September 1, 2019

Ода к кофеину

Я вот уже год пишу оду любви к кофеину, готовлюсь запостить, а потом стыдливо стираю доказательства своей зависимости. С одной стороны - есть целые культуры построенные на поклонении кофе, до сих пор вспоминаю мемы из контакта, поэтому толку в моем посте будет немного. С другой стороны, я тут вообще-то как раз банальности и пишу, поэтому отлично подходит для канала. Прочитав текст вы можете спросить, о какой любви может идти речь, тебе бы впору не притрагиваться к кофе до конца жизни. Но я думаю, нет смысла винить молоток, если ты ударил себе по пальцам. Инструмент в руках может тебя и убить, но, если ты умеешь им пользоваться, он здорово облегчит твою жизнь.

Так вот, кофе.

В детстве и юношестве я крайне мало пил кофе, в основном чай. Растворимый не пил в принципе, а варить часто мне было лень. Поэтому я не успел заметить мощного эффекта, который этот напиток оказывает на организм.

Первый случай моего целенаправленного использования кофеина в качестве стимулятора произошел в 11 классе. Тогда я занимался сальсой, и каждую неделю в Краснодаре на Красной проходил опенэйр - когда танцоры с города и не только собирались вместе и танцевали с непривычными партнерами, чтобы отточить навыки и просто получить кайф. Вещь очень крутая, стимулировала большое количество дофамина. Однако порой конкретно в это время в этот день не было никакого настроения и желания танцевать. Тогда мы с другом шли в ближайшую кофейню, брали двойной эспрессо, закидывались и, к тому времени, как мы доходили до Дома книги, где проходили опенэйры (полагаю и сейчас проходят в теплую погоду), кофеин уже начинал стимулировать наш мозг (ну мой-то точно, с моим телосложением много времени не нужно), поднималось настроение, а мозг начинал работать гораздо лучше. А в сальсе, скажу я вам, мозг работает на полную катушку, скрипит и дымится, особенно поначалу, когда пытаешься сначала запомнить связку движений на тренировках, а потом вспомнить во время танца и не сбиться с ритма, пока начинаешь применять ее.

Однако такой мощный эффект склонил к злоупотреблению, повышая толерантность организма к кофеину и способ был постепенно отброшен как малоэффективный. И после этого я надолго забыл про кофеин.

Вернулся к нему я в начале этого года, когда начал работать в отеле. Мои двенадцатичасовые смены в пустом отеле были достаточно скучными, поэтому я начал подработку переводчиком, прямо во время смен, обычно после шести вечера, когда большинство сотрудников уходило домой и никто не мешал. Однако после девяти часов на ногах ты не то чтобы слишком бодрый, чтобы еще и переводы строчить. Поэтому я начал покупать на смену энергетики, открывая их сразу после ухода офиса и приступая к работе. После стольких лет воздержания эффект у меня проявился колоссальный. Я не просто начинал работать бодрым, я начинал видеть жизнь как яркую радугу, когда все доставляет удовольствие. Примерно так описывают свой опыт героиновые наркоманы, поэтому мне даже страшно подумать, чтобы со мной случилось, если бы я принял дозу этого наркотика.

Энергетики превратили меня в собаку Павлова. Уже сам звук открытия банки, а затем аромат, бьющий в нос наполняли меня воодушевлением и предчувствием того, что я снова смогу насладиться своей жизнью. Но как и с другими наркотиками, повышаюшими дофамин, сказка была недолгой. Моя толерантность снова повысилась и вот я уже пил энергетики не вечером, а по утрам, чтобы просто не умереть от усталости, запивая чашкой растворимого кофе. Когда и это перестало действовать я понял, что пора как-то выбираться. Я прекратил потреблять кофеин.

Следующие пару недель были не самыми приятными в моей жизни. Я буквально стал пустой оболочкой себя. Мое жизнелюбие, поддерживаемое кофеином последние месяцы, бессильно рухнуло вниз, как виноградная лоза без опоры. Я молчу про работоспособность. Но более того, я отупел. Серьезно, я получил такие резкие дебаффы к когнитивным функциям, что просто оторопел. Мне сложно было держать мысль в голове, которая превратилась в котелок с манной кашей. В тот период я сделал столько косяков на работе, что хватило бы на пару увольнений. Помню через неделю я не выдержал и купил себе банку колы. Лучшая банка колы в моей жизни.

С тех пор мне полегчало, я вновь стал чувствовать себя человеком. Я купил себе турку и иногда по утрам варю себе кофе на песке. За те 45 минут пока он варится, я совершаю утренние дела и сажусь за компьютер. Пока рядом со мной стоит кружка ароматного дьявола, я ищу новости, которые начну рерайтить для газеты после того, как допью свой стимулятор. Чтобы не повышать толерантность, я иногда заменяю кофе холодным душем и зарядкой, которые в плане работоспособности работают не хуже, однако их эффект также ослабевает со временем, сейчас, например, холодная вода из душа уже не такая уж и холодная, чтобы дать заряд адреналина, как это происходило раньше с моим изнеженным телом. Время от времени я провожу недели детокса, когда полностью перестаю пить кофеин и перехожу на душ. К концу таких детоксов я обычно уже просто моюсь под холодной водой, чтобы не мотать горячую.

Но конечно использовать кофе для работы это банально и не романтично. Самые лучшие ощущения - это после недели без кофеина сварить себе полную чашку и пойти гулять. Свет становится ярче, люди красивее. Музыка в наушниках подхватывает тебя как перышко и ты взмываешь вверх. Даже сейчас написать этот пост меня побудили прикосновения к клавишам, когда я сел работать. Я никогда не чувствовал, как приятно бить по клавишам в размеренном ритме. До этого момента.