May 7, 2019

Убийцы времени.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Правила эксперимента | День 1-10 |Блокировщики | День 11-20 |

Идеи от гостей подкаста | День 21-30 | Мессенджер Franz | День 31-40 |

Соцсети и гормоны | День 41-50 | Чем заменить соцсети? | Резюме

ПРАВИЛА ЭКСПЕРИМЕНТА

Я решил, что буду проводить эксперимент в течение 50 дней и разделю его на 5 этапов по 10 дней. Вот правила, которых я придерживался на протяжении этого периода:

1) каждый день фиксировать и подсчитывать количество заходов в соцсети

2) указывать причины захода: работа, отдых (перерыв) или нарушение (отвлёкся или прокрастинировал)

3) не прерывать эксперимент в выходные и праздники

Кроме того, начиная со второго этапа, за каждый заход, кроме рабочих, я выполнял 20 приседаний. Начиная с четвертого этапа, я вёл учёт времени, проведённого в соцсетях, с помощью программы RescueTime. О ней и о других полезных инструментах я расскажу дальше.

ДЕНЬ 1-10

Старт эксперимента был плавным. На первом этапе я просто фиксировал заходы, ставил галочку в блокноте каждый раз, когда открывал соцсеть.

Не ругал и не останавливал себя, а просто хотел составить объективную картину и определить исходную точку. Вечером я посчитал галочки: исходная точка — 17 раз.

Уже через пару дней появился «эффект наблюдателя». Он заключается в том, что сам факт учёта меняет отношение к ситуации, измеряемые показатели улучшаются.

Мне хотелось превзойти результаты предыдущего дня, поэтому в голове всё чаще звучал вопрос: «А нужно ли мне сейчас заходить в соцсеть? А для чего?»

Как перестать зависать в соцсетях?

Удивительно, как быстро соцсети захватывают внимание и ловко удерживают его. Зашёл в ленту, увидел новый пост, а через 15 минут и не вспомнишь, что собирался делать. К тому же, появилось так много соцсетей, что трудно понять, какие из них заносить в запрещённый список. В моём были только Вконтакте и Instagram.

Под конец первого этапа я осознал, что в соцсетях часто действую автоматически: открываю, вижу, что ничего важного и интересного не случилось, сразу закрываю и продолжаю заниматься своими делами.

БЛОКИРОВЩИКИ

В первый же день я полностью очистил свои новостные ленты. ВКонтакте для этого надо зайти в ленту, нажать кнопку «Список источников», перейти на вкладку «Показываются», выбрать вариант «Скрыть всё» и сохранить изменения.

Чтобы отключить новости в Instagram необходимо просто замутить нежелательные и отвлекающие страницы.

Желание заходить в соцсеть «просто так» сразу поубавится. Читать-то нечего!

Кроме того, я решил протестировать блокировщики — программы, которые закрывают доступ на выбранные сайты.

Для начала установил виджет для Chrome с красноречивым названием GoFuckingWork. Штука работает хорошо, но недолго. Через пару недель «глаз замыливается», рука на автомате отключает программу.

Пожалуй, я не отказался бы от блокировщика, который невозможно отключить сразу. Если придётся ждать хотя бы 5 минут, то будет шанс одуматься и продолжить работу. По-моему, гениально. Как выяснилось, у RescueTime есть подобная функция, она называется GetFocused.

ДЕНЬ 11-20

На втором этапе я начал приседать 20 раз за каждый заход в соцсеть без уважительной причины. Угроза физической расплаты подействовала: импульсивное желание нырять в соцсети при любом удобном случае ослабло.

Теперь даже во время отдыха я мысленно спрашивал себя: «Правда ли я настолько хочу открыть соцсеть, что готов после этого приседать?» И всё же, в течение первых 10 дней я сделал 780 приседаний.

Тем не менее, монолит привычки пошатнулся. В соцсети уже не тянуло так, как раньше. Первый заход теперь случался после обеда, а не утром, да и то без особого желания.

Даже если вспоминал старое и «залипал» на чьей-то страничке, то удовольствия от этого не получал. До сих пор в глубине души таилась надежда, что вечером я найду в соцсетях что-то интересное. И каждый раз надежда не оправдывалась.

КРЕАТИВ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Проблему можно решить с помощью двух кружек. Одна кружка — это личный кошелёк, а другая — банк. За каждое выполненное дело банк платит монеты вам, а за время, проведённое в соцсетях, вы платите ему.

В вашем кошельке пусто? Значит, сидеть в соцсетях «не на что», придётся поработать. А если монеток много, то можно спокойно листать ленту безо всяких угрызений совести.

Нет монет, нет и соцсетей

Другой метод «освобождающих ограничений». Он разрешает вам читать новостную ленту сколько угодно, но только дома, только стоя посреди комнаты и только через iPad. Это неудобно, да и лень долго стоять — на то и расчёт.

ДЕНЬ 21-30

На третьем этапе я немного усложнил систему учёта. Я продолжал ставить галочки, а таймтрекер RescueTime в фоновом режиме анализировал всю мою деятельность за компьютером.

Сервис не только следит за активностью, но и обрабатывает информацию, а потом выдаёт отчёты. Оказалось, что за день я провожу в соцсетях менее 30 минут.

Неплохо!

Неделя выдалась насыщенной, и я заходил в соцсети только вечером и то — по делу. Раньше мне нравилось следить за реакцией читателей на мои новые посты. Сколько лайков, репостов? Бывало, проверял их каждые 5 минут, но теперь «отпустило».

Более того, начал развиваться обратный эффект: мне вообще не хотелось открывать соцсети. Даже по работе.

МЕССЕНДЖЕРЫ FRANZ и IM+

С помощью эксперимента я хотел разобраться, как провести границу между работой и отдыхом в соцсетях. Бывает так, что деловая переписка перетекает в простую дружескую беседу. Или встречаешь в сообщении ссылку, переходишь по ней… и пошло-поехало.

Объективность статистики страдает, работа смешивается с отдыхом, что делать? Решение проблемы подсказал сервис RescueTime. Когда я пользовался приложением Franz, он засчитывался, как средство коммуникации, а не как соцсеть.

Очень удобно отделять мух от котлет: работа через Franz, отдых через браузер.

Franz позволяет держать в одном окне чаты всех самых популярных соцсетей и мессенджеров. Он предназначен только для общения, а не для чтения новостей, поэтому кроме сообщений там больше ничего нет.

IM+ выполняет аналогичные функции только на смартфоне , а Franz идёт на ПК.

ДЕНЬ 31-40

На четвертом этапе побочный эффект эксперимента не исчез. В какой-то момент мне даже показалось, что я захожу в соцсети слишком редко. Между тем, впадать в крайности нельзя, ведь в соцсетях моих сообщений по-прежнему ждали клиенты и слушатели подкаста.

Если не ответить вовремя потенциальному покупателю, то можно сорвать сделку. Если не разбирать сообщения несколько дней, то потом страшно заходить в соцсеть: придётся потратить на переписку уйму времени.

Я сделал вывод, что к соцсетям стоит относиться, как к почте, то есть всегда заканчивать день с InboxZero.

СОЦСЕТИ И ГОРМОНЫ

Наше самочувствие и психологическое состояние зависят от концентрации определенных видов гормонов. В частности, дофамин отвечает за поиск новизны, а серотонин — за приподнятое настроение, бодрость духа.

Почему социальные сети вызывают зависимость? Да потому, что являются простым и доступным способом усилить выработку гормонов. Дофамин подстёгивает нас вопросами: «А нет ли новых сообщений? А не вышел ли новый пост в моём любимом сообществе?»

«Гормон статуса» серотонин заставляет зарабатывать лайки и получать одобрение людей. До тех пор, пока мы не найдем другой бездонный источник этих гормонов, от соцсетей будет трудно отказаться.

Да и надо ли? На мой взгляд, лучше просто ограничить время пребывания и количество заходов, а также воздействовать на выработку серотонина другими способами. Например, вместо того, чтобы читать чужие посты — писать свои и получать желанные лайки.

ДЕНЬ 41-50

На последнем этапе эксперимент превратился в рутину. RescueTime показывал, что я посвящаю соцсетям 10-20 минут в день. Иногда программа даже не успевала фиксировать заход — так быстро я проверял нужную информацию и закрывал сайт. Я быстро пресекал отвлечения, да и случались они очень редко.

Признаться, желание проверять лайки и комментарии у своих постов окончательно так и не исчезло. Якорь был по-прежнему силён, но он трансформировался и переместился в другую локацию.

Теперь я проверял, не появились ли новые сообщения в Skype или новые письма на почте. Похоже, этому будет посвящён следующий эксперимент.

ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ СОЦСЕТИ?

Когда «слезаешь с крючка», лучше понимаешь, как работает дофаминовая система. Ты заходишь в соцсети с надеждой, что найдёшь что-то интересное. Но уже через несколько минут признаёшь, что ошибся.

Стоит лишь избавиться от автоматизма, и появляется возможность адекватно оценить ситуацию.

Альтернативой соцсетям я вижу подписку на полезную рассылку.

Зачем тратить время на поиск информации, если можно доверить это кому-то другому? Кроме того, стоит придумать, чем полезным заняться в те моменты, когда обычно открываешь соцсети.

Исходя из моего опыта, в такие моменты нет сил на физические упражнения, да и на мыслительные занятия энергии тоже не хватает. Именно тогда хочется листать новостную ленту, не задумываясь над её содержанием.

РЕЗЮМЕ

50 дней контроля за своей активностью в соцсетях привели меня к следующим выводам.

ЭФФЕКТ НАБЛЮДАТЕЛЯ РАБОТАЕТ

Один лишь факт контроля показателей способствует их улучшению.

НАКАЗАНИЕ ПОВЫШАЕТ ОСОЗНАННОСТЬ

Если придётся расплачиваться, соблазн теряет часть своей силы.

RESCUETIME И FRANZ — ХОРОШИЕ ПОМОЩНИКИ

Удобно вести учёт времени и проводить границу между работой и отдыхом в соцсетях.

ИСКУССТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИРУЮТ

Чтобы легче справляться с отвлечениями, полезно включить блокировщики соцсетей и очистить новостные ленты.

ГОРМОНЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ

Гормональная система быстро перестраивается, но если исключить один источник, то хорошо бы подумать об альтернативе.

ПОЛНЫЙ ОТКАЗ ОТ СОЦСЕТЕЙ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН

Когда работа связана с соцсетями, достаточно ограничить время присутствия в них и вовремя разбирать сообщения.