Развлечения
May 21, 2019

Психо Daily, Игорь Григорьев и художник 9cyka говорят о веществах, поколениях и искусстве

Художник 9cyka (читается «Я сука») — Рома Дуров — рисовал иллюстрации для пластинки Игоря Григорьева и книжки Надежды Толоконниковой. Этой весной он выпустил совместную коллекцию одежды с брендом «Культраб», посвященную 228 статье. Релиз подготовлен в поддержку Фонда Андрея Рылькова.

Ясукины работы — кисточкой по холсту — погружают в чудесатый мир злых ментов и порхающих бабочек. В них ужасы российской действительности и политический активизм преподнесены с брейгелевским вниманием к деталям и верой в человека. Чтобы понять, как так выходит, Психо Daily попросили Григорьева познакомить с Ромой. В результате получилось то, что вы прочитали в заголовке.

Психо Daily: Ну расскажи, откуда ты такой взялся такой?

9cyka: Я вообще-то не взялся ниоткуда — только берусь как-то. Я из района Кунцево. Предки самые обычные, семья небогатая. Папа — ветеран Афганистана и художник. Кажется, несовместимые вещи, адская смесь. А мама с бумажками работает. Я хорошо рос, но попал в дурную компанию: курить начал в 11 лет.

Психо Daily: 11 тебе было сколько лет назад?

9cyka: Мне 23 сейчас. Все люди, которые мне были интересны, занимались каким-то беспределом. Ну там фары снимали с кайенов. Я раньше в таком тоже участвовал, когда был глупый.

Григорьев: А что больше не участвуешь? Пизды дали?

9cyka: Ну дали.

Григорьев: Я же твою историю не знаю совсем.

9cyka: Не то, чтобы у меня супер-интересная история. Просто вокруг меня какое-то гетто сформировалось. Я сейчас общаюсь со своей девушкой и понимаю, что она другой человек, потому что ходила в школу на Чистых прудах. Она не знает тех вещей, о которых я рассказываю, не понимает какие-то понятия...

Психо Daily: Ну на гопника ты не похож.

9cyka: Да я и не гопник — необязательно быть гопником, чтобы оказаться в гопнических условиях. Сейчас мне это близко, меня это тревожит, у меня куча знакомых и друзей сидит.

FUTURE IS NOW, 18,7x17. 2019 «Совпало со строчкой из песни Face — «бандиты не на геликах - на геликах с мигалкой».

Психо Daily: За что?

9cyka: 228, разные части. Вот недавно один попал на статью от 15 до пожизненного. Он глупый тоже, как и я, но совсем глупый. Поехал за чем-то, не зная, что там. Ему пообещали деньги, говорят: «Возьми и перевези». А там килограмм амфетамина.

Григорьев: Знакомые попросили?

9cyka: Через телеграм друзья какие-то…. Друзья друзей. Один отказался, съезди ты. Он сейчас в СИЗО вены вскрыл себе, на больничку попал.

Григорьев: Чтобы не сидеть?

9cyka: Какой-то был у него план. Посадили его на больничку, признали вменяемым, обратно перевели, теперь ждем суда. У него миллион друзей, но кто к нему поехал вещи отвозить? Все испугались, Рома поехал.

Психо Daily: Ародители помогают ему?

9cyka: Его «Анапой» называют, потому что он из Анапы. Он постарше меня, ему 26. Там подключились чуть ли не криминальные авторитеты. Мне звонит какой-то мужик со словами «Рома, это Арсен. Вот такая ситуация... Анапа мне был как сын...». А мы же все активисты до фига, и хотели подключить какие-то связи типа «Медиазоны», чтобы осветить эту тему, потому что парень реально не знал, что в мешке. Меня это почему цепляет? Потому что за убийство дают 4 года, а тут ты... ну ты дебил. Ну и что? Сажать за это?

НАРКОПОЛИТИКА, 21х30. 2019 Под впечатлением от ареста знакомого человека (Димы Анапы). Про то, как опасно сейчас употреблять наркотики. Если вбить координаты можно увидеть насколько.

Григорьев: Заслушался. Я так далек от этого мира, и сейчас как кино смотрю.

9cyka: Да и я вроде далек, но нифига. Думаю, мне это не нравится, но на самом деле нравится: экшен, который заставляет нервничать.

Григорьев: А потом ты жалуешься на панические атаки.

9cyka: У меня не панические атаки — у меня расстройство тревожное. Панические атаки лишь дополнение. Просто стремно жить вообще. Я вроде всего-то картинки рисую, а потом смотришь — за репост сажают. Страшно от этого.

Григорьев: Я вчера ему говорю: «Ром, а что тебе все стремно, что тебе все не нравится? Бери и уезжай!». А он говорит: «Нет, у меня есть одна идея на счет этой страны», и обещал рассказать. Какая у тебя идея?

9cyka: Я на самом деле не вырос еще. У меня есть юношеские загоны о том, что это моя страна, и я хочу, чтобы здесь было хорошо. Я езжу в Европу, вижу, как может быть иначе.

Григорьев: Я положил на это всё давно уже.

Психо Daily: Ты, Игорь, себя с этим городом и страной не ассоциируешь. Полжизни заграницей живешь.

9cyka: Ты мне рассказывал, что, когда был маленьким, вещи собрал, и из деревни своей убежал.

Григорьев: Четыре года мне было. Я положил в горшок три апельсина и съебал через мост в другую деревню. Знаете, нашел тут, когда копался в архивах, свое интервью Радио «Свобода» 1997 года — когда после ОМа уехал, — и охуел от своих же слов. Они меня спрашивают: «Вы что, эмигрировали?». Отвечаю: «Нет, отдыхаю, и я вернусь, и мы продолжим строить этот город-сад». Это я про Россию так… Такие лозунги выдвигал, что мне сейчас смешно это читать.

Психо Daily: Ром, твоя тревога в чем выражается?

9cyka: В метро не езжу, например. Мне страшно в замнкнутом пространстве, — что я сию секунду не могу выйти. Еду в такси, и мне нужно прямо сейчас выйти. Клаустрофобия это называется? У моего папы агорафобия — он вообще из дома не выходит. Наверное у меня это из-за него: всю жизнь живешь рядом с больным человеком и потом в себе эти проблемы находишь.

Психо Daily: Вернемся в Кунцево. Что вы там делали?

9cyka: Ну приводы в милицию были. Ну ездили мы в поезде и граффити рисовали. Дебилы, не посмотрели, что камеры были. Пять сотрудников нас вытащили и напугали так, что никто потом в вагонах не бомбил. Чувака резали у нас одного как-то. Была девочка такая Таня, которую звали Олегом, потому что она говорила, что она мальчик. Она себе грудь заматывала бинтами, стриглась под пацана и наводила беспорядки во дворах. Как мы познакомились — сидели пиво пили за гаражами. К нам подошел мужик, представился сотрудником милиции — увидел, что малолетки, и стал выяснять, кто где живет. В итоге он телефон украл у моего приятеля. И так мы познакомились с этой Таней, и вот пырнули ее потом.

GOD FOR BATHROOM, 40x50. 2018 Размышление на тему возможного внешнего вида нашего создателя.

Григорьев: Кто?

9cyka: Лучший друг. Не знаю почему, я за хлебом вышел, и там сидели чуваки на трубах. Зимой у нас на теплотрассе собирается по 100 человек, а я просто зашел поздороваться, и ни с того ни с сего рядом кто-то кричит «О, ты сука» и нож вставляет. Дальше полиция, все дела. Легкое ей пробили. Такой thug life — бандитская романтика.

Психо Daily: Это твой источник вдохновения?

9cyka: Мне кажется, я просто насмотрелся на все это, и мне хочется, чтобы такого не было. А сюжетов из жизни в моих картинках нет вообще — у меня всегда метафора, которую никто не понимает, ну и фиг с ним. Помню, как рисовал для Игоря и рассказывал, что все значит. Загоняюсь в символизм.

Григорьев: Да, он говорил, что голубка клюет пять зернышек. Четыре зернышка — четыре стены тюрьмы, а пятая в центре — бесконечность. Что-то такое? Голубка клюет бесконечность, понимаешь. Я вот его за это полюбил.

Психо Daily: Что ты в школе слушал.

9cyka: В четвертом классе начал «Кровосток» слушать, но я был зайкой.

Психо Daily: То есть ты подтверждаешь любимую депутатскую тему «запретить “Кровосток”, потому что люди от этой музыки сворачивают на гнилую дорожку»?

9cyka: Если ты дебил, то свернешь. Если не дебил, то прикалываешься с этого. Меня не свернуло — я просто был рэпером с детства, при этом примерным мальчиком. Меня все любили, но знали, что я странный, что вожусь с плохими ребятами. Они мне говорили: «Рома, ты же хороший, с ними не надо». Я соглашался и шел за гаражи. Мы ездили на соревнования, я был патриотом и кричал «Вперед Россия». А в 10 классе накурился на уроке истории, и это было прям вау!

БЕЗ НАЗВАНИЯ. 29х24,5, 2018 В поддержку любимой музыкальной группы и про ее философию

Психо Daily: А как можно слушать «Кровосток» — музыку с текстами, которые подрывают любую власть, — и при этом участвовать в олимпиадах, верить в государственную идеологию...

9cyka: Я учился на вожатого, практику в «Орленке» несколько раз проходил и как-то вот слушал рэп. Не знаю, как уживалось. Я вежливый, приличный.

Психо Daily: Протесты 2011 года вас затронули?

9cyka: Вообще никак. Я даже не знал, что такое было, и только сейчас до меня доходит, что при Медведеве была какая-то либерализация. Например, он разрешил дома выращивать до 19 кустов марихуаны. Но срезать их не имеешь право. Выращивать можешь.

Григорьев: В смысле? Любоваться?

9cyka: Да. Засади себе до 19 горшков и сиди с ними (не совсем так: с 2010 г. выращивание 19 кустов предполагает административную ответственность. — Прим ПД).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, 40х50. 2018 На картинке есть мини-игра: нужно помочь Гарри составить его высказывание. Пронумерованные слова складываются в фразу: «если Хогвартс существует по принципу "власть ворам — смерть мусорам", то почему вторые еще живы. Очень люблю Гарри Поттера. Это лучшее, что написали люди в 1990-е. Практически «Мы» Замятина.

Григорьев: То есть есть такой закон? Нифига себе!

9cyka: В русских тюрьмах за наркотики сидят совсем случайно попавшиеся пацаны-дураки. И меня это тревожит. При этом я сам, конечно, пробовал разные вещи, но вещества — это не мое. Мне по психотипу не подходит.

Психо Daily: А многим подходит. В Москве сейчас появляются какие-то формы институализации потребления — есть стремление к тому, чтобы общество перестало ее маргинализировать, и у этой работы много направлений. В том числе то, что делает Фонд Рылькова. А есть еще изменение отношения в медиа и в обществе, и это такой же сюжет, как изменение восприятия всех дискриминируемых людей — ЛГБТ, бездомных, гастарбайтеров, людей с судимостью, людей с психическими расстройствами. Это огромная гуманитарная проблема, и не только для тех, кто ежедневно сталкивается с унижениями и трудностями, потому что они другие, но и для людей во власти, которая смотрят на все проблемы исключительно с репрессивной точки зрения: запретить, посадить, еще как-то прессануть…

ПАМЯТИ С. П. МАВРОДИ, 40х50. 2018. Строчка из его придуманного стишка и мои ассоциации.

Григорьев: Ну это все объяснимо, мне кажется.

Психо Daily: Есть разные способы объяснять, но наше поколение или хотя бы ромино должно что-то делать.

9cyka: По факту-то мало кто что-то делает.

Психо Daily: Да, действительно средств немного. После второго заезда Путина многие инструменты влияния у общества были изъяты. Запрет собраний с 31 статьей, статус «иностранного агента» для правозащитных организаций — все это привело к жуткой атомизации. Нам тяжеловато собираться, тяжеловато создавать организации, в России еще сильнее стали презирать всякие формы коллективных действий.

Григорьев: А потребление по вашему — не интимная хуйня? Вот в Таиланде, где я живу последний год, там все жрут эту ябу, — такую смесь кристаллического метамфетамина с кофеином, — она дешевая, по 10 бат стоит. Эти таблетки были придуманы для лошадей, им подмешивали в корм, чтобы лошадка хорошо по тайским холмам тянула повозку. А потом их жрали дальнобойщики, и эта яба продавалась чуть ли не на заправках. Потом, — обычная история, — все остальные стали ее, жрать. В Таиланде очень репрессивное законодательство, за наркоту смертная казнь, хотя, надо сказать, ни одного иностранца не было казнено (с 2010 г. смертная казнь вообще не применяется в Таиланде, хотя официальный мораторий не действует. — прим. ПД). С местными на этой ябе, конечно, полный пиздец происходит.

Я ябу не ел, я давно вообще завязал с препаратами. Но в 1990-е все кокаин естественно употребляли. Порт «Ломоносовский» Петербургской таможни еженедельно принимал по 10 тыс. тонн банок “тушенки”. Столько еженедельно столько вплывало в гостеприимные ворота России. Что вы хотите? Нет, романа с кокаином у меня никогда не было, но я знаю многих, кто на этом деле реально погорел. На моих глазах, например, певец Шура сторчался. Я снимал двухэтажную квартиру на Тверской и там все долбили...

ПОЛЬЗА ЦЕНЗУРЫ, 92х44. 2019 Мое отношение к закону о цензуре. Это все кажется смешным и наивным

9cyka: Пиздец, блядь, Шура — это какой век вообще?

Григорьев: Двадцатый, Рома (ржет). Не девятнадцатый, как ты подумал!Возвращаясь к тайцам: вот у нас приходишь в клуб, и те, кто юзает, глазами шастают, типа «где-где взять, где вырубить?». А в Таиланде знают, что это дико опасно, и для заправки собираются по домам. Так что там эта культура очень интимная и вообще не нуждается в дестигматизации. С другой стороны, хер проссышь: я вот не уверен, что наше общество хоть как-то к этому располагает. Надо хоть немножко толерантным быть, а оно так напугано! Я имею в виду теток и дядек, отношение которых к наркотикам такое же, как к бубонной чуме.

Психо Daily: Они напуганы, потому что существует устоявшееся восприятие, которое транслируется долгие году.

Григорьев: А я могу рассказать, почему я на этой теме не подвис. Я в конце 1980-х посмотрел фильм Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок», где все ширяются ширкой и валяются в дерьме. И подумал: ну в пизду его, я так не хочу. Фильм мне поставил какие-то блоки, за которые я, конечно же, не зайду.

Психо Daily: Надо разделять потребление социальное, субкультурное, рекреационное. Кулиш тебе блоки поставил примерно в той же логике, в какой фашисты считали, что всех евреев надо сжечь. Наркоманию в 1980-е преподносили как безусловное зло, и по консенсусу она безусловно им была в те годы. Однако сейчас надо отделять потребление, связанное с низким уровнем жизни, с тем, что люди бедны, у них на районе лютует криминал, в городе нет Парка Горького, зато есть закладки — в таком случае да, это будет страшной проблемой. Но может это проблема не людей и веществ, а среды, в которой они находятся, и среды, которую создает власть, от которой они оторваны.

ПОРТРЕТ РОССЕЯНИНА. 2016 Одна из первых картинок и при этом почти самая любимая. Про активизм и непонимание населением

9cyka: Вот такими проблемами занимается фонд Рылькова, основной посыл которого в том, что нельзя сажать потребителей, делая их жизнь еще хуже. Поменять отношение к зависимым людям в голове у тетек и дядек — одна из их задач.

Григорьев: Поменять в голове в нашей стране может только Костя Эрнст. Вот если Костя затеет такую историю — потихонечку, в гомеопатических дозах, — то да, гуманизация может произойти. А так это все хуйня, я в это не верю.

9cyka: Я разговаривал с президентом фонда Аней Саранг, и она говорит, что 10 лет назад их боялись: дескать, вы чего наркоманов собираете. А сейчас их понимают и помогают.

Григорьев: А зачем им шприцы? Они что героин ширяют?

9cyka: Ну я условно говорю: не суть, шприцы для героиновых зависимых они раздают, или делают бесплатные тесты на ВИЧ.

Психо Daily: Сейчас в отличие от 1990-х нет героиновой эпидемии. Из-за закладок система упростилась, и доступ стал фактически безграничным.

Григорьев: Для меня это удивительно: как это можно идти в неизвестное место и брать в рот неизвестную субстанцию.

Психо Daily: Ну а как ты Uber вызываешь, не зная, кто к тебе приедет? Создана система, основанная на доверии, где гарантами сделок выступают участники процесса, которые могут не знать друг друга. И поскольку бороться с распределенной сетью государство не может, они кошмарят потребителей.

Григорьев: Это понятно. А вот вы знаете, если бы я был на месте государства, и захотел бы поднасрать в даркнет, то организовал бы там закладки с отравой.

Психо Daily: Игорь, да ты людоед!

9cyka: Я кстати, хочу четко выразиться: потребление большинства современных психоактивных веществ негативно сказывается на жизни, потому что не существует никакой культуры потребления. Вот недавно умер у меня чувак VALDES MAN — крутой рэпер такой из Замоскворечья. Он написал еще песню перед смертью, там пелось «я так не хочу умирать». Забавно получилось... Умер.

Психо Daily: Ну это же трагедия для родителей его и друзей?

9cyka: Да, у него шесть братьев. Ну, блин, над каждым переживать тоже с ума сойти. Я хотел подытожить: наркотики — сложная вещь. Нельзя обобщать.

СОТРУДНИКИ ФСИН ПЬЮТ ЧАЙ, 60х90. 2018 Под впечатлением от видео, попадающих в интернет, на которых некоторые фсиновцы пытают людей. Нет насилию нигде и никогда!

Психо Daily: Давайте про искусство. Как ты понял, что у тебя к этому талант?

9cyka: Я с детства рисовал. Меня папа учил: он лечился от своих болезней всяких, у него Афганистан, отъезд башки, посттравматический синдром. Когда с ним все это случилось, психотерапии не существовало, вот он и не смог с этим справиться. Когда он был в последний раз на море? Со мной в четвертом классе.

Папина судьба повлияла на меня, и возможно поэтому картинки у меня болезненные такие. А я рисовал, как все дети рисуют. Потом школа, я ходил в изостудию, на уроках рисовал. Потом преподаватели начали говорить: «О, да Рома у нас художник». Вот вы дебилы, а Рома художник, пускай рисует. Ему эта математика на хуй не нужна.

Психо Daily: Что ты рисовал?

9cyka: Я рисовал персонажей в странных кепках прямых. Потом подумал, а что я умею, кроме как рисовать. Математика? Русский язык? Ну и кем я буду? Стану художником — творческая профессия. Ходил на курсы, и когда пришло время поступать, поступил везде на бюджет — в Университет печати, в Вышку, в РГГУ.. Пришел в МГУП — там сидят старики, и уже не видящими своими глазами что-то там, блять, калякают. Им реально по 90 лет. Вот чему они меня научат в современном мире? А в Вышке у преподов бороды выбриты, татуировки — для меня она какой-то новый мир. Выбрал Вышку. Я ходил там из группы в группы, экзамены у нас Протей Темен принимал...

Психо Daily: ...которого до сих пор никто не знает, как зовут.

9cyka: А мы сталкерили его, — кажется, Димой его зовут. Учился я не у у него, но у него была сильная команда. Он реально давал знания, и его магия в умении абсолютно не объединяемых людей собрать в какой-то мощный клубок. Но у меня тоже были классные преподаватели.

КОГДА СДЕЛАЛ РЕПОСТ, 26,6х19. 2018 Про кибербезопасность

Психо Daily: Почему ты называешься «Я сука»?

9cyka: У меня был инстаграм в школе со сложным именем — что-то типо «рокомит». Миллион предложений... В какой-то момент я уже осознал, что стал другим человеком — не тем, которым я себя называю. И мы с моей подругой Варей решили придумать мне имя. По приколу она набрала типо «хахаха сука лол». Мне понравилось. Потом нашелся смысл: я сам раньше всех сказал, что, мол, я сука, я урод, я пятно на обществе. Раньше успеть над собой понадругаться — я и так знаю, кто я, ребята.

Григорьев: А мне он рассказал другую историю, более кинематографичную. Что они якобы тусовались в каком-то клубе, попали в передрягу, какие-то жлобы подошли, и один из них ему говорит: «Ты, сука, иди сюда». А он говорит: «Да, я сука, и что!»

9cyka: Ну может и такое было.

Григорьев: Согласись, она более киношная. И трушная.

9cyka: Оставим эту. Без проблем ребят — я вам доверяю.

Психо Daily: Отца ты назвал, Протея назвал, а еще кто на тебя повлиял? Трудно не увидеть в твоих картинках Брейгеля.

9cyka: Я два года назад узнал, кто такой Брейгель. Меня вчера Игорь спросил кто мне нравится из художников, и мне было непросто ответить. Я педант в этом смысле: мне важно, чтобы мазочек лежал, блять, вот так, а не иначе. Смотрю на Пепперштейна, что бы он там не делал, и мне хочется блевануть от того, как безвкусно можно рукой водить.

Психо Daily: Ну ты же понимаешь, откуда его стиль вырос — это традиция анонимной советской графики. Его отец — Виктор Пивоваров и московские концептуалисты — использовали этот язык, чтобы взломать его с помощью абсурда. В его живописи и графике как бы творчески самого Пепперштейна нет.

9cyka: Всё прекрасно понимаю, но просто вокруг него раздулся шар поклонения среди моих знакомых. Говорят: «Вот ходил на лекцию Пепперштейна, охуенно». А я его не ценю, и не потому, что он плохой художник, а потому что мне он не нравится. Я не рос в советское время, всё это в стороне от меня.

Психо Daily: А кто нравится из столпов?

9cyka: Люблю Кулика, Бренера, всех дебилов и безумцев. Весь ранний акционизм типа «Коллективных действий», ну и группа «Война», конечно, тоже. Акционизм люблю, но сейчас хуйня какая-то. Катрин Ненашева одна что-то пытается делать. И видно, что она этим живет, этим дышит, это и ее художественная позиция, и жизнь такая. А есть люди не-художники, скажем так.

Психо Daily: Кого ты имеешь ввиду?

Григорьев: Покрас Лампас?

9cyka: Нет, ну это вообще, блять. Просто не говорите мне о нем.

Психо Daily: А вам не кажется, что его презирают за успех?

9cyka: Я не за успех его презираю. Мне не нравится, что он называет себя художником, и делает то, что все.

Психо Daily: Безусловно. Он открыл один довольно мощный визуальный прием, который эксплуатирует честно, и эстетически он все-таки воздействует. В чем его реальный талант — в умении себя продюсировать и продавать, и наверное это никому не нравится.

9cyka: Вот! А я не умею себя ни продюсировать, ни продавать. Меня звали на какие-то аукционы, я один раз поучаствовал и больше не пойду. И опять же, проблема не в Покрасе: не он плохой. Мне не нравится, как он говорит, что изобретаешь новый алфавит будущего, а на самом деле — просто клоун с хохолком. Блять, да иди на хуй просто!

ПИНГВИН, 30х30. 2018 Для одноименной песни из релиза Григорьева. Про тяжелую пингвинью жизнь, про инакомыслие

Психо Daily: Я не представляю себе ситуацию, в которой художник 9cyka становится известным и популярным, рисует обложку журнала Time, его продают в Джеффри Дейча. Мне сложно представить, что мое отношение к достойному художнику изменится из-за того, что он прославился.

9cyka: Я гоню не на популярность, а на его самомнение. Меня бесит, когда он говорит, что он великий. Это, получается, его искусству нужна какая-то пропаганда дополнительная. А я так о своих работах не говорю. Мне вообще не нравится, что я рисую, и я считаю, что в этом мой успех. В том, что я каждый раз пытаюсь перейти на новый этап, и саморазвиваться. А когда ты утверждаешь, что стал суперкрутым в 25 лет — ну что я могу сказать...

Григорьев: Я сейчас слушаю Рому, и я сказал бы, что Рома рисует идеальный портрет представителя своего поколения. И это поколение мне нравится.

Психо Daily: Что это за поколение, Игорь?

Григорьев: Да вот же сидит человек. Все, что он рассказал, — это и есть. У них вообще-то были достойные примеры для подражания. Вот мы, например. Наше поколение — мы их отцы получается, а вы наши младшие братья. Короче, эти детки смотрели у нас и учились, потому что мы были крутые — все от Стива Джобса до Тупака Шакура. Мы, собственно говоря, придумали мир, в котором все сейчас живут. Вы — юзеры, которые просто тупо пользовались всем в виде девайсов, примочек, гаджетов, а вот они — новые создатели. Мне кажется, они расширят это пространство до каких-то фантастических горизонтов. Я смотрю, например, на Виталика Бутерина, и думаю: ни фига себе, вот такие дадут нам по жопе хорошо. Любое поколение хочет удержаться на ветке подольше, но, с другой стороны, нам там же скучно становится однажды. Хоть бы кто-нибудь треснул нас по заднице. У вас это не вышло, а у них получится. Они эту историю, которую мы соорудили, могут круто развить.

Потом мне, знаешь, что нравится? Они дерзкие и чувствительные. У него панические атаки не из-за клаустрофобии — он просто сильно, восприимчивый, у него кожа тонкая. У них есть сверхидея и мало предрассудков. Например, это поколение в меня тыкает и называет Игорян. А ваше — «Игорь Палычем». Я вижу, что они не зашоренные. Вот ваше поколение построило гнездышки, по которым все расселись, и не разговаривают друг с другом. В чем, кстати, была одна из моих ошибок, когда я вернулся в музыку. Я подумал, что всех объединю. Нет: Шулинский пришел ко мне на концерт и говорит: «Ты уж там определись: либо ты Вертинский, либо “Иванушки Интернешнл”». А я спрашиваю: «А нельзя вместе?». Он говорит: «Нет». А вот у этих нет предрасудков. У вас же нет вкусовых границ, правильно?

9cyka: Нет границ, потому что большинство людей моего возраста — такие же уроды и дебилы. Мы в своем ВУЗе называли на «ты» всех преподавателей.

РОБОТ, 30х30. 2018 Тоже для одноименной песни Григорьева. Про будущее, про принятие, про прогресс и деградацию. Про бесконечный сюр

Психо Daily: Наше поколение, конечно, конкретно проебало свой 1991-й год, зато ваше — породило этот русский гламур мерзотный. Но если говорить конкретно про музыку, то Рома — это поколение рэпа. Музыки мыслей, выраженных не в форме лирических метафор, а прямым текстом: «Ты говно, и все говно. И я говно». Вот как бы их месседж. В этом сильное отличие от поколения Лагутенко, Земфиры и даже Шнурова — артистов очень литературных, метафорических, которые все пытались сказать нам что-то, но не теми словами. А сейчас Фейс говорит примерно то, что думает. Да, это завернуто в ритмическую поэзию, но плюс-минус он настоящий. Мне понравилась интерпретация татуировок на лице новых рэперов как символа суперискренности. Ты себе знаки наносишь на то место, которое всегда видно.

9cyka: А он уже пожалел об этом, как и любой человек с татуировками на лице. К сожалению, носить их непросто.

Григорьев: Мне даже герои их нравятся больше, чем наши. Я не слушаю рэп, я считаю, что это shit просто — такое же дерьмо, как рок наш. Но как персонажи они мне дико симпатичны.

Психо Daily: Ну ОК, а Навальный.

9cyka: Да я к нему хорошо отношусь, ничего нового про него не скажу.

Психо Daily: На митингах был?

9cyka: Да, вот первый который был – 26 марта. И два раза за этот день меня брали в отделение. Я только вышел, плакат не успел достать — а я рисовал всю ночь: Путин с балаклавой. У меня была целая система — за ниточку дергаешь, балаклава поднимается. Я реально всю ночь этим занимался. И только я из метро выхожу, мне говорят: «Здрасьте, проедем». Проехали. Там я провел четыре часа. Думаю, такой: ну митинг еще идет, вернусь обратно. И опять по новой. Здрасьте, привет, шмон, поехали в отделение.

Психо Daily: Навальный красавчик?

9cyka: Да просто весело от него. Зеленский сейчас на Украине стал президентом — я смотрел прямую трансляцию дебатов. Мне было интересно. И вот многие скажут: «Ну как так? Комик стал президентом». А я считаю, что в этом есть кайф. Я не говорю, что Навальный будет хорошим президентом. Я хочу движения, я устал быть на плоскости, которая вниз идет куда-то.

Лукбук с некоторыми вещами из совместной коллекции «Культраб» и 9cyka, выпущенной в поддержку Фонда Андрея Рылькова. Купить вещи и поддержать фонд можно здесь.

Психо Daily: Проект с «Культрабом» как появился? Что он означает?

9cyka: Я познакомился с Надей Толоконниковой, когда делал дипломный проект — книжку про акционизм. Сделал 4 экземпляра, сам сшивал вручную. И одну купила девочка, которая в «Медиазоне» работает. И мы как-то познакомились с Надей, решили, что я иллюстрации и для ее книжки сделаю. Сделали, потом решили футболки напечатать. Потом появился «Культраб», который делает мерч для «Медиазоны». Мы сошлись во взглядах и решили дальше развивать это как бренд. Хотим создавать новый вид одежды, который будет искусством с идеей. У каждой из выпущенной нами вещей есть подтекст: завязки на майках — означает завязаться, или развязаться.

Психо Daily: Ты сделал коллекцию одежды, а как художнику тебе в какой форме удобно работать?

9cyka: Картинки рисовать на холсте. Это моя любовь — мне нравится сидеть и дрочить мои картинки. У меня ни одной выставки не было, если что, но я и не хочу делать выставку в стиле «пацаны собрались в квартире». Хочу свой андеграунд вынести в Третьяковку или куда-нибудь с колоннами и белыми стенами.

4|10 BOOK, A4. 2017 Одна из десяти иллюстраций для книжки Толоконниковой

Психо Daily: Аукцион «Владей» ведь твою работу как-то продал?

9cyka: Она продалась, потому что была нарисована для клипа Нади. Она была на аукционе в самом конце списка, и Овчаренко достает бумажку и такой: «А следущий лот… Кристина, это как читать?». Она: «Вот же написано». Он такой: «Я сука!». Я кайфанул с того, что Овчеренко себя сукой, получается, назвал. Мне не нравится формат этих аукционов, потому что, кого нужно продать, он о нем текст скажет на полчаса. А про меня сказал два предложения. И когда ему нужно продать, он накручивает: «Вы хотите сказать, что за эту картину столько денег? Это же очень мало». Прямо низкопробная коммерция. Мне кажется, если ты продаешь искусство, люби его как искусство, а не как товар. Иначе зачем тебе это? Просто бизнес?

Психо Daily: На тебе мерч A.D.E.D. Что думаешь про ребят?

9cyka: Да я вырос на них — на 731, на «Зачем». Там «Сар», «Рыночные отношения». Тоже все — кто сидит, кто откинулся. Они пацаны, старшие братья наши. Не прочь был бы познакомится с ними. Хотя мне много плохих вещей про них говорили. Они тоже с самомнением, но формат, в котором Покрас Лампас заявляет, что крутой, мне не нравится. А то, как это сделали A.D.E.D., — нравится.

ПОДАРОК МАМЕ, 30х24,5. 2017 Она очень важная: её я подарил маме на день рождения. Картинку многие не понимают, но смысл такой, что мама уже подарила тебе самый большой подарок (жизнь) — возможность видеть рассвет и закат.

Психо Daily: А с Григорьевым как вы нашлись? Как ваши отношения сложились?

9cyka: Ну так, сложновато. Вообще, хорошо. Нравится, когда мое творчество нравится.

Григорьев: Он прислал мне несколько работ, и с первого взгляда стало ясно, что это крутой художник. Я ничего не понимаю в искусстве — просто считываю его как средний потребитель. И почувствовал, что да, сильный пацан.

Психо Daily: Ну ты ему денег заплатил?

Григорьев: Заплатил.

Психо Daily: А как ты рисуешь? Исключительно кисти/краски или на компьютере?

9cyka: Компьютер — зло, не могу смотреть я в экран, не чувствую планшет. Мне не нравится. Кисть, краски.

Григорьев: Он когда рисует, включает прямой эфир, трансляцию, когда он, как говорит, выдрачивает кистью детальки .

9cyka: Я так медитирую.

Психо Daily: Похоже на иконопись — такое онлайн-радение.

Григорьев: И это чувствуется, что человек, блять, карпел. Но не усирался, а спокойно так.

9cyka: Рисую под сериал, под киношечку. Могу посмотреть пару сезонов за день. Могу 16 часов рисовать. Это такой отдых у меня, на самом деле. Для себя на 100%, а не для кого-то..

Психо Daily: А для кого-то — это выставка в зале с белыми колоннами?

9cyka: Да, и даже смета на нее составлена.

Инстаграм c работами «9cyka»

Вопросы: Филипп Миронов

Психо Daily любит охуенных и охуевших художников, которые любят и боятся Россию. О них мы периодически пишем в своем телеграм-канале, а еще у нас есть секретная рассылка и народный на Яндекс.Дзен. Кроме того, куча полезного выложена у нас на сайте