February 22, 2019

Самооценка и самоценность. Ответы на злободневные вопросы.

Самооценка. Затем более новый уровень этого понятия – Самоценность. В обилии информации мы упираемся в то, что, оказывается, много слышали и много знаем, а воз и ныне там. На месте, где желаемого отношения к себе всё так же нет, как ни уговаривай себя страстно напротив зеркала, говоря «я прекрасна» или «я круче всех».

Работая с большим количеством людей, в том числе, по теме отношения к себе, самооценки и самоценности, я поняла вот что: однобокий подход, какой бы он ни был, не работает. Работает другой, о нём ниже. Приготовьтесь.

Есть те, кто говорят «моя самооценка не зависит от мнения окружающих». Все они лукавят: оценка окружения является важной частью САМОоценки. На деле, как и любой феномен, она интегральна: включает в себя индивидуальную субъективную оценку, индивидуальную объективную оценку, субъективную коллективную оценку и объективную коллективную оценку. Сейчас разъясню на примере, потому что подозреваю, что подход может быть непривычным и казаться сложным.

Итак, например я хочу оценить себя как личность со всех сторон. Есть 4 стороны.

Индивидуальная субъективная оценка – что я думаю о своем содержании: характере, качествах, компетентности, опыте, навыках?

Индивидуальная объективная оценка – каков(а) я внешне относительно себя в прошлом и будущем, каков(а) относительно других людей?

Субъективная коллективная оценка – какие нормы, правила, стандарты общества, по которым я себя оцениваю как «хорошего» и «плохого»?

Объективная коллективная оценка – в каком обществе я нахожусь и с кем сравниваю себя (сравнение по внешности, положению в общественной системе относительно объективных уровней норм общества – карьеры, дохода, семейному положению и прочим признакам).

К примеру, есть информация о том, что в государстве Бутан счастливый и обеспеченный человек – тот, кто имеет 2 сковородки. Две сковородки, а не одну! Скажите это среднестатистическому жителю России и услышьте громкий смех. В его картине объективной оценки счастлив и обеспечен – это когда квартира в столице куплена не в ипотеку, а за наличные, на парковке стоит иномарка не в кредит и в отпуск семьей на Мальдивы, а не на базе отдыха в Подмосковье. Какие сковородки, я вас умоляю, что за глупости?

То есть самооценка с объективного коллективного уровня – расположение в общей социальной системе на уровне «владение недвижимостью, автомобилем и свободные средства на высокостатусный отдых» это и есть «состоявшийся человек». Эта внешняя картина опирается на внутреннюю систему убеждений общества: каждый должен иметь своё жилье, а в идеале средство передвижения и отпуск. Наличие жилплощади – это безопасность, автомобиля – свобода, отпуска – яркость жизни. Это нормально. А спать на разорванной картонной коробке у обочины дороги – это ненормально. Но так не думают люди в той же Индии или Африке, живущие именно в такой реальности – у обочины на коробке – или же в бедных трущобах Южной Америки. Там может быть совсем другое счастье – когда на сегодня есть пища, с неба не льет дождь как из ведра, и тело не поражено изнуряющей болезнью. Непохоже на привычное нам «благополучие», не правда ли?

Эти внешние нормы и стандарты преломляются через оценку сознания и становятся убеждениями, которые напрямую влияют на образ себя. Из многообразия всего, что человек видит на протяжении своей жизни, он отбирает бессознательно и сознательно те критерии, которые становятся мерилами самооценки. Если я убеждена, что женщина должна быть покладистой и хозяйственной, то мои внутренние мерила – покладистость и хозяйственность. Если считаю ключевыми факторами разносторонность и интеллект, то по ним себя и оцениваю. Это индивидуальная субъективная оценка – как я оцениваю свой внутренний мир, соответствую ли я созданному образу себя.

Индивидуальная объективная оценка относится к внешней части моего Я – моему телу и внешнему виду. Как я себя оцениваю – как полную или худую, симпатичную или страшненьк��ю, подтянутую или рыхлую: это моя оценка внешнего вида. Она частично связана с окружающим обществом и его внутренними стандартами, базируется на внутренних убеждениях, но всё же имеет независимость – и полная девушка в окружении более худых может оценивать себя как «аппетитная красотка», а не «жирная корова».

Проблемы начинаются тогда, когда вся моя система оценки базируется на коллективном мнении общества малого (семья, окружение) и большого (нация, человечество). Когда моих внутренних критериев не существует, они были набраны извне впопыхах, без сознательного отбора, что мне подходит, а что нет. Часто этим страдают люди, не обладающие психологической самостоятельностью, не имеющие внутренних границ и потому тотально зависимые от внешних норм.

Кен Уилбер, американский современный философ, в своем труде «Теория всего: интегральный подход к бизнесу, политике, науке, духовности» привел замечательный пример, иллюстрирующий интегральную медицину.

Предположим, что человек узнал, что болен раком и обращается к медицине за лечением. Когда его госпитализируют и начинают вводить препараты, это индивидуальная объективная форма (моё тело). Когда он настроен позитивно, его поддерживают врач, медсестра и близкие, помогая справиться с недугом на психологическом уровне, это индивидуальная субъективная форма (моя психика). Когда в обществе существует сама возможность госпитализации – есть клиники, лекарства, врачи и система здравоохранения, это коллективная объективная форма (инфраструктура). Однако важен ещё один элемент – отношение, система убеждений общества относительно это болезни и людей, с ней борющихся, то есть коллективная субъективная форма. Если от ракового больного уводят соседских детей, просят его переехать из многоквартирного дома куда-нибудь подальше, «чтобы он нас не заразил», всячески вытесняют из общественных отношений, это не способствует выздоровлению, даже когда в порядке больничная палата и есть препараты. И часто именно фактор субъективных общественных отношений оказывает наибольшее влияние на результат, нежели все объективные факторы.

Иллюстрация подхода:

Вернемся к самоценности.

В самом слове две части: «само», то есть Я и «ценность», то есть нечто значимое и важное. Ценность Я обретает через общественные отношения (уровень коллективного оценивания) и с помощью внутреннего отношения к себе без привязки к обществу (уровень индивидуального оценивания).

Пример: мужчина бесплоден. С точки зрения общественных отношений, он может быть негодным, невалидным – «не можешь продолжить род, что ты за мужик, зачем ты нужен» или же ценным – «такой хороший специалист, доктор наук/лучший прораб». То же с другими физическими недостатками: Стивен Хокинг или Ник Вуйчич – несмотря ни на что ,они обрели общественное признание через ценность таланта каждого в своей сфере. Но и этот путь неполон.

Когда человек опирается только на внешние оценки его способностей, талантов, внешней красоты или пользы социуму, что произойдет, когда обществу это станет не нужно? Сплошь и рядом мы видим людей, чьи профессии ушли в прошлое, потому что мир изменился. С точки зрения общественных отношений, они бесполезны – в их услугах уже не нуждаются. В чем же тогда их ценность или самоценность?

В смысле пребывания на этой Земле. В ответе на вопрос: зачем я здесь? Затем, чтобы строить карьеру? Чтобы построить дом? Чтобы стать номером 1 в своей сфере? Чтобы жить от зарплаты до зарплаты, от цели до цели? Если да, то почему за каждой из этих задач маячит чувство опустошенности?

Человек обретает самоценность, осознавая и реализуя своё призвание. Когда он делает то, что для него важнее всего, и творит свою САМОреализацию. Не понимая этого или бесконечно избегая ответа на этот липкий вопрос «Зачем?», гонясь за вездесущими «морковками», которые по идее приблизят к счастью, человек теряет ту опору, которая и является базисом его самоценности в этом мире. Тем самым ответом на вопрос о жизни, Вселенной и вообще (отсылка к книге и одноименному фильму «Автостопом по галактике», если вы вдруг не знакомы).

Вопрос смысла, причем именно собственномысленно (потому что собственноручно как-то не подходит) выбранного, осознанного, принятого. Моего смысла, который и тыл, и баррикады, и океан, и капля в каждом дне жизни.

И когда ты начинаешь этот смысл воплощать, понимаешь, что в самой деятельности он и есть, что внешне в коллективе общества он может также получать положительные оценки, и это будет прекрасно, потому что приблизит к цельности и целостности бытия. Но главное, как и всегда, будет то,что внутри. (с)

Подписывайтесь:

Телеграм-канал: https://t-do.ru/Lozina_psychology

Инстаграм: https://www.instagram.com/lozinaolga_psychology/

YouTube-канал "Ольга Лозина Психолог"