интервью.

Итак, начнем.

Мистер Каарло Кангасниеми, пожалуйста:

  1. 1. Расскажите, пожалуйста, о своих родителях, и где вы родились?

Я родился в маленькой деревушке Лейнепери муниципального округа Куллаа. В нашей семье было 8 братьев и три сестры.
Мой отец был кузнецом в усадьбе Лейнепери, а мать занималась хозяйством нашего маленького дома. Она готовила, стирала, штопала одежду и т.д. У нас была также маленькая мастерская, где мой отец ремонтировал инструменты односельчан, используемые на полевых работах.

  1. 2. Какой самый важный совет, урок для жизни вы получили в детстве от отца (от родителей)?

Я прошел хорошую школу жизни, так как с раннего детства мне приходилось работать. Поскольку в нашей семье было много детей, всем приходилось проявлять сплоченность, чтобы ухитриться выжить в послевоенные времена. Несмотря на то, что мы с детства жили в бедности, мы веселились и занимались спортом в короткие моменты отдыха.

  1. 3. Как и в каком возрасте вы пришли в спорт, а именно в тяжелую атлетику?

С шести лет я поднимал цементные гири, в которых были шкивы молотилок для дополнительного веса. Мои старшие братья с отцом сами изготовили эти гири. Братья соревновались между собой, кто может поднять самые тяжелые гири. У наших родителей наверняка были превосходные гены. Однако в детском и юношеском возрасте мы еще этого не осознавали.

  1. 4. Вам сразу понравилась тяжелая атлетика, или это был постепенный взаимный “роман” (процесс)?

В юности мы занимались разными видами спорта, например, зимой — лыжами и коньками, а летом — бегом, играми с мячом, плаванием, легкой атлетикой и т. д. Тяжелая атлетика все-таки была для меня любимым видом спорта. Когда деревенские парни хотели помериться силами, братьев Кангасниеми хвалили за их силу. Это придавало еще больше энтузиазма.

Братья Кангасниеми

  1. 5. Кто был Вашим первым тренером?

Моим первым настоящим тренером был Франс Теряскари, который тоже участвовал в Олимпийских играх и завоевал медали на чемпионате Европы. Он умел обучить технике должным образом. Он, например, рассказал мне, что сам тренировался каждый день по шесть часов после работы, и предостерегал меня от той же ошибки. Это слишком много. Сил от этого не прибавиться.

  1. 6. Ваши самые первые соревнования?

Я с ранних лет участвовал в соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. Будучи юниором я принимал участие в чемпионате муниципального округа Куллаа.

Занимаясь легкой атлетикой показывал следующие результаты. Бег по пересеченной местности в 16 лет: 3000м. время 8 мин 58 сек; 100м 11,8 сек. Метание ядра 5,4 кг 15м 58см, прыжок в длину 6м 38см, бег по треку на 1000 метров 2 мин 57 сек.

Я был на высоте. И занял 3-е место на чемпионате Финляндии в Хельсинки. Я был лучшим спортсменом профессиональных училищ г. Пори.

В соревнованиях по тяжелой атлетике я принял участие в первый раз в городе Пори в возрасте 16 лет.

  1. 7. В каком возрасте Вы поняли (захотели) профессионально связать свою жизнь с тяжелой атлетикой?

После первых соревнований я заметил, что результаты становятся все лучше и лучше с каждым разом. Мой интерес к тяжелой атлетике всё возрастал. Но все-таки я продолжал успешно участвовать в соревнованиях по легкой атлетике среди юниоров.

  1. 8. В каком возрасте Вы впервые приняли участие вНациональном первенстве?

В чемпионате Финляндии по тяжелой атлетике я участвовал в возрасте 18 лет в весовой категории 75 килограмм. Мой результат был 315 килограмм, и я занял пятое место. Чемпионат проходил в городе Пори.

  1. 9. Ваши первые международные соревнования?

Первые Международные соревнования проходили в Осло в 1960-ом году. Насколько я помню, мой результат был 375 килограмм, и я выиграл соревнования. Результативный уровень Северных стран не был особо высок. Я почувствовал эйфорию от того, что попал в юном возрасте на соревнования заграницу, да еще и выиграл их. Тренировки мне нравились, было весело. Это были лучшие годы моей жизни.

  1. 10. Ваш первый серьезный результат и достижение втяжелой атлетике? Ваши первые Олимпийские игры в Токио 1964. И почетный результат - 7 место. Какие были впечатления от участия в своих первых Олимпийских играх? Какой вывод вы сделали для себя после Олимпийских играх Токио 1964 года?

Когда я в 1960-ом году поднял 410 килограмм — это был элитный результат в Финляндии. В возрасте 19 лет мой результат в жиме стал мировым рекордом среди молодежи. Мои результаты равномерно росли, я участвовал в соревнованияx между спортсменами из многих стран, которые тогда проводили.

Я попал на Олимпиаду в Токио, когда достиг рубежа 440 килограмм в весовой категории 82,5 килограмм. В Токио я достиг результата 450 килограмм, что было рекордом среди Северных стран, и занял 7-ое место. В награду я получил золотые часы, за что и получил прозвище “Золотой Калле”.

На играх в Токио я был единственным, кто улучшил рекорды Финляндии и Северных стран. Это произвело впечатление даже на руководителей Олимпийского комитета Финляндии, потому что непросто сохранить хладнокровность в напряженной обстановке Олимпийских игр. Тогда я и решил завоевать олимпийское золото.

  1. 11. На Олимпийских играх Мехико 1968 вы блистательно ис большим отрывом от соперников выиграли золотуюмедаль Олимпийских игр. Стали Олимпийским чемпионом, навечно вписав свое имя в летопись Олимпийских игр.

Какие впечатления, эмоции вы испытывали после победы на Олимпийских играх?

После победы в Мексике в 1968 году я был на вершине счастья. Чего мне только не обещали: например, свой дом, дачу, машину, новую профессию и т. д. Но увы, это было только заблуждение, ничего из этого я никогда не получил.
Поэтому я решил, что всегда при возможности буду говорить о недостатках в спорте, чтобы спортивные руководители держали слово и не плели вокруг себя сети лжи.

Мгновения победы. Каарло Кангасниеми - Олимпийский чемпион!

  1. 12. После победы на Олимпийских играх Мехико 1968 вы успешно продолжали свою спортивную карьеру. Вы были признаны лучшим тяжелоатлетом мира 1969года. Признаны лучшим спортсменом Финляндии в 1968 и1969 годов. Лучшим спортсменом Скандинавии в 1996 году.

На протяжении стольких лет, что для Вас сейчас значит тяжелая атлетика?

Я завоевал в спорте всё, что только можно завоевать, и в глазах народа я был героем. Но в спорте существует и другая сторона медали. Во влиятельных спортивных кругах есть люди, преследующие собственные интересы. Их не беспокоит то, что лучше для спорта, а то, как подняться по карьерной лестнице до чина крупного руководителя за счет олимпийского чемпиона.

Спорт — это любовь моей жизни. Я пытался подняться из нищеты и убожества как римский раб избавиться от кабалы. Мое детство и юность прошли в бедности. Мне приходилось работать за гроши, чтобы прокормиться и иметь теплый кров.

  1. 13. Какое движение в тяжелой атлетике — жим, рывок, толчок было любимым и почему?

Моим любимым видом атлетики был жим в нем я установил много мировых рекордов. Технике я обучился случайно. Я мог эффективно выполнять движения в хорошем ритме.
Я тренировался (делал) жим многими разными способами: сидя, стоя, на наклонной скамье и т. д. Отжимания занимали 45 процентов от тренировки. Мне это нравилось.

  1. 14. Был ли у вас кумир в тяжелой атлетике?

По молодости моим идолом был Юрий Власов. Он участвовал в соревнованиях в городе Пори в начале 60-х годов. После того, как люди увидели его выступления и прочитали в газете о чудо — силаче из Советского Союза, все атлеты в Пори стали Власовыми.

Сегодняшним идолом для меня является Татьяна Каширина.(IG:* Tatiana Kashirina). Я встретился с ней в Санкт-Петербурге на Кубке Президента. Она очень приятная.

  1. 15. Как сложилась ваша жизнь после завершения спортивной карьеры?

Моё здоровье пострадало от занятий спортом, а еще больше оно пострадало на работе (травмы, операции) . Поэтому мне пришлось уволиться с тяжёлой работы дежурного по порту. По прошествии лет я постепенно поправился.


Меня пригласили в качестве тренера по силе в сборную по хоккею, а после этого я был тренером по силе и ловкости в футбольной команде. После того, как эти контракты закончились, я начал тренировать молодых тяжелоатлетов.


Сейчас на старости лет я начал писать стихи. А также я написал книгу “Свет и тени спорта”. Было бы хорошо перевести её на русский язык. В ней перечислены разные этапы моей жизни, как веселые, так и грустные. А моя самая первая книга “Золотой-Калле рассказывает” была издана в 1970 году.

  1. 16. Пожалуйста, (если это возможно) расскажите о своей семье?

У меня трое детей и 5 внуков, 6-й внук Нико умер в возрасте 23 лет от онкологии (рак мышечной ткани). Это был печальное время в моей жизни.

  1. 17. Недавно 4 февраля 2021 года Вы праздновали свой славный Юбилей, свой 80 — й День Рождения!

Чье имя приходит Вам в голову, когда Вы слышите слово “успешный” и почему?

В феврале у меня был Юбилей 80 лет. К нам приходило много гостей, звонили незнакомые люди и поздравляли меня. Президент Финляндии Саули Ниинистё прислал мне Поздравление на мой адрес .

  1. 18. Есть ли у вас девиз или жизненное кредо или какая -либо цитата, которую вы часто вспоминаете?

Мой девиз — “Каждый день разный, и здоровье всё победит!”

  1. 19. Каким образом провал или кажущийся провал помог вам добиться успеха? Была ли в вашей жизни неудача, которую вы любите и цените?

Мне не повезло перед Олимпийскими играми 1972 года. я получил серьезную травму плеча на тренировке. Тогда я был даже в лучшей форме, чем на играх в Мехико, я похудел до 82,5 килограмм.

Я понял, что жизнь на этом не кончена. Было приятно проводить время с семьёй и делать то, на что раньше не было времени, так как спорт отнимал много времени. Появилось время на проведение отпуска и просто свободное время, а также удалось забыть стресс.

  1. 20. Если бы это было возможно. Какой самый ценный совет вы бы дали сейчас себе 20 — ти, 25 — ти, 30 — ти летнему?

Если нужно дать наставление молодёжи или себе в молодости, я бы сказал так: в Финляндии стоит учиться и читать разную литературу. Во взрослой жизни знание — это власть.

Спорт не прокормит, в конце концов редко из кого получаются великие мастера, которые зарабатывают огромные деньги. К тому же в Финляндии платят только за «так называемый» спорт, как гольф, автоспорт и т. д.

  1. 21. Во что вы твердо верите, хотя не можете это доказать?

Я твердо верю в развитие результативности в спорте. Результаты растут, так как наука о питании и фармацевтика развиваются, а также развиваются методы тренировок. Финны говорят о чистоте в спорте. Такого никогда не будет. Уже в античные времена употреблялись лекарственные растения и договоренные результаты в цирковых утехах граждан.

  1. 22. Расскажите о своих утренних процедурах. Что выделаете в первые 60 минут после того, как просыпаетесь?

Утром я в первую очередь пью кофе и читаю в газете новости о мировых событиях. Потом я делаю непродолжительную гимнастику, чтобы кровь лучше циркулировала и чтобы из мышц пропала малейшая закостенелость. Летом езжу на велосипеде, помогаю жене Марине на огороде.

  1. 23. Какое у Вас увлечение, хобби?

Моё хобби — это сочинение стихов и чтение научно-популярных книг. Чтение юмористических книг — это тоже приятное времяпровождение.

  1. 24. С большим уважением я узнал, что вы поддерживаете свою физическую форму и продолжаете тренировки. Расскажите немного о своих тренировках?

В спортивный зал я хожу 3 раза в неделю. В зале я делаю разнообразные упражнения с нагрузками на мышцы. Я стремлюсь к тому, чтобы мои мышцы получали нагрузки с головы до пальцев ног.

Тренировка в спортивном зале.

  1. 25. Недавно на своей странице Facebook вы выложили отличную фотографию, где приседаете со штангой. Подписав фотографию: “Почините ноги, приседая.”

Было много лайков и комментарий. В комментариях был задан один интересный вопрос: “Мистер Каарло Кангасниеми, Вы очень мотивируете! Как вы это делаете, что вами движет? Большое спасибо!”

И Ваш потрясающий ответ ответ на комментарий: “Хочу оставаться в тонусе даже в старости (т.е.прострочить). Тогда жизнь веселее. Заболевания держатся подальше, и летом и зимой можно играть с внуками. В конце концов, Илмари 4,5 года, а Оскари чуть больше года. И чтобы они тоже иногда увлекались спортом, видя, как тренируется дедушка.”

Ваш ответ произвел впечатление. Отличная мотивация, достойная подражания. Я думаю, что многие будут следовать за вашими действиями!

Я с удовольствием даю наставления детям и внукам. Мой сын Ари играл в хоккей и футбол, а также занимался лёгкой атлетикой. Он даже победил на чемпионате Финляндии среди юниоров по прыжкам в длину и забеге на 100 метров. К сожалению, из-за футбола у него был сильный ушиб ноги, но он выучился на зубного врача и это наверняка для него правильный выбор.

Второй сын Kим до сих пор играет во футбол в качестве вратаря. Сыновья Кима ещё такие маленькие, что пока не понятно, что их интересует.

Дочь Леена в молодости занималась бегом. Сын Леены, Том реставрирует мотоциклы и показывает их на выставках. Дочь Ари, Саана занимается верховой ездой, а дочь Оона поёт и занимается музыкой.

Мистер Kaarlo Kangasniemi в Facebook* на вашей личной страницы Kaarlo Kangasniemi в разделе статус у Вас размещена замечательная фраза:

“Voi aloittaa nykyhetkestä, jolloin loppuelämästä tulee uudenlainen”.

Это дословно звучит как:

“Можно начинать с настоящего момента, тогда вся остальная жизнь приобретает новый вид”.

Очень вдохновляет! Потрясающая фраза. Спасибо Вам, что напомнили. Это вдохновляет и наполняет жизнь новым смыслом.

Этому следовали великие люди — римский император, философ Марк Аврелий, Сенека, Будда и последователи дзэн — буддизма.

  1. 26. Мистер Каарло Кангасниеми, Вы счастливы?

Я стремлюсь быть почтенным финном и жить в согласии с моей женой Мариной. Mы живем вместе уже много лет, переживая горести и радости. Марина больше интересуется культурой, театрами, походами на концерты, любит путешествовать по миру. Она родилась и выросла в Санкт-Петербурге, в городе с Великой культурой.

Каждый год мы ездим туда 2–3 раза в год. Не перестаю удивляться и восторгаться красоте этого мегаполиса . Я люблю ходить в спортивный зал, быть дома, смотреть спорт — ТВ. В наших культурax есть разные нюансы, иногда говорю Марине в шутку, что Пори и Петербург одинаковый рай, где розы цветут и яблони плодоносят. Я счастлив!

Каарло Кангасниеми с супругой Мариной. Путешествие на пароме в Швецию.

. . .

Благодарности.

Выражаю благодарность мистеру Каарло Кангасниеми за предоставленную возможность взять интервью. За интересные, открытые ответы. Было интересно, вы воодушевляли. Спасибо!

Выражаю благодарность госпоже Марине Кангасниеми за участие в подготовке интервью и переводе на русский язык. Без Вас я бы не справился.

А также благодарен за предоставленные для интервью прекрасные фотографии из личного архива.

. . .

Мистер Каарло Кангасниеми с самым младшим внуком Оскари.

Мистер Каарло Кангасниеми с внуком Илмари. Показывает ему спортзал.

С внуком Илмари. Первые уроки.

Мистер Каарло Кангасниеми. Тренировка, отжимания.

Тренировка мистера Каарло Кангасниеми.

Тренировка. Знаменитая "планка" (вес стоящего спортсмена более 80 кг.)

Мистер Каарло Кангасниеми. Тренировка в спортивном зале.

Летнее время. На огороде с внуком Илмари.

Летнее время. С внуком Илмари после работы на огороде.

Летнее время. Мистер Каарло Кангасниеми на приусадебном участке.


Маркировка: *Instagram и *Facebook принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.


Примечание:

Интервью с Каарло Кангасниеми было опубликовано 2 марта 2021 года на Medium.

Скрин моего интервью с олимпийским чемптоном по тяжелой атлетике Каарло Канасниеми опубликованном на Medium

Перенес интервью с Medium на Teletype

Вернутся к началу публикации