January 12, 2022

Почему так важно умение говорить «нет» и как этому научиться

Способность отказать — безумно важная в наше время. Она помогает обозначить и отстоять свои границы, показать свое умение делать выбор и следовать собственным приоритетам. Согласие делать то, что вам не нравится или не подходит, ведет к психологическим проблемам, поэтому стоит избавиться от этой вредной привычки, если она у вас есть, уже сейчас. В этом вам поможет Лена Фейгин — практикующий психолог.

«Нет, я не дам тебе мою игрушку! Нет, я не хочу есть овощи», — маленькие дети совершенно без проблем говорят слово «нет». Но на пути к взрослению мы теряем эту способность, а если и произносим, то зачастую это вялое «нет», которое никто не воспринимает всерьез.

Становясь старше, мы все чаще говорим «да» событиям, в которых не хотим принимать участие; делаем одолжения, которые делать не хотим; соглашаемся встречаться с людьми, которые нам неприятны; ходим на работу, которую терпеть не можем.

ПОЧЕМУ МЫ НЕ УМЕЕМ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Как же так получается, что многие из нас не могут отказать? Неспособность говорить «нет» привязана к стремлению получить одобрение со стороны окружающих. Желание угодить или завладеть хорошим расположением людей приходит, как правило, из детства.

Иногда родители неосознанно влияют на развитие этого качества у своих детей. Вот несколько сценариев, провоцирующих желание понравиться любой ценой.

  • Слишком жесткие правила дома, когда ребенок получает вознаграждение и внимание, только если добивается поставленной родителем задачи. А если с задачей не справился — наказан либо видит разочарование.
  • Родители непостоянны в своем взаимодействии с ребенком: то ведут себя мягко и по-доброму, то жестко и агрессивно. У ребенка появляется желание подчиниться во избежание риска получить наказание или быть отверженным.
  • Взрослые не обращают на ребенка внимание: например, у родителей сложные отношения друг с другом, они находятся в стрессе или в депрессивных состояниях. В этом случае ребенок учится подстраиваться под потребности родителя, вместо того чтобы оказаться еще одной причиной для стресса.
  • Родители проецируют неразрешенные проблемы со своими родителями на детей.
  • Родители не любят себя и возлагают чрезмерную ответственность на детей, чтобы компенсировать эту нелюбовь, таким образом ставя задачу, чтобы «родителю было хорошо».

Есть и другие причины: культурологические, религиозные либо экономические, связанные с тем, что ребенок видит, как мама и папа вынуждены подстраиваться под начальника, чтобы заработать.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЧЕЛОВЕКОМ, НЕСПОСОБНЫМ ОТКАЗАТЬ

Отношения, которые вы строите, не будут приносить удовольствие. Казалось бы, если вы постоянно соглашаетесь с партнером, то должны получать удовольствие, ведь партнер доволен. Но если долго наступать себе на горло, будет расти недовольство и собой, и человеком, для которого вы это делаете. Результат — агрессивное поведение по отношению к близкому человеку, из-за того что вы соглашаетесь против своей воли. Выход — честно обсудить свои чувства относительно какого-то действия, просьбы, планов.

Еще одно из следствий стремления всегда говорить «да» — панические атаки. Дела, которые мы делаем, потому что не можем от них отказаться, отдаляют нас от дел, которые хочется делать для себя. А чем дальше мы от собственных интересов, тем большую панику испытываем по причине нехватки времени на решение собственных задач.

Соглашаясь тратить свой ресурс на нужды других, мы испытываем стресс. Вроде бы а что тут такого: делая хорошо окружающим, мы получаем признание и благодарность. На самом же деле чем больше времени мы тратим на других, тем меньше остается на себя и на то, от чего получаем удовольствие. Вскоре обычный стресс перерастает в хронический.

А это прямая дорога к депрессии. Ведь если постоянно отвечать на запросы окружающих, снижается самоощущение и самооценка. На продолжительном отрезке времени все это приводит к депрессивным состояниям, поэтому важно обращать внимание на собственные желания.

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ — УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Отказ делать что-то сообщает окружающим о вашем умении сделать выбор, о способности четко определить свои границы. Так, вполне разумно сказать «нет» на просьбу подписать документ, за который вам потом придется нести ответственность; отказаться вступить в организацию, чьи интересы не совпадают с вашими; написать «спасибо, но нет» в ответ на приглашение на мероприятие, нарушающее ваши планы.

КАК НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Для того чтобы отказ прозвучал увереннее, а пойти на этот шаг было легче, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Есть ли у меня время, энергия, деньги для выполнения данной просьбы в данное время?
  • Хочу ли я делать то, о чем меня просят?
  • Добавит ли данное действие что-то значимое, важное в мою жизнь?
  • Совпадает ли то, о чем меня просят, с тем, что я считаю правильным? Не нарушаю ли я свои принципы, согласившись выполнить просьбу
  • Говорю ли я «да» просто потому, что мне страшно сказать «нет»?

Если ваш ответ на любой из этих вопросов подсказывает, что нужно отказаться, действуйте соответственно. И помните: существует множество мягких, необидных формулировок для отказа.

  • «Спасибо, но это не для меня».
  • «Спасибо, но я, к сожалению, не могу этого сделать».
  • «Это прекрасное предложение, но я уже занята в этот день. Может быть, получится в другой раз»
  • «У меня, к сожалению, сейчас не получится сделать то, что вы просите. Но мы можем договориться позже».
  • «Извините, у меня уже есть другие планы».
  • «Мне кажется, что я не лучший кандидат для выполнения этого поручения».
  • «Извините, я не смогу вам помочь, но мне кажется, что у вас и так все получится».

Если вам пока сложно отказывать окружающим, выпишите эти фразы на стикер и почаще тренируйтесь их произносить.