Развлечения
February 4, 2019

Почему в вашем творчестве столько ментов, Пасмур Рачуйко?

Художник Пасмур Рачуйко родился в Ростове, жил и учился в Питере, а сейчас работает в курортном Геленджике. Несмотря на такой набор регионов, в его сюрреалистической живописи отчетливо проступает паттерн новой Москвы, который сейчас воспроизводится по всей России. Многоэтажки, сетевые супермаркеты, торговые центры, офисные здания госкорпораций, златоглавые лего-церкви, скоростные электрички — городская инфраструктура в качестве национальной идеи. Стиль Пасмура можно назвать метафизическим собянинизмом. В нем хорошо передано навязчивое ощущение безопасности, которое буквально сочится агрессией. Так в зазорах между советскими хрущовками и киберправославием у Рачуйко возникают игиловские бомбистки, чеченцы, гопники, которые оборачиваются в ментов и обратно. И над этим страшным спокойствием зажигаются совсем потусторонние знаки — красные черепа, голуби, кони. Короче, мы попросили Игоря Компанийца взять у него интервью. 

Пасмур Рачуйко — смею надеяться, это не самое настоящее ваше имя? Давайте раскроем карты, кто вы, откуда, куда и к чему стремитесь?

Как художник я использую псевдоним Пасмур Рачуйко. В обычной жизни зовут меня Вениамин. Поскольку все больше людей называют Пасмуром, я стал часто так и представляться в тусовке. Я родом с Ростова-на-Дону, там прожил до совершеннолетия, потом уехал изучать лингвистику в Санкт-Петербургский университет культуры и искусств. Три года назад я вернулся в родной город, но позже снова уехал. Последний год живу в Геленджике. Стремлюсь преимущественно к покою и творческой реализации.

Сколько вам лет, каков ваш творческий путь?

Мне 32. Рисовать начал в самом конце 2012 года. Сейчас мне сложно сказать, о чем я думал, когда решил нарисовать первую картину. Меня похвалили друзья-художники и один чувак коллекционер, который приобретал мои первые работы и тем самым вовлек в процесс. Я хотел куда-нибудь пойти учиться и пытался поступить в Школу молодого художника в фонде «Проарте», но сильно перенервничал на собеседовании и провалил его. Выставляться начал только с 2015-го. Сейчас у меня с искусством все хорошо и ровненько.

Могу ошибаться, но ваш творческий псевдоним лично меня неумолимо отсылает куда-то в район фантазий Кирилла Воробьева — он же писатель Баян Ширянов (царствие небесное). Или Владимира Сорокина. Вопрос: прав ли я? Это ваши авторитеты или нет?

Псевдоним почти случайный. Я сначала их менял, но оставил тот, под которым прошла персональная выставка в 2016-м. После групповой выставки, в которой я участвовал как дагестанский художник с дагестанским именем, мне захотелось следующую провести под каким-нибудь суперславянским именем. Я нагуглил славянские имена и из списка выбрал то, что мне понравилось, и для звучности подобрал фамилию, чтоб аллитерация была. Вот и все. Ничего глубокого и много значащего! Ваши отсылки к упомянутым авторам понять могу, хотя сам ими не вдохновлялся.

Почему так много ментов?

По разным причинам, но у меня была фиксация на этом образе со студенческих времен. Я нелегально жил в Санкт-Петербурге, при этом был всегда худощав и бледен, поэтому у меня постоянно были проблемы с полицейскими. Вдобавок я жил на станции метро «Спортивная», где в те времена находился клуб «Тоннель», а учился на вечернем отделении, и, возвращаясь домой в пятничный вечер, я каждый раз знал, что из метро я просто так скорее всего не выйду. В определенный момент из-за постоянного внимания полиции у меня развился панический страх людей в униформе. В живописи я стал активно использовать образ, и он со временем оброс различными коннотациями, его метафоричность расширилась, он стал живым, рабочим, терапевтичным.

Автопортретная составляющая тоже немалая — почему?

С помощью живописи я решал свои внутренние вопросы, в этом смысле я был центром своей вселенной, это было важно. Сейчас спектр задач стал еще шире, и я не знаю на, насколько важно это сейчас. Я рисую и других ребят и девчат, но порой так много времени тратится на то, чтобы найти то лицо, которое подходит... Легче снова нарисовать себя.

Вы полагаете, что вы — представитель русского андеграунда и контркультуры? Или все это — заскорузлые клише и глупости?

Да, меня эти категории сбивают с толку. Я себя никогда не мыслил представителем андеграунда, и изначально хотел себе конвенциональный путь современного художника — обычный поход по рукам институций с нормальными бюджетами. Однако время расставляет все по местам, и сейчас я меняю ориентиры.

В какой обстановке и сколько дней, лет, часов вы работаете над каждым вашим проектом? Мы ждем живого описания.

У меня нет мастерской и никогда не было, я работаю дома. В Геленджике живу с друзьями в частном доме. Мы занимаем 3 комнаты второго этажа. Одна из них — керамическая мастерская моих друзей.

Я работаю достаточно медленно: в месяц максимум рисую 2 холста, и это уже травматично. Должен сказать, что на самом деле не люблю рисовать. Сам процесс приносит мне много страданий, чуть ли не каждый мазок с болью выходит, но я действительно не могу не делать этого. И очень доволен результатом.

На сегодняшний день я продолжаю живописную серию без названия, к которой принадлежат все мои холсты и выставляю на разных площадках в разных городах. Кроме этого я занимаюсь перформативной практикой, в рамках которой также устраиваю пару тройку мероприятий в год.

Лица, повлиявшие на вас и ваше творчество — это...?

Мама, Фра Анджелико и мои друзья из Перми.

Где вас найти в ближайшую пятницу в десять часов вечера?

Я живу в городке с населением в 70 тыс. человек, поэтому скорее всего буду дома.

В каком доме и в каком краю вы бы хотели прожить остаток своей жизни?

Меня бросает в ужас от мысли, что какое-то место и какой-то дом станут моим пристанищем до конца жизни. Всякое место, в котором когда-либо жил, я воспринимал как временное. Я никогда не обрастаю вещами и остаюсь в определенной степени мобильным, — только так я чувствую себя комфортно. Уверен, что через год мне надоест теперешний мой дом, и я снова куда-нибудь перееду. Пока понятия не имею куда.

Вы богач? Сколько денег у вас на карточке?

У меня 2 кредитных и 2 дебетных карты. Если подвести итог, то у меня где-то минус 200 тыс. руб. сейчас.

Лучший финансовый профит, который вам приносила ваша арт-деятельность, это сколько?

Последние 3 года я зарабатываю только искусством, ну и беру иногда деньги у банков. Я не умею считать и никогда не вел учета. Мне сложно себе представить, сколько я трачу и сколько зарабатываю в год.

Какого рода досуг вы находите самым любопытным? Вы, быть может, рейвер?

Дома я хожу в горы, на море, бегаю по набережной, загораю, занимаюсь спортом и т.д. Когда я выезжаю в крупные города, хожу на выставки, зависаю с друзьями и хожу на рейвы. Но больше всего я люблю обычные свои будни.

Вы гей?

Это не ваше дело

Ваше отношение к наркотикам и чрезмерному употреблению алкосодержащих напитков?

Все, что чрезмерно, наверное не очень хорошо. Но я стараюсь не морализаторствовать по этому поводу. Сам я видимо обладатель азиатского гена, поэтому буржуазно прибухнув с утра, провести весь день с благородным блеском в глазах у меня вряд ли выйдет.

Какие бренды напялены сейчас на ваше тело?

Свитшот с петербургской «Уделки», джинсы и майка Bershka, трусы Tezenis, носки от ростовского ганбольного клуба.

Почему керамика?

В СПб некоторое время я работал художником мозаичистом. Несмотря на то, что у меня получалось хуже, чем у моих коллег, мне очень это нравилось? и я вообще тяготел к монументальным формам. Я мечтаю сделать полноцветную работу в мозаике, но это очень дорого? и на сегодняшний день мне не найти финансирование на такой проект. Я задумал сделать надглазурную роспись пару лет назад и искал, кому это может быть интересно. Как раз в то время мне написали из агентства SKCG с предложением расписать им офис. Я рассказал им о своих планах сделать надглазурную роспись и ребятам понравилась идея. В итоге вышел отличный триптих. Вскоре я покажу еще одно панно с надглазурной росписью, оно уже почти готово и ждет своего часа.

Почему ваши картины и рисунки, как правило, либо вовсе не проименованы, либо именованы дико скупо?

Я воспринимал названия как манипуляцию зрительским восприятием. Название большая часть людей мыслит как ключ, который поможет разгадать картину. Но мои картины не ребусы и не аллегории (в узком смысле) — чаще всего я сам не знаю, поч��му на картине нарисован тот или иной образ. Мне кажется, когда я попаду в ад после смерти, то окажусь на собственном вернисаже, где ни один из многочисленных гостей не поскромничает спросить у меня «А что обозначает эта картина?», «А что вы хотели сказать?», «А почему тут лиса?», «А почему вы в короне?»

У меня есть страх, того, что названия лишь усугубят ситуацию. Живопись надо смотреть в тишине. А художник имел ввиду именно то, что он нарисовал. С другой стороны, я уже думаю о том, чтобы начинать называть картины, потому что сейчас они имеют лишь номер, и мне всегда сложно ориентироваться, когда надо разбираться со всякими документами, договорами, актами и т.д.

На какие паблики ВК стоит обратить внимание людям, читающим эту заметку?

«100 секретов красоты».

Лучшее место для художника в России — это…

Дела лучше всего делать в Москве.

Худшее место в России для творческого человека — это…

Россия в принципе хорошее место для творческого человека. Часто лишенному предпринимательской жилки творческому человеку сложно поддерживать необходимый уровень дохода. А где еще, как не в России, можно жить за сущие копейки, например, на теплом побережье, среди гор, лесов и ласкового моря, не превращая себя в завод по производству контента, не выгорая ради оплаты ренты и т.д. К тому же в России дешевый продакшн, и здесь реально осуществить те проекты, которые не по карману было бы делать за рубежом.

При каких обстоятельствах вы в последний раз всплакнули?

На прошлой неделе я проснулся в слезах от очень необычного сна. Мне почти никогда не снятся такие сны. Земля умирала, и два космических корабля в разных направлениях отправились найти пристанище. Им не суждено встретиться больше. Мой разваливающийся на части корабль с 3 миллионным населением после долгих скитаний приземляется на далекой экзопланете. Она в 2 раза больше Земли, 90 процентов ее покрыто океаном, а 10 процентов суши представлены многочисленными архипелагами мелких коралловых островов. Это тропический рай. Обретение земли обетованной вызывает у меня жесточайшую меланхолию. Я чувствую, что пройдя и испытав все, мы вернулись в эдемский сад, райские кущи. Больше не будет никаких вызовов судьбы, больше не будет ничего, что пробуждало бы настоящую человеческую страстную натуру, теперь будет только мир Адама и Евы до первородного греха. Под шелест кокосовых пальм и шум теплых волн меня разрывает щемящее горе утраты смысла, негодование от хеппиэнда, я не хочу жить в эдемском саду. Я хочу вернуть Землю. Я разбудил себя своими всхлипываниями и стонами.

В чем сила?

В гибридности.

Что делать?

Ничего уже не поделаешь

Мудрейшая мысль - это…

Не припомню

pasmurr.com

Вопросы: Игорь Компаниец

Если вы захотите купить картину Пасмура в подарок дядюшке Автандилу (или в коллекцию Третьяковской галереи), то скажите, что узнали про этого художника от Психо Daily. Сами же вы знаете, что у нас есть сайт psychodaily.meтелеграминстаграмрассылка и дзен.

Подпишите Автандила на все!