March 1, 2020

Возвращение реки в русло

Недавно мне попалась на глаза фраза о том, что все мы - уже киборги. Наша психика, наше поведение срослись с интернетом. Смартфон - как продолжение тела, социальные сети - как продолжение нейронных сетей. Я не думаю, что это плохо. Это прогресс, его неизбежные следствия.

Однако, как известно, человеческое сознание развивается на порядок медленнее человеческой техники. Грубо говоря, мы - толпа высокоразвитых обезьян с интернетом. Наше сознание и культура еще не подстроились под цифровой мир, не выработали свод правил безопасности. Отсюда - массовый невроз на почве лайков, отсюда усталость от «белого шума», отсюда бездумный скроллинг со стеклянными глазами вместо сна. Где-то внутри, глубоко, мы чувствуем, что все это - ненормально, нездорово. Но осознанности не хватает на то, чтобы поставить в нужных местах знаки-«кирпичи» и ограничители скорости.

Весь февраль я изучала свое отношение к соцсетям. Какое-то время назад я ушла из фэйсбука и вконтакте, поэтому у меня есть только инстаграм и телеграмм. И этих двоих оказалось вполне себе достаточно для нормального такого невроза.

Я - художник. В широком смысле. Человек придумывающий, создающий, сочиняющий. Мне одинаково важны возможность быть услышанной и оценка зрителя. Поэтому я бесконечно благодарна судьбе, что живу во время соцсетей. Они - мой путь к вам, моя сцена и мой выставочный зал. Но еще более важно для меня - не терять связь с миром идей, не мутить воду своей внутренней реки, не разливаться болотом, не выходить из берегов. Постоянные мысли об оценке, постоянное нахождение на виду и отстройка личного бренда меняют мое восприятие мира. Вместо того, чтобы любоваться светом весеннего солнца на питерских крышах, вместо того, чтобы впитывать это солнце дабы позже оно раскрасило мои собственные идеи, я хватаюсь за смартфон и записываю сторис. Это какое-то фаст-восприятие, фаст-вдохновение. Как макдачный гамбургер: схватила, сжевала, пошла дальше. Пользы - ноль, зато есть чувство полного желудка.

Долгое пребывание в этом режиме (несколько лет точно) сыграло со мной злую шутку. Я разучилась воспринимать медленно. У меня расшаталось внимание, моя река вышла из берегов. Я постоянно что-то роняю, врезаюсь в косяки, забываю элементарные вещи… Моя кошка Ниса старается уходить с кухни, если на кухне я, честное слово! Даже если у нее там полная плошка еды, и она еще не завтракала. Отходит в сторонку, ждет, пока я закончу свои дела, и только после этого идет есть.

В какой-то момент я поймала себя на том, что моя искренность, моя настоящесть становятся товаром. Я начинаю писать пост и думаю: «О, какой искренний, точно соберет хороший отклик!». Мне было достаточно один раз схватить за хвост эту мысль, чтобы понять - пора что-то делать и лечиться.

Весь февраль я работала с вниманием: к себе, к миру, к действию. Возвращала свою реку в русло. Училась не думать об оценке, не ждать ее, не подстраиваться, концентрироваться на здесь и сейчас. Вернула в свое утро медитацию, чтобы снова учиться контролировать игры ума.

После трех недель изучения внимания я всю неделю (точнее, 6 дней) жила без мыслей о постах и лайках. Я рисовала и писала, работала, гуляла, делала зарисовки - и ничего не выносила в эфир. Сложно описать этот опыт коротко, если честно. Я поняла, что возможность делиться красотой для меня важнее тщеславия. Поняла, что слишком много суечусь в своем фаст-восприятии и упускаю настоящее. Поняла, что живу в соцсетях и поняла, что больше не хочу там жить. Создавать, делиться, работать - да. Тащить в эфир каждый чих дабы только не пропасть с радаров - нет. Скажется ли это на активности и посещаемости моего аккаунта? Наверное. Теперь мне все равно. В конце концов моя стая меня всегда найдет, а для поиска клиентов всегда найдется пара сотен на рекламу. Я все еще пытаюсь подобрать верные слова для своих выводов. Как только я это сделаю, то запишу видео. Потому что уверена - это тема важна, и мои выводы помогут многим.

Метафора для заключения.

Вчера я вычистила из смартфона больше 15 гигов кэша. Все, что когда-либо открывалось мною в телеграме, гугле и инстаграме, оказывается, уже два года пылилось в каких-то тайных папках с надписями data (да, я профан в этой теме и для меня это открытие). Память телефона была настолько замусорена, что работать с ним было почти невозможно последние пару месяцев. Давайте теперь вспомним, что вообще-то все, что мы видим, слышим и воспринимаем, хранится в нашем мозге и никуда не уходит. Во время сна происходит только что-то вроде дефрагментации диска. У нас нет папок data, которые можно удалить. Весь этот кэш будет с нами до смерти. В наших силах только регулировать количество и качество информации, которая в нем находится. И если в нужных местах ставить нужные «кирпичи» и ограничители скорости, багов будет меньше, процессы будут идти быстрее, да и подзарядка будет занимать меньше времени.

Сегодня у нас гости. И блины из Васиного детства на опаре, как готовила в Ленинграде его мама Ника Валентиновна. Мы будем жечь во дворе Масленницу, которую я вчера сварганила из подручных средств. Буду ли я отвлекаться на то, чтобы записывать сторис? Вряд ли. Это мое настоящее, которое вообще-то никому кроме меня не важно. Белый шум в ваших лентах. Вы увидите и забудете, а я ради этого потеряю навсегда несколько бесценных моментов, проглочу их, не жуя. Я здесь для другого. Я здесь для того, чтобы делиться своими иллюстрациями, сказками, текстами, зарисовками. Чем-то особенным, осмысленным, важным. И даже если моментами, то так, чтобы не упускать их самой.

Например, прямо сейчас я дарю вам подарок вам к Масленице. Набор весенних стикеров с птичкой иволгой.

Я продолжу свой крестовый поход птиц. И буду писать на эту тему еще не раз и не два. Мыслей и открытий очень много. Пока не для всех нашлись слова.