Исполком
April 23, 2023

«Собирался не мешать хорошему и мешать плохому» 

Александр Печеный — о человеческой коммуникации, будущем молодёжного ЧГК, отстранениях и об отсутствии положительной обратной связи

На Открытому кубке МГУ (Москва, декабрь 2018 года).
Источник: группа турнира Вконтакте.

В апреле 2023 года истекают полномочия исполкома МАИИ. Чтобы подвести итоги первых двух лет, а также больше узнать не только об итогах работы и планах на будущее, но и о людях, которые за всем этим стоят, мы поговорили с каждым из 15 членов первого созыва. Каждому мы задавали как общие для всех вопросы, чтобы увидеть, как разные люди видят одни и те же вещи; так и уникальные, чтобы «подсветить» индивидуальность. Сегодняшний наш собеседник — редактор, организатор ОВСЧ, СтудЧР и серии турниров «48», автор программы chgksuite Александр Печеный.

31 год, дата-инженер, играет в сборной Gay Guerilla. Член исполкома МАИИ. Предвыборный пост Саши можно прочитать на форуме МАИИ.

— Ты не участвовал в подготовке учредительного собрания, но пошёл в исполком. Почему?

— Боялся, что в исполком пройдёт кто-то, кого я сильно не хотел бы там видеть, — а такие люди среди тогдашних кандидатов были.

— Ты писал, что не особо хотел на что-то влиять, но тем не менее выдвинул свою кандидатуру. Не считаешь, что таким образом не дал попасть в исполком кому-то менее известному, но более желающему что-то двигать и работать?

— По-моему, исполком не должен ничего двигать. Сообщество вполне способно само себя регулировать, исполком — просто орган, который помогает в организации общих собраний, голосований и так далее.

Возможно, было бы неплохо переименовать исполком, потому что по названию кажется, что эти ребята много что решают, а по факту — почти ничего.

— Как организована работа исполкома? Как ты оцениваешь сложившийся формат, нужно ли его менять?

— Не хочу повторяться с предыдущими интервью, ребята всё неплохо расписали. Мне, как и тебе, комфортно в текстовом формате, но очевидно, раз есть несколько членов исполкома, кому это не ок (как минимум, это были Владимир Цвингли и Евгений Миротин, — прим. ред.), то надо что-то менять. Надеюсь, следующий исполком сможет прийти к удобному формату.

Пятнадцать человек — это довольно много, теперь, через два года, это стало ещё понятнее.  Тогда (два года назад, во время первых выборов, — прим. ред.) было ещё не до конца понятно, чем занимается исполком, сейчас уже яснее, что его функции — чисто административные, пятнадцать человек для этого просто не нужно.

Читайте также: «Исполком по факту не стал прозрачным». Владимир Цвингли — о демотивированности, неудовлетворённости и чёткой позиции МАИИ

— При выдвижении ты говорил, что все заседания исполкома должны записываться на видео — и, видимо, должны были публиковаться. Почему это не было реализовано?

— Все созвоны исполкома были записаны. Вот почему не выложены — уже не помню, у меня пропал доступ к ранней истории чата, так что даже и посмотреть не могу. Наверное, проголосовали против того, чтобы их выкладывать.

Может быть, и я недостаточно настаивал на этой прозрачности и не смог убедить коллег. Впрочем, не то чтобы мы что-то важное утаили от сообщества, но и скрывать записи, имхо, причин нет.

Примечание от исполкома: заседания действительно записывались, но не для публикации, а для помощи секретарю при составлении протоколов и для тех членов исполкома, кто не смог попасть на заседание.

— В апреле 2021 года вы с Женей Миротиным, Иделией и Юрой Разумовым записывали подкаст о текущих событиях. Почему такой подкаст остался единственным, хотя, казалось бы, люди вполне были готовы такое слушать?

— Даже не знаю, как-то всё сошло на нет. Возможно, проблема была в том, что сложно было вчетвером собраться: я помню, мы чуть ли не неделю собраться не могли. Ещё я много времени на монтаж потратил, общий хронометраж там в полтора раза больше был. Ну и спор с Максимом Сидоровым по поводу того, что подкаст обязательно должен называться неофициальным, тоже мотивации не добавил. Хотя по сути я с теми претензиями и согласен, но по форме было резко и убавило эмоциональных сил.

Я периодически думаю о том, чтобы возобновить подкаст в одиночку и/или с гостями, которые будут каждый раз меняться. Но это надо находить интересные темы, с информированием сейчас, на мой вкус, вполне справляется новостная рассылка МАИИ.

Первый (и на данный момент последний) выпуск неофициального подкаста исполкома.
Источник: Youtube.

— Как ты оцениваешь работу исполкома в целом и свой вклад в неё?

— Ставлю исполкому неироничный окич. Кажется, ни одного прям всерьёз глупого и неудачного решения за это время исполком не принял. Общие собрания проводились, голосования голосовались. Был неприятный момент с футболом (начало общего собрания 18–19 декабря 2022 года совпало по времени с финалом чемпионата мира по футболу 2022, — прим. ред.), но и то — собрание состоялось, переносить не пришлось, урок на будущее мы вынесли.

Печально, что не удалось завести банковский счёт, но я не погружён в эту работу, так что ничего не могу прокомментировать, думаю, коллеги старались как могли.

— Ты сделал немало крутых вещей для движения — например, chgksuite. Почему при этом ты не пошёл в IT-группу — наверняка можно сделать ещё много чего?

— Я ненастоящий программист. Считается, что настоящий программист легко может выучить новый язык за пару недель, а у меня основной язык — это Питон, ну и чуть-чуть ещё JS знаю, но недостаточно для серьёзных проектов. При этом проекты, в которые я хотел бы контрибьютить (вкладываться, — прим. ред.), — турнирный сайт, сайт рейтинга МАИИ написаны на языках, которые я не знаю, и мотивации выучить PHP или Ruby специально для этого у меня нет. Но если у кого-то будет полезный проект на Питоне, я с радостью поучаствую.

При этом я стараюсь продолжать делать полезные штуки сам по себе — например, я большие надежды возлагаю на голосовалку, на которой проводился предварительный опрос о численности исполкома и КРК. Мне кажется, она может стать важным и нужным МАИИ инструментом.

На Кубке Европы среди студентов (Минск, октябрь 2019 года).
Источник: группа кеста Вконтакте.

— Тот же вопрос про группу по правилам или турнирную группу — твоих компетенций в ажении турниров и их проведении с головой хватит для этой работы.

— Не знаю, как-то в голову не приходило. Ребята вроде и так справляются. Но если какой-то из групп понадобится моя помощь, я с радостью готов помогать — не факт, что в большом объёме.

— Если я верно понимаю, тебе самому всё равно, в игру под каким названием играть. Но при этом ты работал в группе по брендам, одной из целей которой было придумать новое хорошее название для игры. Почему?

— Не совсем всё равно, мне некомфортно играть под названием «Что? Где? Когда?». Но это мои личные заморочки, наверное, после ситуации со СтудЧР. Она сильный эмоциональный эффект на меня возымела, и теперь меня триггерят штуки, связанные с телеигрой и телегруппой.

Но при этом мне хотелось не придумывать новое название ради нового названия, а узнать, что люди думают. Оказалось, что людям в большинстве нравятся традиционные названия и ничего менять они не хотят. Ну и зачем тогда пытаться что-то сверху продавить, что всё равно мало кого устроит?

На СтудЧРе (Казань, май 2021 года). Справа — Сергей Терентьев.
Источник: группа турнира Вконтакте.

— Ты вместе с Эдиком Шагалом планировал заняться айдентикой организации. Почему эта работа застопорилась?

— Тут мой косяк в основном. Сначала Эдик был занят, а потом я забыл его пингануть. Спрошу его, если ему ещё интересно, может быть, возобновим работу.

— Насколько я понимаю, тебе интересно студенческое — или молодёжное — движение и ты хотел бы войти в молодёжную группу. Как ты думаешь, будет ли будущее у молодёжного движения в свете войны? Как нужно будет решать проблемы взаимодействия?

— Думаю, в ближайшие годы после конца войны украинские студенты не захотят играть на одном турнире с россиянами и белорусами, пусть даже и антивоенными. Во взрослом движении с этим проще в плане того, что конкретный Вася лично знает конкретного Петю и ему не стрёмно с ним в одном зале сидеть, — а тех, с кем стрёмно, МАИИ забанила (1, 2). В студентах связей сильно меньше, особенно с учётом того, что за последние три года прошёл только один очный кест.

Кест — главный международный турнир для игроков, которым на начало сезона не исполнилось 23 года. Первоначально он назывался «Кубок Европы среди студентов», отсюда и сокращённое наименование, которое стало уже нарицательным.

Кест–2020 проходил в гибридном формате — ЧГК строго синхронно с наблюдателями, остальные дисциплины онлайн. Кест–2021 был очным, но при этом в Минске смогли собраться только команды из России и Беларуси, украинцы и эстонцы играли только основную дисциплину турнира в формате строгого синхрона. Кест–2022 перенесли предварительно на лето 2023 года (но его проведение зависит от того, закончится ли война).

Так что, думаю, когда война закончится, будет два турнира на общем пакете вопросов — один для Украины и Европы, один для России и Беларуси. Ну и страны СНГ куда захотят, туда и поедут. Может быть, спустя 10–15 лет они снова объединятся в один турнир, если молодёжные интеллектуальные игры к тому времени ещё не помрут.

— Как думаешь, нужно ли будет проводить турниры U25, U27, U30?

— После окончания войны стоит провести одноразовый турнир U-сколько-нибудь для тех, у кого из-за войны не было кестов. На постоянной основе не уверен, что это нужно, но если будет спрос, почему бы не рассмотреть вариант.

Команда Erudity Forever Young на молодёжном кубке «Дружба народов» (Дубна, декабрь 2017 года). Слева направо: локоть Юрия Разумова, Алексей Штых, Александр Печеный, Михаил Новосёлов, Иделия Айзятулова, Александр Фингеров.
Источник: группа турнира в Фейсбуке.

— Ты небольшое время работал в оргкомитете школьного чемпионата России. Как думаешь, почему среди рабочих органов МАИИ не появилось школьной рабочей группы?

— Не было необходимости. По сути, единственный повод для существования такого органа — проведение ЮЧЕ (Юношеского чемпионата Европы, главного международного соревнования для школьников, — прим. ред.). Точнее, альтернативного турнира без Климовича.

На самом деле без негатива к Климовичу, он много сделал в своё время, но в последние годы турнир перестал соответствовать требованиям современности, а уходить Леонид Валентинович не хотел. В итоге много всего сделали Вадим Кузмич и Павел Забавский, помогавшие ему в последний год, стало сильно лучше. Но всё равно с Климовичем фундаментальная проблема, что и его вопросы, и стиль ведения не вписываются в 2020-е годы.

Но с ковидом и войной было не до этого. После войны, думаю, в том же формате, что и кест, можно будет проводить два турнира на общем пакете вопросов.

Читайте также: «Основной провал с современностью — это слово "исполком"». Юрий Разумов о ЧМ на английском, проблемах молодёжного ЧГК и о простом способе исправлять проблемы

— Вернёмся чуть-чуть назад, к твоей реплике о банах. Насколько я понимаю, ты считаешь, отстранять людей от участия в соревнованиях по интеллектуальным играм за неигровые вещи (политические взгляды, в частности) — это нормально. Можешь пояснить свою точку зрения?

— Поддержка российской агрессии и Путина — это не политические взгляды: политика возможна там, где есть конкуренция, верховенство закона, демократические механизмы.

Вообще баны в большей степени нужны сейчас, чтобы не расколоть движение — если на турнир приедет Вассерман, много хороших людей просто откажутся ехать.

Но вообще мне кажется, на текущем этапе развития движения банить можно за что угодно, даже за то, что человек всех задолбал, как вышло с Черняевым. Пока что мы скорее более-менее узкая тусовка, а не серьёзный спорт, если в нашей сфере появится на порядок больше участников, больше денег, внимания прессы и так далее — то и правила поменяются, станут более строгими.

— Назови основные результаты деятельности МАИИ за первые два года. Доволен ли ты этими результатами?

— Запустили рейтинг, собрали дисциплинарную группу, которая активно работает, регулярно проводим общие собрания и принимаем решения общим голосованием. Наверное, можно было лучше, но и так хорошо. Точно сильно лучше МАК, даже не сравнить.

— Из обсуждений вокруг деятельности МАИИ я сделал вывод (не знаю, насколько верный), что люди воспринимают отмену того или иного решения как неудачу. Ты же, если я верно понимаю, считаешь, что в этом нет ничего плохого. Можешь подробнее рассказать свою точку зрения?

— Главная фишка МАИИ — в том, что сообщество само себя регулирует, у простых его членов есть агентность и возможность влиять на все решения непосредственно. Легко и быстро можно завести инициативу и добиться изменений, для этого необязательно быть в исполкоме или какой-то рабочей группе. Реально, вот вам что-то не нравится, допустим, в правилах. Пишете свою формулировку, ставите на голосование — готово, вы великолепны! Раньше так нельзя было.

Что касается неудачных решений, мне кажется, довольно сложно принять такое решение, которое всерьёз нанесло бы вред организации и/или движению. Можно быстро понять, что что-то не работает, и откатить или ещё как-то поменять. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы move fast и break things, главное, чтобы потом ещё и fix things было.

Команда Gay Guerilla на Нестерке (Минск, октябрь 2019 года). Слева направо: Павел Семенюк, Александр Карчевский, Екатерина Новикова (спиной), Александр Печеный, Рузель Халиуллин, Александр Марков (за Рузелем).
Источник: группа турнира Вконтакте.

— Опиши свой вклад в деятельность организации. Доволен ли ты этим вкладом?

— Не могу сказать, что я многое сделал. Была пара инициатив, что-то было удачное, что-то нет. Но в целом и не сказать, что я многое собирался делать, — собирался не мешать хорошему и мешать плохому, адекватно голосовать в голосованиях.

— Что можно было сделать лучше?

— Наверное, я сильно меньше участвовал именно в организационной части собраний и голосований, чем стоило. Там Антон, ты и Макс Сидоров в основном всё делали.

Ещё я помню, что кто-то меня спрашивал, что я думаю о сексизме в интеллектуальных играх, как с этим бороться, и я сказал, что вообще надо бы что-то делать, может быть, даже группу собрать под это. И не сделал ничего в итоге.

Я периодически вспоминал об этом, но было стрёмно что-то самому затевать, ведь я не женщина и не должен женскую повестку узурпировать. С другой стороны, в последнее время я и не встречал сексистских вопросов (возможно, потому что я мастерски избегаю Ершова и Матвеева), поэтому ничего не триггерило с этой стороны. Но всё равно некомфортно, что я тут ничего не сделал.

Короче, обращусь к читательницам, если у вас есть какие-то мысли, какую пользу можно в этом месте нанести, и вам кажется, что я мог бы помочь, — напишите мне, пока ещё можно и к этому ОС какую-нибудь инициативку бахнуть.

Читайте также: Not great, not terrible. Иделия Айзятулова — о том, где стоило подстелить соломку, и дошла ли идея МАИИ до логического завершения

— Будешь ли баллотироваться на следующий срок — в исполком или контрольно-ревизионную комиссию?

— Не буду. Работа в исполкоме — единственная моя деятельность в интеллектуальных играх, за которую я не получал (или получал очень мало) положительного фидбека. Проводишь турниры, пишешь вопросы, делаешь chgksuite — люди хвалят, благодарят, радуются. Делаешь что-то в исполкоме — сверчки. Ещё и куча любителей поиронизировать над тем, какая МАИИ плохая организация.

При этом решения, которые принимают все члены организации, приписываются исполкому.

— Кстати да, это приписывание изнутри выглядит странно, если понимать, как обстоят дела на самом деле. Как думаешь, что нужно сделать с этим? И нужно ли? И можно ли?

— Вообще, мне кажется, тут помогает более человеческая коммуникация. Вот условно, тот же Макс Сидоров. В текстовой коммуникации он очень резкий и с ним прям сложно. На созвонах он был мягкий, и я бы даже сказал, милый.

Возможно, тут будет помогать аудио- или видеоформат, когда ты слышишь человека, ты понимаешь, что это не какая-то злая мразь, которая хочет сделать всем плохо, и тебе сразу меньше хочется про него что-то плохое сказать тоже. Ну и ещё кажется, что люди сейчас лучше воспринимают аудио и видео, чем тексты, особенно длинные.

— Придётся, видимо, нам осваивать курсы юных подкастеров и видеоблогеров :) Расскажи тогда, может быть, о других своих планах — что планируешь делать в то время, которое освободится от работы в исполкоме?

— Буду продолжать делать chgksuite, голосовалку, может быть, какие-то ещё полезные айти-проекты будут. Если позовут в рабочие группы, могу принять участие. Ну и какие-то инициативы от себя тоже, может быть, продолжу выдвигать.

Придумывал вопросы и подбирал фотографии Наиль Фарукшин. Другие интервью можно найти тут.

Читайте также: «Я следил, чтобы где-то не сделали ерунды». Иван Семушин — о непохожести на МАК, особенностях ЧР и ЧМ и упадке сил

С вопросами и предложениями к исполкому можно обращаться по адресу [email protected], также можно писать в канал «Вопросы исполкому» сервера МАИИ в Дискорде.


Если у вас есть предложения по поводу работы информационной группы МАИИ, напишите нам по адресу [email protected].


За информацией о деятельности МАИИ можно следить на сайте, в Телеграме, Вконтакте, Твиттере, Фейсбуке и ЖЖ.