Развлечения
December 25, 2018

Как две хипстерши торговали на Уделке

Вы скорее всего избавляетесь от ненужного барахла на «Авито» или сгружаете его в Charity Shop, в лучшем случае участвуете в «Ламбаде», и только фанаты приключений решаются поторговать хламом на блошином рынке. Психо Daily публикует репортаж про дикий капитализм на питерской Уделке, который написала автор текстов для «Русского репортера» и Lenta.ru Лера Железова вместе с фотографом Леной Рябушенко.

В начале сентября Лена предложила пойти на Уделку – но не отовариваться, а продавать. Это легендарный блошиный рынок с вековой историей. По версии Forbes он входит в десятку самых известных стихийных рынков мира. По версии меня он единственный и неповторимый. Крутая идея, сказала я Ленке, погнали и на месте разберемся.

Утром в субботу я покидала в рюкзак пальто и куртку, три шапки, три книжки, укулеле, сумку из-под ноута, колонку, несколько своих рисунков и плакат Ильяхова «Как написать сильный текст». Хотела взять ещё диплом журфака, но не нашла. Лена собрала свои вещи ещё с вечера, на рынок приехали где-то к 11:30. Мы быстро нашли удобный клочок земли среди чужих покрывал и гор хлама, расстелили леопардовое покрывало, кое-как разложили вещи. Клиенты набежали сразу.

Сколько брать за товар

Первому покупателю мы сказали, что чёрная куртка стоит тысячу. Он крайне удивился и ответил, что за такие деньги на этом фестивале бомжей ничего не продать. Ладно, пятьсот. Ну хорошо, хорошо, 400. Мужичок ушел довольный, хотя и я, и две бабушки хором говорили, что куртка ему мала. Только Лена держала знамя торговли и говорила «вам идёт, хорошо сидит».

400 — это много или мало? Лене тоже надо было сбыть пухан, и она отправила меня к бабкам, которые торговали шмотьем на соседнем ряду. Я выбрала ту, что потолще (почему-то кажется, что они добрее, хотя это ни разу не так), показала на пухан, который висел над её прилавком, и спросила:

— Сколько?

Вместе с ценой бабка выдохнула на меня весь скопившийся за утро перегар.

— Мех натуральный, бери за тысячу.

Я отломила кусочек натурального меха, показала его бабушке, и получила скидку в пятьсот рублей. Так мы с Леной решили, что 400 для её пухана без меха— это нормально.

Сколько стоит торговать на Уделке

Мы думали, что бесплатно. За что там брать деньги? За офигенных соседей-алкоголиков или за крышевание твоих непроданных пуханов? Оказалось, квадратный метр в этой части рынка стоит 100 р., и отчасти деньги идут на зарплату таджикам, которые каждый день вывозят отсюда тонны говна. Просто подходит дядечка и вежливо говорит: «Ну, девчонки, давайте деньги», а сам невозмутимо пересчитывает пачку сотен прямо на своём животике.

— Дяденька, мы не знали, что надо платить. Дяденька, у нас нет денег.

— Платить надо, девочки. В первый раз что ли?

— Да, дяденька.

Долго на нас смотрит, улыбается.

— Ну ладно, сегодня я вас не видел.

И уходит. Мы переглядываемся в восторге от самих себя, но никому никогда не советуем так делать (без присмотра профессионалов вроде нас).

Так себе ассортимент

Когда мы собирали вещи на Уделку, я думала, что у нас на ковре будет самый понтовый выбор одежды. Я взяла две футболки, которые купила в Екб в индийском шоу-руме. На мятной — узорчатый фотоаппарат с деревьями и птицами, на розовой —космонавт в брызгах краски. Я б себе такие еще раз купила. Плюс впихнула почти новый пухан (в нем даже в -30 жарко), полосатую зимнюю шапку с шарфом в тон. А в итоге продала только белое платье, которое стянула с вешалки на улице — из секонда «Спасибо» на Васильевском острове, который периодически бесплатно раздает вещи.

При выборе одежды я ошиблась дважды. Первая ошибка — размеры М и S на этой части рынка не котируются. Женщины за сорок с большими круглыми животами только вздыхали, рассматривая мои футболки. И никому из них так и не удалось влезть в пуховик. Вторая — слишком молодежный шмот. Хоть мимо нас часто проходили разные хипстеры, они явно искали не футболки и шапки. Их они купят у питерских дизайнеров. А на Уделке будут искать нечто особенно трешовое, что нигде больше не купить.

Кто продаёт на Уделке

Я представляла себе, что резиденты рынка – это бабушки и дедушки, которые с тяжелым сердцем решают отказаться от старинного комода со своей дачи. Или распродают антиквариат, оставшийся от умершего соседа по коммуналке. Те, что помоложе, скупают вещи где-то еще. А старики победнее просто распродают свои гардеробы и игрушки выросших внуков.

— Да не, я на помойках вещи собираю, – рассказывает наш сосед по прилавку – тощий грязный Вася, – Рынок открывается в пять, я прихожу сюда в шесть, за день иногда до десяти тысяч рублей выходит. Трачу … Хе-хе, неважно.

Скоро Вася куда-то уезжает на ржавом велосипеде. Прилавок остается без хозяина, но пользуется успехом: там и пакет Lego за тысячу, и куча старых телефонов, и какие-то машинки, и норковая шапка. Я пыталась прикрыть Васю и продать норковую шапку, но меня опередил появившийся из ниоткуда Дима. Он по зову сердца приглядывает за Васей и другими продавцами.

— А куда уехал Вася?

— За дозой Вася уехал.

— А много тут таких Вась?

— А полрынка. Больше всего — в самом конце.

За Димой и другими резидентами приглядывал Валера — здоровенный мужик с острой бородкой и цепями, в белой майке, натянутой на пузо. Сидящие на неизвестном наркотике продавцы — это его «птички». Кто курирует Валеру, мы так и не узнали. Иногда надо вовремя остановиться.

Нельзя даром, надо меняться

Временное затишье. Я разминаю спину и ноги, все болит от трехчасового бдения. Лера сидит на жердочке большой металлической тележки и курит.

— Хотите обменять свою шляпу на пальто? У ребенка скоро выступление, очень нужна такая шляпа, — за спиной бесшумно возникает тетушка. Ее ковер через ряд от нас. Тетушка показывает на сине-золотую шляпу волшебника у меня на голове, а затем на черное двубортное пальто, висящее на стойке рядом с ее местом.

Я оцениваю вещь издалека, а Лера подначивает пойти и померять. Тетушка провожает меня до места, накидывает пальто на плечи и помогает залезть в рукава. С усилием продеваю пуговицы в петли, поправляю ��ыльную драповую ткань. Лера слезла с тележки, одной рукой настраивает камеру айфона, второй показывает мне большой палец. Я чувствую себя, как хорошо утепленная сосиска. Тетушка бегает вокруг, одергивает подогнувшиеся уголки, разглаживает складки.

— Нет, я его не возьму, давайте я вам так шляпу отдам?

— Даром нельзя, надо копеечку давать. Пальто и пятнадцать рублей, как вам?

— А может тогда просто пятнадцать рублей?

Тетушка трет подбородок, морщит лоб. И обещает подумать над предложением. Через час она возвращается, снова предлагает пальто и снова получает мой отказ.

— Честно-честно, мне шляпу не жалко, давайте за десять рублей, если бесплатно не хотите? — пытаюсь я сделать доброе дело. Хотя по правде шляпу мне жалко. Шикарная шляпа, такая могла бы быть у Гендальфа, если б он закупался на Уделке.

— Давайте за пять? За три? — Лера продолжает сбивать цену.

— Нет. Так нельзя. Возьмите пальто, можете потом его здесь оставить или продать кому.

Мы отказываемся, тетушка последний раз смотрит на шляпу с сожалением и уходит.

Как найти себе место

Подошла дама в черном платье, в черной шубке, на каблуках и с высокой прической. Похожа на призрак, но мы не в старинном замке, и никого не убивали, чтобы нас преследовали ребята из тёмного прошлого. Дама говорит: «Через полчаса вас тут быть не должно».

— Но место было свободно! Это свободная торговля! Это свободная страна.

— Уходите через полчаса, иначе позову охрану.

Мы соглашаемся. Тут же рядом оказывается Дима:

— А тут с нулевых нет свободных мест, все разобраны. Если кто-то умирает, его место сразу занимают соседи. Всё куплено, а эта женщина еще и с администрацией знакома, у нее тут до-го-во-рен-нос-ти.

Мы простояли на этом месте еще час. Дама так и не появилась рядом, хотя я видела ее то там, то тут. Должно быть, она закупала товар.

Психованные

Лера наконец продает укулеле. Пожилая дама берет его для своего внука. До нее маленькую гитарку подергали за струны и поприкладывали к ушам разные бородатые и волосатые мужики. Но мужики не решились, а бабушка очень даже. Для нее Лера прилично сбила цену. И этим привлекла другую старушку. Этой приглянулся клетчатый чехол для ноутбука. Бабуля долго вертит сумку в руках, проверяет карманы и молнию.

— За сколько вы ее отдадите?

Лера оценивает прочный стильный чехол в двести рублей. Старушка мнется немного и, не удовлетворившись ценой, уходит. Но вскоре возвращается и предлагает за сумку пятьдесят . Этого чертовски мало, но старушка готова биться до последнего.

— Той бабушке вы сбили цену, почему мне не хотите?

Дальше ее речь становится почти неразборчивой, но очень возмущенной. Возможно, бабушка наколдовывает какое-то особенное проклятие. Мне в волшебной шапке не страшно, а вот за Леру я немного беспокоюсь. Вдруг вредная бабка распустит руки. Кажется, она на грани. Фух, уходит.

За ней к ковру подходит еще одна заинтересованная престарелая женщина. Ей нравится мое белое платье. Она его тискает и вертит в дрожащих руках. Потом отдает сто рублей. О, наконец-то хоть что-то! Но не тут-то было. У бабули меняются планы. Она кидает платье на ковер и просит вернуть деньги. С большим сожалением расстаюсь с первой прибылью.

Секреты успеха

У нас с Леной появились свои люди на Уделке — по крайней мере, мы так думали и очень радовались. Дима выглядел прилично, много болтал, и мы быстро сдружились. Он то и дело рассказывал что-то интересное:

— После обеда уже никакой торговли, если ничего не продалось раньше — потом вам тоже не светит, можно уходить.

Мы киваем: мол, да, уже тяжеловато идет. Или вот:

— Утром приходишь пораньше, скупаешь самый интересный хлам у наркоманов, и продаешь сам подороже. Хорошо выходит.

Или вот самый сок:

— Нет, я сам не торгую —разве что воздухом. Просто пришел с друзьями поболтать. И с вами тоже.

Потом Дима сказал, что с нами скучно, и ушёл. Вернулся через 15 минут, похвалился тем, что накатил коньяка, и предложил нам. Эх, Дима, мы же на работе.

Куда мы всё спустили

Мимо ходят толстые бабки, которые зарываются в гору твоих вещей как свиньи в помои. Ищут дешевого крафта школьники и студенты. Они с ужасом смотрят на нас: о боги, что заставило этих девчонок так низко пасть? Семьи таджиков пытаются одеть поприличнее и подешевле своих школьников. Изредка мимо, как по музею, пробегают иностранцы. Нас громко обсуждают соседи по прилавкам. Гаденько улыбаются все — и покупатели, и продавцы. Бомжи со сдвигом пытаются утащить к себе в логово побольше ненужных вещей — и торгуются до крови и до 50 рублей. Раз в 20 минут над всем этим с диким ревом проносится электричка, заглушая все переговоры о ценах и о нас. Каждый раз ей радуюсь как старому другу.

Мы простояли на рынке три часа и ушли, заработав на двоих 800 рублей, которые тут же спустили в «Макдаке». Креветки с сырным соусом, чизбургер, кофе и 300 рублей на что-нибудь еще. Больше наверное не пойдем, но было прикольно.

Текст, фото и видео: Лера Железова, Лена Рябушенко

Этот текст нам прислали на [email protected]. Вы можете 64 дня записывать свои сновидения в татрадь, а потом их тоже нам прислать