September 18, 2018

День 1. Работа с эмоциями.

В первый день со Светой работала врач-психотерапевт, психиатр, педагог-психолог, специалист по когнитивной-поведенческой терапии, эксперт чата «Psy-фактор» Петрова Анна.

Аня помогла Свете снизить интенсивность накала эмоций, которые та испытывала. Можно сказать, что она произвела своего рода «обезболивание», необходимое для всех последующих манипуляций. И это очень важный этап, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Я хочу показать наиболее интересные моменты этой работы и обратить ваше внимание на вопросы, которые задавала Анна.

Анна:

У меня пара вопросов:

1. Что для тебя напряженная ситуация?

2. С чем нужно помочь бороться?

Света:

Напряжённая ситуация - когда большая нагрузка, много работы, эмоционально устала и сверху наваливается какая-то дополнительная работа, которую не получается распределить равномерно.

Бороться нужно с излишней эмоциональностью, с вот этим негативным восприятием. Наверное, точнее - понять причины и как бороться с последствиями.

Анна:

Что должно произойти с эмоциями, ощущениями в теле, чтобы пришла мысль о том, что ситуация напряженная?

Света:

Все время хочется спать, ощущение, что все тело ломит и голова сразу тяжёлая и болит.

Анна:

Когда мне хочется спать, голова тяжелая, болит и ломит все тело, что это значит для меня? Какая я в этот момент?

Света:

Я раздражительная, нервная, уставшая, остро на все реагирую.

Анна:

Если я уставшая, раздражительная, нервная, то это значит....

Света:

Трудно себя контролировать, не хочется ничего делать, злюсь, выплескиваю агрессию на окружающих. «Вымещаю» вот эту усталость и злость. Всё вокруг «не так».

Анна:

Я вымещаю всю злость и не могу контролировать, потому что?....

Света:

Потому что не думаю, что чувствуют окружающие люди в этот момент.

Анна:

Есть ли у меня силы на контроль неприятных эмоций?

Света:

Нет ни сил, ни желания. И плюс сейчас на постоянной основе некая апатия к происходящему, то есть все равно, могу я что-то сделать, чтобы исправить ситуацию, или нет, ибо все равно не буду.

Анна:

В каких ситуациях ты ещё не имеешь ни сил, ни желания?

Света:

Когда понимаю, что никак не могу повлиять на то, что происходит вокруг, что меня беспокоит, на людей вокруг.

Анна:

Как ты понимаешь, что не можешь повлиять на происходящее?

Света:

Ну, например, что-то говорю людям, а они делают наоборот. Пытаюсь сделать что-то для нужного мне результата, а получается наоборот.

Анна:

Какая я, если не могу повлиять на результат, моим мнением пренебрегают? 

Света:

Ничтожная. Не имею авторитета для окружающих.

Анна:

Когда приходит мысль, что я ничтожная, какие эмоции она вызывает?

Света:

Обиду, злость.

Анна:

Возьми шкалу от 0 до 100. Сколько обиды? Сколько злости?

Света:

Обиды 90 и злости 70 наверное.

Анна:

Насколько убеждена в мысли, что я ничтожная, мое мнение не значимо для окружающих в этот момент? От 0 до 100?

Света:

100! И есть ещё проблема. Ощущение, что меня воспринимают как ребёнка. Особенно коллеги.

Анна:

Это только ощущение, или возможно когда-нибудь кто-нибудь позволил себе подобное сравнение, либо делает это постоянно?

Света:

Позволяют коллеги периодически. Не говоря о родителях, братьях. Причем были достаточно жёсткие приколы по этому поводу. Сейчас эти люди совсем по-другому уже общаются, вроде как, но у меня остаётся это ощущение, что не всерьез. Относятся все также, но общаются иначе.

Анна:

Мы можем пойти двумя путями: спросить каждого коллегу и родственника как они относятся к тебе, выбив всю правду, или поменять ко всему происходящему твоё отношение. Что выбираешь?

Света:

Первое нереально. Соответственно, второе. Как вообще перестать зависеть от общественного мнения? Перестать переживать, что они все подумают и как меня воспринимают?

Анна:

Если ты перестанешь зависеть от общественного мнения и сильно переживать, что это даст тебе? Какой ты видишь себя в итоге?

Света:

Стану независимой. Буду проще реагировать на вот эти все подколы. Наверное, если бы я на них проще реагировала, их бы и не было. Более успешной в ведении переговоров и взаимодействии с коллегами. Более лёгкой на подъём.

Анна:

Если я не реагирую на подколы, то я какая?

Света:

Самодостаточная. Позитивная.

Анна:

А как самодостаточная и позитивная Света реагирует на подколы, вообще на все те же ситуации, которые вызывают обиду и ощущение, что относятся как к ребёнку? Что можно подумать о словах коллеги в ситуации с переговорами, например?

Света:

Что его слова не влияют на степень моей компетентности

Анна:

А о чем его слова? Только давай попробуем без «не». Ну, к примеру, он всех вообще всегда подкалывает - это его фишка... и т.д.

Света:

Ммм.. Нет, не всех. Только меня. Может, я просто какие-то особые чувства у него вызываю :))

Анна:

Отлично! Что ещё может стоять за таким поведением, если на ситуацию смотрит позитивная Света?

Света:

Желание привлечь внимание.

Анна:

А ещё?

Света:

Не очень позитивный вариант. Зависть, что у меня в моем возрасте уже есть такие достижения и возможности. Или ему просто скучно.

Анна:

То есть подколы могут значить: скучно, завидует моим достижениям и моим успехам, подкалывает меня, флиртует, особое отношение ко мне, хочет привлечь к себе внимание... И если так посмотреть на эту ситуацию, то что она значит для тебя? Какая ты в ней?

Света:

Видимо, интересный человек, который успел чего-то добиться. Раз столько внимания.

Анна:

Какие эмоции вызывает такое видение ситуации?

Света:

Приятно даже как-то.

Анна:

Что с обидой? Злостью?

Света:

А на что обижаться?)

Анна:

От 0 до 100?

Света:

1! Могли бы выбрать способ поизящнее :)) :)) :))

Анна:

Что с мыслями «я ничтожная и меня считают ребёнком»?

Света:

Про ничтожную рассосалось. Про восприятие ребёнком - уверена на 35. Сегодня подошла коллега, попросила помочь. Надо провести мероприятие, тема - детство. Естественно, я единственная, кто подходит.

Анна:

Давай попробуем по аналогии объяснить, что за этим стоит по мнению самодостаточной и позитивной Светы.

Света:

Ну, у нас это проводится регулярно. И меня попросили впервые.

Анна:

То есть мне впервые поручают достаточно ответственное мероприятие?

Света:

Ну да..)

Анна:

Считают меня достаточно способной, чтоб поручить подобное? Компетентной, профессиональной и тому подобное... Света, попробуй также, как и в моем примере, такие слова могут значить… 1,2,3…

Света:

Ну, просто я работаю в компании почти год, мероприятия - ежемесячные, поэтому и как-то не по себе. Считают, что я "созрела"? Для мероприятий? Так как я перехожу в другой отдел, считают, что "дослужилась"?

Анна:

Если все объединить выше написанное, что с мыслями об отношении как к ребёнку?

Света:

Легче)

Анна:

Иногда мне кажется, что меня считают ребёнком, плохо относятся, но… продолжи…

Света:

Но я неправильно это воспринимаю, а на самом деле, они считают, что я молодец и многого добилась, просто пытаются привлечь мое внимание.

Анна:

Насколько веришь в то, что написала? От 0 до 100.

Света:

85

Анна:

Как дела сейчас?

Света:

Выдыхаю, становится легче. Спокойнее и легче.