June 30, 2020

Из чего состоит вкус?

Например, я спрашиваю ребенка: Почему ты хочешь эту конфету? - Потому что вкусно. А что за вкус тебе нравится? — Сладкий. Ну так съешь ложку сахара. — Буэээ. — А что не так?! Он же сладкий, ты любишь сладкий вкус.. Дело не во вкусе значит? А в чем?

Так вот, вкус состоит из: 1) собственно вкуса, 2) запаха, 3) тактильно-температурных ощущений, 4) звуков и еще, самое интересное 5) эмоциональной реакции на это всё. И вот, где же именно по вашему мнению, во вкусе источник удовольствия?

Собственно вкус. По последним данным, вкусов всего 6: кислый, сладкий, соленый, горький, умами (мясной) и жирный. Это весьма значимый для выживания канал восприятия химических свойств окружающих нас молекул. Он интерактивен, не только рецепторы сообщают мозгу что мы едим, но и мозг сообщает надо ли оно ему, изменяя восприятие вкуса.

Запах. Тонкий и разнообразный канал восприятия летучих соединений. Запахов миллионы и обонятельные рецепторы в тысячи раз чувствительнее, чем вкусовые. Так же как в канале вкуса - чувствительность к тому или иному запаху может интерактивно меняться. Запах может рассказывать целые истории. Но нашей культуре свойственно скорее бороться с запахами, вытесняя обонятельные реакции в подсознательное.

Тактильно-температурные ощущения. Например, острый, терпкий, это скорее тактильные, чем вкусовые ощущения. Текстура, температура, плотность, сухость, скользкость... ой. И здесь тоже есть свой интерактив, он регулируется слюноотделением.

Звук. Однажды, пробуя турецкую халву я пытался понять, что же делает её вкус таким волшебным? В чем же именно это волшебство? Вкус? — просто сладкий. Запах? -— ичего особенного. Текстура? --— гкая... Интересно, подумал я, она же очень мягкая и тем не менее, она хрустит... А откуда же я узнаю что она хрустит? - А! Я же это слышу!

Эмоциональная реакция. Это самое интересное. Именно здесь и возникает волшебство, называемое "наслаждение вкусом". Но здесь же возникает и отвращение. В предыдущем примере с халвой, когда я осознал, что необычность вкусу придает звук, я вдруг увидел еще нечто неожиданное. Я осознал, что это сочетание мягкости и хруста рождало образ тончайших сладких нитей, как бы ломающихся с хрустом во время жевания. И этот чувственный образ присутствовал всё это время, он перехватывал внимание визуального канала, позволяя более полно переживать вкус. Волшебство как хорошее кино, оно цепляет и держит внимание до финальных титров.

Важно понимать, что эмоции тесно связаны с не/удовлетворением потребностей. Без потребности нет эмоции. Желание — посредник, желание это конкретная стратегия удовлетворения потребности. Если исполнение желания не приводит к удовлетворению потребности — положительной эмоциональной реакции не наступает.

Однажды после ретрита мы обсуждали меню медитативного центра и один из медитаторов рассказал такую историю. "Терпеть не могу сухофрукты. Я даже помню как это началось. Мне было 5 лет, я ел изюм, а тут подошел старший брат, которому 9 и сказал: "Ой, фу, ты что, ешь изюм?! Буэээ!" А я еще помню, что мне только что нравилось, но когда он это сказал, я как-то с ним согласился и ощутил отвращение, и подумал: как это я правда это ел?!"...

Это я хочу намекнуть, что потребности, конечно не ограничиваются голодом. В описанном случае потребностью было принятие значимого человека. И эта потребность перезаписала реакцию и диаметрально изменила восприятие. Однако же, и утоление голода — важная потребность и верный путь к положительной эмоции. Попробуйте питаться гречкой с маслом только один раз в день. Вы удивитесь какая это божественно вкусная еда!

Так что, делая паузы до и после еды, соединяясь со своим состоянием, обращайте внимание и на эмоциональную составляющую. Спросите себя: А что я чувствую? И если удалось ответить, можно задать второй вопрос: И почему я это чувствую?

Хорошей вам практики и удачного дня!