Техники и приёмы
March 29, 2022

Как играть лжецов

Как я уже писал, «Школьные тайны» — нишевая игра, которая подойдёт не всякой компании. Необычный жанр и акцент на социальной драме могут отпугнуть многих игроков и ведущих. Однако под обложкой можно найти немало идей и советов для детективных игр в целом, независимо от жанра или сеттинга.

Одна из таких вещей — советы ведущему, как сделать игру за лжецов более естественной. Ниже приведён фрагмент из книги с описанием приёмов, которые помогут ведущему дать игрокам понять, что подозреваемый пытается что-то утаить от детективов.


Ключевое допущение, на котором строятся сюжеты многих романов, сериалов и ролевых игр, состоит в том, что персонажи либо честны и надёжны, либо отъявленные лжецы. Редко бывает так, что они искренне в чём-то заблуждаются. Если на показания свидетеля нельзя положиться, зрителю или читателю предоставят вескую причину для этого: алкогольная или наркотическая зависимость, психические заболевания или искажённое восприятие. Это жанровое допущение существует для того, чтобы аудитории было проще воспринимать историю — ведь очень немногие люди обладают навыками профессиональных детективов и умеют работать с настоящими свидетельскими показаниями.

Когда мы наблюдаем за сценой допроса в телевизионном сериале, мы на самом деле видим хорошо отрепетированную беседу актёров, реплики которых писали опытные сценаристы. Детектив задаёт свидетелю умный и неожиданный вопрос — и по реакции свидетеля мы можем понять, лжёт он или нет. Но на самом-то деле он не пытается вспомнить что-то важное или выдумать ответ на ходу. Вся его «реакция» была написана заранее.

В ролевых играх всё иначе. Почти всегда ведущий импровизирует, придумывая ответы персонажа. Поэтому игрокам бывает крайне сложно правильно интерпретировать поведение ведущего. Все эти паузы и запинки в его речи — ведущий выдумывает детали на ходу или пытается показать, что персонаж лжёт?

Чтобы избежать неясности, вы можете обратиться к способностям и навыкам персонажей. В «Дневнике авантюриста» вы можете потребовать проверку внимания, а в системе СЫЩИК — просто сказать игроку с самым высоким рейтингом проницательности что-то вроде: «Ты почти уверен, что Реймонд лжёт». Однако многим игровым группам не по душе такой метод, потому что он разрушает четвёртую стену между игроками и их персонажами. Такие игроки предпочитают получать информацию, не выходя из роли. В этом случае ведущему следует предельно чётко и ясно дать игрокам понять, лжёт персонаж или нет. Не бойтесь переигрывать. Помните: вы изображаете не настоящего человека, а персонажа игры, который должен предоставить игрокам нужную информацию в процессе интересного социального взаимодействия.

Ниже приведён список признаков, по которым можно уличить человека во лжи. Он составлен на основе настоящих техник анализа поведения и речи. Многие специалисты уверяют, что эти техники действительно работают, другие же убеждены, что это полная ерунда. На самом деле не так уж важно, работают ли эти признаки в реальном мире; они работают в художественной литературе и играх, потому что отражают наши представления о том, как ведут себя лжецы.

Признаки того, что собеседник говорит правду

  • «Я». Если человек говорит правду, он говорит о себе в первом лице: «Я сделал…», «Я был…», «Я сказал». А вот если он говорит «мы», использует пассивный залог, избегает упоминать действующее лицо истории или делает им собеседника («Ну, вы знаете, как это бывает...», «Ты приходишь домой как обычно, а там…»), скорее всего, он пытается отвести вину от себя и преуменьшить свою роль в происходящем.
  • Короткое, чёткое и эмоциональное отрицание предъявленных обвинений: «Да не крал я этот чёртов телефон!»
  • Прямой и ясный ответ на поставленный вопрос: «Прошлым вечером я был в развлекательном центре вместе с Брендоном».
  • Последовательный рассказ с умеренным количеством деталей: «Мы добрались до торгового центра часам к семи и ушли только в десять».

Признаки лжи

  • Лжец старается произвести приятное впечатление и всячески акцентирует внимание собеседника на своих достоинствах. Положение в обществе, связи, благотворительная деятельность — что угодно, если это поможет создать видимость того, что такой человек никогда бы не совершил преступление. Если гордиться особо нечем, персонаж будет проявлять чрезмерную вежливость и любезность.
  • Длинные паузы между вопросами и ответами.
  • Лжец избегает ответа на вопрос или отвечает на те вопросы, которые ему удобны.
  • Отвергая предъявленные обвинения, редко делает это прямо. Использует обороты: «Я бы никогда этого не сделал!», «Как вам только в голову пришло, что это мог быть я?!»
  • Собеседник отказывается отвечать на вопросы: «Я не знаю!», «Не помню», «Мне нужно проверить в своих записях».
  • Собеседник тянет время: «Знаете, это отличный вопрос…», «Хорошо, что вы спросили об этом…», «Я понимаю, почему вы так обеспокоены…»
  • Собеседник использует эвфемизмы, метафоры и расплывчатые описания, чтобы максимально дистанцироваться от рассказа о случившемся.
  • Лжец часто путается, прерывает себя, меняя детали собственного рассказа. Его ответы непоследовательны и противоречивы.
  • Неуместные детали рассказа. Они правдивы, но не имеют никакого отношения к теме беседы. Тем самым лжец пытается выиграть время, чтобы что-то придумать, или пытается спрятать ложь за истинными и легко проверяемыми фактами.
  • Собеседник переходит в наступление: «Да как ты смеешь меня об этом спрашивать?!», «Ты знаешь, кто я такой?», «Вы тратите моё время! Я весьма занятой человек!»
  • Собеседник пытается сыграть на чувстве вины: «Разве ты мне не веришь?», «Не могу поверить, что ты так плохо обо мне думаешь…», «Я же люблю тебя, я бы никогда…»
  • Собеседник вовлекает высшие силы и близких родственников: «Клянусь могилой матери…», «Бог свидетель, я бы никогда…», «Даю слово чести…»
  • Собеседник преуменьшает последствия случившееся: «Ну и в чём здесь проблема? Подумаешь…», «Да кому не плевать на это?»
  • Собеседник чрезмерно детализированные ответы: «В прошлый четверг, когда я уезжала из торгового центра, на часах было ровно 10:17».
  • Частое использование уточнений и вводных слов в стиле «насколько мне известно», «обычно», «как правило», «возможно».
  • Собеседник избегает местоимений в речи. Вместо них использует имена и обороты в стиле «его сын», «наша дочь» и т.д. Ещё один способ дистанцироваться от происходящего.
  • Собеседник постоянно перескакивает с одного грамматического времени на другое. К примеру, рассказывая об исчезновении жертвы в прошедшем времени, переключается на настоящее, когда описывает собственные действия (скорее всего, придуманные на ходу).

Помните, что порой поведение персонажа может быть неоднозначным. К примеру, невинная жертва избегает ответов на вопросы сыщиков не потому что лжёт, а потому что они затронули сложную и щекотливую для персонажа тему. Используйте несколько признаков сразу, если хотите чётко дать игрокам понять, что собеседник лжёт.