Sailing
April 25, 2019

СЕМЬ ДНЕЙ ШЕСТЬ НОЧЕЙ НА ФРЕГАТЕ "ШТАНДАРТ"

Сигнал тревоги. Два коротких, еще раз, еще. Парусный аврал. Это просто. Это значит, что наверху есть работа. Для всех. Даже для тех, кто спит. Хватаюсь за две деревянные рукоятки под потолком. Почти турники. Поднимаю себя из гамака и скидываю ноги вниз. Гамак неохотно выпускает меня и я встаю на палубу. Это квартердек. Последние три дня этой мой дом, постель и обитель. Ставлю себе плюс за то, что не снял кроссовки. Знал, что нас поднимут. Теперь не надо тратить время на обувь. Накидываю куртку, застегиваю. Дверь. Закрыть за собой, несмотря на то, что из соседних гамаков также выскакивают люди. Открытая дверь в штормовую погоду - вещь непредсказуемая и опасная. Все должно быть закреплено. Передвигаюсь как пьянчуга, но быстро. Хватаюсь за все. Качает - будь здоров. Тут все не так просто, как кажется. Если вовремя не ухватится за что нибудь, есть вполне реальный шанс прилететь в какую нибудь серьезную деревяшку. Ну или выскользнуть за борт. Не на главной палубе, конечно, но инстинкт "держаться" в такую погоду един для всего корабля и ослабляется только опытом. Темно. «Холодный свет» из под марсовых площадок дает увидеть очертания предметов вокруг, но не достаточно ярок. Хватаю принайтованную к нагелю веревку. Снасть, если быть точнее. Вторую, третью. Вроде толстая и натянута хорошо. Обхватываю рукой согнутой в локте. Теперь надеть перчатки. Причем быстро. Времени в обрез - уже звучит команда: "брасопим на левый борт". Или что то в этом роде. "Рома, ты на брамсель". Ну на брамсель, так на брамсель. Мне все одно, что брасопить. Я оба этих слова еще не до конца понял. Вахтенный офицер читает все непонимание на моем лице и с легкой досадой указывает на нагели. "Травите по правому!". Вот. Пусть травят. А я на левом. Значит я беру снасть. То есть тяну. Ага, брамсель - значит самый маленький. Третий парус на мачте. Значит самая тонкая снасть. Значит легко. Но это только кажется: ничто не дается легко, если крен до сорока градусов, да волны по пять метров. Из темноты по левому борту то и дело вырывается поток брызг от очередной ударившей о борт волны. Все в лицо. Центр тяжести собственного тела смещается непрерывно. Почему? Мозг не знает. Пять утра. Уже слишком темно, что бы видеть горизонт при включенном свете на палубе. А руководствоваться только датчиком вестибулярки мозг еще должен привыкнуть. Команда есть - тяну снасть, налегаю всем телом. "Брамсель нормально - закладывай". Это хорошо. Магические ноль-восемь-ноль занимают еще пять секунд. Так мы крепим снасти к нагелям. Стою, снова обхватив согнутой в локте рукой натянутую снасть. Включаю режим "ниже травы". Делаю вид, что занят важнейшим делом - бухтую снасть на нагель. Это значит сматываю остаток веревки так, что бы она не касалась палубы. Тоже наука. Правда простая, как ноль-восемь-ноль. Ничего сложного. Я просто тяну время. Мне комфортно тут, в обнимку с крепким канатом. Но слышен приказ "свободные руки на бак!". Секунду размышляю. Бак - это вам не главная палуба, бак это надстойка над носовой частью палубы. И мотает там, друзья мои так, что ахнешь. Но выбора нет. Тут все - одна команда. Если я не пойду, кому то из них будет тяжелее. Простите мне паузу, друзья. Уже бегу. Ну не совсем «бегу». Я - мартышка: с лианы на лиану. Передвигаюсь короткими марш-бросками. Закрепляясь непрерывно руками за все, что крепко держится. Люблю лестницы между палубами. Там всегда по бокам две веревки. Надежно. Тут главное не зевать. Пятнадцать секунд и я на баке. Медленно. Офицеры идут по палубе, как будто мы на швартовке в тихой марине, спасающей корабль от любых волнений океана. Бегом, прыжками. И стоят так, как будто у них свое собственное, индивидуальное притяжение. Аж зависть. Добрался. Кто то уже тянет снасть - не идет. Хватаюсь за ту же веревку и тяну, что есть сил. Рывок, второй. Под дружное «и-и-и раз, и-и-и два!». Мы синхронны в своих усилиях. Закладываем. Хватаюсь за вант - он как струна - самый крепкий. Еще одно ведро воды в лицо. Теперь это даже весело. Работа сделана. Рывками, пробежками и прыжками добираюсь до квартердека. Дверь. Куртка. Можно спать дальше. Моя вахта через два с половиной часа.

Я тут случайно. Мне тридцать два года и я программист. Мастер своего не физического труда. Я пишу программы днем и ночью. И еще, как всякий компьютерный человек - я непрерывно читаю сеть. И иногда что то меня трогает. Признаюсь, еще ни что не цепляло меня сильнее. История, рассказанная Борисом Акуниным в своем блоге - залезла мне под самые ребра и не давала покоя. И все еще не дает. Как это возможно? Одному человеку пойти за своей мечтой в далеком 94 году, в Питере и построить деревянный фрегат! Вы помните 1994 год? Отчетливо? Страх и ненависть! Ужас, тлен и безысходность. Таким его помню я. Все законы сломлены. Стереотипы разрушены. Новых законов нет. По крайней мере работающих. Эпоха первонаального накопления капитала в самом разгаре. Со всеми вытекающими. Из простых. Из народа. Никто не ищет перспектив. Лишь бы дотянуть. Лишь бы не упасть. Но один человек загорелся мечтой. Всему вопреки. Он плюнул на все и начал строить корабль.

Три века назад один чудак вернулся из далекого похода и вдохновлённый обретенными знаниями задумал сделать из России морскую державу. Построить русский флот. То был Петр Первый. Первое что он сделал в достижении своей мечты - построил фрегат «Штандарт». Лично проектировал его с корабельным мастером. В далеком 1703 году фрегат был спущен на воду и стал первым кораблем военно морского флота России. Много позже другой человек не пожалел времени и сил и провел титанический четырехлетний труд, восстанавливая облик корабля на бумаге. Восстанавливая чертежи. Спустя еще десятилетие, другой чудак задумал ни много ни мало - построить по этим чертежам точную копию исторического судна. По всей форме, из дерева и с максимально точным соответствием оригиналу. Без поддержки, без финансирования. Сам. Этот человек - Владимир Мартусь. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году, в Санкт-Петербурге он заложил фрегат. Я не знаю каких усилий это ему стоило. Я могу только догадываться, что моментов, когда все поставленное на карту могло полететь к чертям - было не мало. Но в далеком девяносто девятом году, почти пять лет спустя, фрегат Штандарт был спущен на воду. Мечта стала реальностью. Это было грандиозное событие. Более пятидесяти тысяч зрителей, жителей великого Петербурга, пришли, что бы своими глазами увидеть это чудо. Этот невероятный кейс, простите, сакцесс стори, успех. Увидеть этот корабль, как символ победы духа чел��века над всеми невзгодами в борьбе за свою мечту. Владимир никогда не построил бы этот корабль один. Но его энтузиазм, его дух и энергия заразительны. Сейчас никто уже не сможет подсчитать, сколько всего рук приложилось к этому успеху. Сколько людей приняло непосредственное участие в судьбе корабля. Но это даже не десятки. Сотни людей.

Какое небо! Какие звезды! Этого не передать словами. Этого не сфотографировать. Не снять на видео. Моя вахта почти на исходе, но спать не хочется совершенно. На небе мириады звезд и все как на ладони. Прямо от моих ног в небо торчит мачта бизани. Я лежу на юте - это задняя палуба. Лежу раскинув руки и раскачиваюсь вместе с кораблем. И мачта, как будто торчит у меня из груди и движется со мной. Создается впечатление, что это не мы колеблемся на волнах, что сам космос крутится вокруг нас. Слова всплывают из памяти сами собой. "Качнется купол неба...". И впрямь качается. Купол. Причудливо так, непредсказуемо. А еще можно посмотреть на это иначе. Представить себя, понять свое место в мире. Я наедине с космосом. Сейчас я один на один с бесконечностью. Я вижу вселенную так ярко и отчетливо, как никогда прежде. И я представляю себя в ней. Муравьишко, человечек, качающийся на крохотном, в космическом масштабе, деревянном суденышке, где то, в волнах атлантического океана. Никто, ничто для вселенной. Но что то большое для таких же как я людей. Близких и далеких. Это непередаваемо. Просто попробуйте. Как нибудь.

Фрегат Штандарт был большой гордостью Питера. Он всегда участвовал в жизни города. В городских фестивалях. И по сей день - каждое утро, в восемь часов утра, под звуки рынды, при полном построении, фрегат с гордостью поднимает российский флаг. Но уже не в России. В 2009 году Питерская сказка едва не закончилась. Волшебный фрегат официально лишили права передвигаться самостоятельно в акватории нашей родины. Цель - отнять и покорить свободный и прекрасный корабль. Поставить его на стоянку. Сделать из него частный музей. Или необычную яхту для чиновничьих рыбалок. Или что нибудь еще. Отжать, захватить. Все как у нас водится. Но не все люди беспомощны. Не все поджимают хвост при виде синих мигалок. Бесправный кораблик, беспомощным бревном был прикручен к буксирам. Как связанный, одетый в смирительную рубашку и намордник, но гордый и не сломленный тигр - он, и в этом состоянии, не без трудностей, покинул свою родину. И ушел в Европу. Уже пять лет фрегат бороздит европейские воды и не подходит к российским. Свобода дороже. Понятия родины и государства для него больше не едины. Гордый и свободный корабль отверг государство, раздаривающее своим шестеркам право на бесправие. Но корабль остался верен Родине. Он не снимает флаг России. Он не продается в иностранные музеи. Это с ног до головы, от кормы до носа, на всю палубу, Русский Фрегат «Штандарт». Который мы больше не можем видеть в России.

«Остров вам на разграбление!» - сказал Капитан. После тяжелой качки мы зашли в тихие прибрежные воды острова Ла Гомера. Сейчас мы пришвартованы в марине, то есть в порту. И получили увольнительные. Не все, конечно, но я в числе счастливчиков. Конечно сутки - это не недели плавания, но ощущения все равно необычные. Мы, сходим на берег. Берем машину и едем. Всего три дня мы знаем друг друга, но мы уже команда. Мыслей о «вы» даже не возникает. Мы пережили шторм вместе, в открытом океане. Это что нибудь да значит. Абсолютно разные, мы одна команда сейчас. И это единение не создать искусственно. Когда ты едешь по острову, когда гуляешь по нему и при этом знаешь, что тебя ждет в порту корабль, что ты запрыгнешь на него и пойдешь дальше в океан - это совсем не то, что прилететь самолетом. Там, в порту, стоит деревянное судно. Там, на квартердеке висит твой гамак. Сейчас это твой дом. А остров - это большой парк развлечений, с ресторанами, видами и людьми, каждый из которых готов позавидовать твоему дому. Машина везет нас по диким грунтовым серпантинам, по национальным паркам. Она возит нас от ресторана до ресторана. Но все кончится, когда мы вернемся в порт. Машина будет не нужна. Мы, с капитаном, сами выберем направление. И пойдем. На парусах, полных ветра. Легко и просто, как сотни лет назад.

Каждый раз прибывая в порт мы видим, как нас встречают. Я впервые видел грозную полицию, достающую из карманов фотоаппараты и мобильники, что бы сфотографировать нас. Дружная команда установит трап, поставит рядом сундук, с прорезью для пожертвований и будет встречать гостей. Любых. Бесплатно. Мы расскажем о судне, о его истории. Покажем снасти и покажем как мы живем. Пальнем из пушки разок-другой. И каждый сможет купить сувенир. И когда мы будем отшвартовываться от причала, когда мы будем выходить из марины - нас будут провожать. Махать нам руками и щелкать затворами фотоаппаратов. А мы будем улыбаться и внутренне собираться. Впереди переход. Как там погода, Капитан? «пять - восемь». Значит впереди маленький бой, маленькое сражение. Мы и море. Мы и океан. А в конечном итоге мы, и то, что мы можем. Мы будем учиться преодолевать себя и расширять границы наших возможностей.

Здесь все случайно. Попасть сюда, запланировав это в вузе, в старших классах школы - невозможно. Всех, кроме капитана, однажды привел сюда случай. У капитана была мечта, и он ее реализовал. У всех остальных так или иначе возник шанс присоединиться. И они присоединились. Я однажды прочел о фрегате. И не смог спать. Три дня я мучился и на третий день записался в плавание. Дальше были визы, билеты. До самого последнего момента я не верил в эту сказку. В то, что я смогу стать ее частью. Но я сел в самолет и уже через 8 часов я был на Тенерифе. Волшебной нынешней столице Канарских островов. Десять минут на такси и я в долине Гольф де сюр. Я бросил вещи в номере отеля и ринулся в город. Я шел к Штандарту, все еще не веря в реальность происходящего. Я наверное уже никогда не забуду, как я увидел его впервые. Просто огибая очередной отель, из-за него вдруг открылся вид на марину, на лес мачт торчащих из сотен яхт и кораблей, пришвартованных в порту. И выше всех из них поднимались мачты Штандарта, с реями, на которых висели заботливо укутанные руками матросов паруса. Больше я не останавливался - я шел вперед. Мимо кафе и сувенирных лавок, игнорируя простейшие туристические правила этикета, я шел к своему кораблю.

Штандарт прекрасен! Это трудно описать словами. Дерево! Я так люблю дерево! Созданные руками мастеров сотни деревянных элементов и кованных металлических деталей просто великолепны. Нагели, мачты, палуба, остовы для палубных пушек, лестницы, люки, крючки и замки дверей, шкафы, полки. Да разве можно перечислить? Нет. Потребуется отдельный пост и отдельная история. История длинною в двадцать лет. Я расспрашивал Капитана, ну как же все таки все началось? Какой был первый шаг? И впечатлен ответом. «Мысль бродила и зрела в голове не один год. И могла «бродить» еще долго. Но однажды позвонил человек и сказал, что получено добро на то, что бы свалить семь дубов. Я понял, что тянуть нет никакого смысла. В тот же день купил бензопилу. В тот же день научился ей пользоваться. В тот же день срубил первые деревья, которые встали в основу корабля». Вот так просто. Забыв все сомнения, не пытаясь предсказать будущее и все предусмотреть, Владимир Мартусь начал воплощать свою мечту в жизнь. Жить мечтой - это не то же самое, что мечтать. Это делать все, для того, что бы мечта стала реальностью. Так сделал Капитан. Так переродился «Штандарт». Так сбылись мечты тех, кто однажды к этому присоединился.

Здесь все случайно, но в экипаже случайных нет. А если они и появляются, то не на долго. Фрегат может показаться совсем небольшим, но по архивным данным в мирное время на борту постоянно находилось сто двадцать человек. В военное - сто пятьдесят. Но это судно могут вести всего семеро профессионалов. Ровно столько. Один на штурвале и шестеро на парусах. Это бессменный капитан Владимир Мартусь, а с ним его верные друзья и коллеги. Дима, Митя, Ира, британский панк Лайви, помощники Оля и Настя. Имена не постоянны. Кто то уходит, кто то отдыхает. Но все они мастера своего дела. Среди них есть настоящие офицеры, люди, посвятившие себя морю и способные провести корабль через любой шторм и любые преграды. Настоящие морские волки, беспробудные романтики и профессионалы морской волны. В такой компании не заскучаешь. Только тянешься. Только рвешься вперед. Что бы соответствовать, что бы не обмануть ожидания своего вахтенного офицера, капитана и всей команды.

А день на борту прост и понятен. Ты на вахте - значит ты работаешь, ты на подвахте, значит помогаешь тем, у кого вахта. Ты на отдыхе, значит ты спишь. Авралы включены в контракт и обсуждению не подлежат. Каждые четыре часа эти состояния сменяют друг друга. Каждые сутки каждая их трех вахт (команд) получает зону ответственности: верхи, низы или камбуз. Драить палубу, убирать в кубрике и гальюнах или готовить для всех еду. Питание четырех разовое: с восьми до восьми, с интервалом ровно в четыре часа. А дальше просто: работы не бояться, помогать товарищу и не забывать прятать ценное от воды. Ее тут много. После сухого перечисления распорядка может показаться, что жизнь на корабле скучна, но это совсем, совсем-совсем не так. Каждый день ты делаешь что то новое. Каждую м инуту ты узнаешь новое. Ты непрерывно в общении и скучать попросту некогда. В кают кампании разговоры не смолкают. А если погода и планы позволяют, то вечером можно услышать особенный звон. Звон «питейного» колокола. Это значит, что Капитан дает добро на рюмку-другую рома. Это значит, что кают компания на пару часов наполнится приятными беседами. В портах и на якорных стоянках неустанно раздаются щедрые послабления и увольнительные на берег.

Но самое главное - у всех есть возможность занять место на этом корабле. Вы можете стать частью его приключений! Это невероятно просто! Тренировки на похожих судах в мировой практике если и продаются, то очень дорого. Капитан же делает все, что бы прикоснуться к его мечте могли все. Вы можете оплатить издержки связанные с вашим проживанием на борту и отправиться в путь! Вы молоды, вам меньше 25 лет? Поздравляю! Это будет стоить вам еще дешевле! В конце концов, даже если вы не можете оплатить столько, сколько нужно - вы можете стать волонтером и присоединиться к работе над кораблем. Разделить с экипажем труд и радость от ремонта корабля, подготавливая его к новому сезону, и в награду получить свою поездку. В конце концов вы можете поддержать проект даже не выходя из дома - просто внеся пожертвование на сайте. Фрегат Штандарт - это частное некоммерческое предприятие. Все эти годы Штандарт живет на средства тех, кто его поддерживает. Компании жертвуют средства и необходимое: от двигателей для корабля до провианта для команды. Люди жертвуют средства, силы и свое время. Государства помогают и средствами и поддердживая корабль в непростых юридических вопросах. Конечно корабль зарабатывает. Но редкими съемками и командообразующими играми такой корабль не прокормишь. Штандарту нужны вы! И поверьте, он умеет быть благодарным. Просто изучите материалы на сайте. Просто заполните анкету, как это однажды сделал я. Подготовьтесь и отправляйтесь в путь! Жизнь уже никогда не будет прежней.

Все подробности тут - shtandart.ru

Я коснулся пальцами воды. Не холодная. Засунул кисть руки в воду. Ручеек. Приятный горный ручей. Я развалился на огромном валуне, по форме похожем на шезлонг. Очень удобно. Кажется я задремал и спалил себе все лицо. Я на берегу. Всего на два часа я тут. Мой прекрасный корабль проводил меня в шлюпке до самого берега. Последний туристический катер уехал и мы здесь одни. Те, кто сошли на берег со мной - пошли в горы, а я вот прилег насладиться спокойствием и одиночеством. Таким особенным одиночеством - подконтрольным. В ста метрах, на якоре стоит наш корабль. Прекрасен и всемогущ. Это не просто свобода. Это свобода, настолько, насколько тебя самого на нее хватит. Корабль не поплывет без команды. Границы своей свободы команда определяет сама. И сегодня я часть этой команды. Забираясь на марсовую площадку, вопреки своему страху, во время качки танцуя как клоун со шваброй в руках по палубе, падая, вставая и бросаясь на снасти, с целью победить, с одной мыслью в голове «я могу» - я заработал свое место на корабле. И корабль будет ждать меня. Здесь, на берегу, в тысячах метров от других сухопутных мы потому, что мы можем доплыть, встать на якорь и спустить шлюпку. Везде, где только пожелаем. Везде, куда сами способны доплыть. Куда способны довести наш корабль. Это ли не настоящая свобода? Думаю, что она.

ЗЫ. А еще есть про Штандарт замечательный пятнадцати минутный фильм снятый моими друзьями из ActiveLiveVideo как раз во время описанного в этой статье моего первого на Штандарте путешествия. Фильм великолепный, динамичный, красивый и вообще во всех отношениях прекрасный. Крайне рекомендую - вы не пожалеете! Смотрите: