February 23, 2019

Эгоизм

Есть очень много слов, которые описывает, по сути, одну человеческую сущность: эгоист, эгоцентрист, нарцисс, самовлюбленный, деспот.

Меня на этот пост натолкнуло последнее интервью Дудя, там был разговор в этой плоскости, но об этом несколько позже.

Меня всю жизнь, надо сказать, что не беспочвенно, называют жутким эгоистом, буквально все: родители, друзья, девушки, просто знакомые, иногда даже люди, которых я и не знал никогда.

Я достаточно долго вынашивал эти мысли. Так уж вышло, что я настолько сильно сильно привык к такой характеристике, что интуитивно начал про себя говорить "эгоист, эгоцентрист в высшей степени". Забавно, что никто не понимает, что это - цитата из одного любимого мною фильма.

В общем, хочу разобраться. Начнем с определения слова "эгоист".

Вики дает следующее:

Эгои́зм (др.-гречΕγώ , латego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм — такие как «разумный эгоизм», «гедонизм».

В этом определении всё прекрасно. Если откровенно, то тут как раз и есть суть моего поста.

Во-первых, я точно согласен с той "современной психологией", которая не считает альтруизм противоположностью эгоизма. Это какой-то бред.

Во-вторых, мне очень близки идеи гедонизма, я бы даже сказал, что именно его я большую часть сознательной жизни исповедую.

Но речь больше про то, что поведение, обуславливаемое собственной выгодой - это не какое-то особенное поведение, это просто поведение любого человека. Обычное. Это та часть нас, которая заставляет нас ходить на работу, стараться получать лучшее, выбирать красивое и качественное вместо дешевого и плохого.

Эгоизм - это именно то, что исторически поделило людей на социальные сословия. Мы стараемся быть умнее, лучше, сильнее, но нет победителей без проигравших, мы должны быть лучше на чьем-то фоне, мы хотим иметь больше, чем те, кто старается хуже. Это - факт.

И чувствуем себя прекрасно по этому поводу, мы говорим: "чо, я бомж что ли?", мы не хотим поднять по социальной ступени бомжа силами своего эквивалентного падения.

Я уверен, что эгоисты - это все люди. Даже самые упоротые филантропы, хоть и помогают малоимущим, но они делают это ради славы, ради фондов, ради своей репутации.

Еще часто такой вопрос встает в отношениях пар. Вот тут я вообще не сомневаюсь, что самоотдача - это самое большое проявление эгоизма, потому что ты делаешь всё для человека только до тех пор, пока он с тобой, то есть, пока хорошо тебе самому. Если ты всё делаешь для того, чтобы человек был с тобой, то это действие, которое кормится дырой внутри тебя, то есть, ты банально пытаешься добиться зоны комфорта. Для себя, не для кого-то.

Но тут вообще сплошная рекурсия, потому что, если в отношениях кто-то заявляет другому, что он - эгоист, это уже само по себе чистейшее проявление эгоизма в желании получить от партнера что-то для себя.

Мне кажется, что эгоистичными (в плохом смысле) бывают поступки, такую оценку может дать только незаинтересованный человек, мяч всегда летит в чьи-то ворота.

Я регулярно что-то делаю в интересах других людей, делаю бескорыстно, но это тоже эгоизм, потому что я хочу знать, что у меня и моих близких всё в порядке. Мне это надо, мне от этого осознания лучше.

Каждый живет для себя. Человек, который скажет, что он не эгоист - банальный позер. Даже те, кто умирал за других, в момент своего поступка думали о том, какими прекрасными они будут героями.

Как правило, человек, который отрицает подобные очевидные вещи, приводит в пример людей один в один на него похожих, просто по другую сторону чего-либо, чтобы была возможность запутать собеседника.

Тут мы возвращаемся к Гордону, которого я бы охарактеризовал как "бесхитростного кретина". Мне такие люди жутко нравятся, потому что они гнут свою линию, думают, что они умнее всех, но читаются "на раз".

Человек полтора часа рассказывал про агентов КГБ на (НА) Украине, говорил, что Соловьев и Киселев пропагандисты такие, что Геббельс бы позавидовал, параллельно рассказывает, что он все свои интервью делает бесплатно, якобы, в минус, объясняет, что он лезет в каждую дырку, будь то даже Россия 24, чтобы донести свое мнение до масс, называет себя информационным рупором номер один на (НА) Украине, сначала говорит, что он не старается выдвигать своего фаворита в президенты, потом рассказывает про силу своего влияния с экранов.

Ну а вишенкой на торте был момент, когда Дудь его начал спрашивать про то, нарцисс ли он, после чего он стал открещиваться, нарочито смущаться и пускать школьные по уровню фразы, серии: "Нарцисс - это цветок".

Бесхитростный кретин - это, когда ты пытаешься казаться, но все понимают, кем именно, и твои попытки выкупаются любым дебилом. Все его цели и стремления видны как, если бы бегущей строкой у него на лбу шли.

Мне кажется, что эгоизм и нарциссизм обществом зря табуированы. Если бы Гордон сказал вслух, что он - нарцисс, гордится своей работой и вообще всех на хую вертел, я бы его уважал в сто раз сильнее, чем при этих его родовых муках в попытке выставить себя слугой народа.

Дудь, кстати, жуткий нарцисс, об этом говорит всё его поведение и каждый момент его реакции на слова, которые его не устраивают, у него от злости лицо перекашивается каждый раз, ноздри от злости раздуваются, он встает в оборонительные позы, потом совершенно без головы начинает идти в атаку.

Момент с нарциссизмом можно было круто отработать, прокатившись верхом на Дуде и выйти в плюсе. Но тут, надо отметить, Юра молодец. Не выходил за границы, умудрился пройти свою линию, показать Гордона таким, каким он сам, очевидно, не хочет казаться.

Не надо врать самому себе. Остальным можно, себе - во вред.

P.S. Цветок у него в штанах. Нарцисс - герой греческого мифа, где он влюбляется в свое отражение и не может оторваться от него, пока не умирает, потом, когда влюбленные в него нимфы приходят на место его смерти, они видят цветок, который называют в его честь.