Учёба
October 22, 2019

Я и РГАУ-МСХА

В этом посте я бы хотела рассказать вам о том, что вообще происходило со мной за период обучения в Тимирязевке и как менялось моё отношение к академии и тому, что в ней творится.

Уточню, что сейчас я являюсь студенткой третьего курса факультета Садоводства и Ландшафтной Архитектуры и учусь на направлении "селекция, генетика и биотехнология садовых культур" при кафедре Ботаники, селекции и семеноводства садовых растений.

Вид на ректорат Академии около памятника К.А. Тимирязеву

На первом курсе я была счастлива учиться в академии. Но так, не то чтобы очень сильно. Внутри гложило то, что я потратила год после школы и опять не поступила на биофак МГУ. Я думала, что мне в академии не место, «патамушта я вот такая крутая для всего того, что тут преподают». Раз ты такая крутая, чего ж егэ так плохо написала и во второй раз? ;)
Но в то же время я верила, что в Тимке есть наука, что мне открыты все дороги, надо только чуть-чуть потерпеть и перестать париться насчёт того, что нам преподают школьную программу. Уточню: упрощенную программу 192-ой школы, да и то - с допущениями и ошибками…
В первый учебный день, когда мы знакомились с нашим завкафом, нужно было сказать, что мы ждём от академии и для чего сюда пришли. Я чётко сказала, что хотела бы повысить свои навыки научной коммуникации. Мне ответили, что это возможно. Позже я уяснила для себя, что «да, возможно» - это если ты идёшь в область с/х наук. «Нет» - если тебе нравится фундаментальная наука. А чего я ожидала от аграрного ВУЗа?..

В любом случае, я начала искать научника уже в первом семестре. Не знаю, куда я спешила. Мне казалось, что времени мало, что уже пора что-то изучать, писать статьи, при этом учиться на пятерки, чтобы получать повышенную стипендию и выступать на конференциях.
Естественно, мои розовые очки разбились об суровую реальность.

Во-первых, мне не хватало базовых знаний. Не хватает их и сейчас, но я хотя бы лучше стала разбираться в том, где находить информацию и как быстро её усваивать и применять.
Во-вторых, оценки. После первой сессии я перестала получать стипендию - письменный экзамен по математике я написала на три. Причем мне не хватило 0,5 балла до четвёрки. Было какое-то дурацкое правило о том, что пересдать этот экзамен нельзя, хотя ведомости были не сданы, и те, кто не пришёл на экзамен в основной день, писали его на следующей неделе. Ну а в следующем семестре у меня хоть и отсуствовали тройки, но экзамены я сдавала ой как не вовремя… Виновником этой ситуации является излишний перфекционизм, от которого я сейчас пытаюсь избавиться, - «я не буду делать это, потому что все равно не получится идеально, я не пойду на экзамен, так как точно не получу пятерку» - мои реальные мысли! Очень хорошим примером является сдача экзамена по цитонетике на первом курсе. Я сдавала его во вторую волну, т.к. в первый раз решила, что недостаточно готова. Впрочем, во второй раз я думала точно так же - https://t.me/s_mozaika/130. При этом на экзамене я побыла десять минут и получила отл…
Михаил Лабковский писал в своей книге «Хочу и буду» (кстати, очень советую), что перфекционизм = тревожность. Абсолютно согласна. А еще это довольно серьезно связано с прокрастинацией.
В-третьих, научник и статьи. С кафедры меня за ручку отвели в ГБС РАН и познакомили с заведующей коллекцией орхидей в Фондовой оранжерее. Еще при знакомстве меня напряг вопрос от неё, пойду ли я в ГБС в аспирантуру. Камон, я на первом курсе бакалавриата! А вы меня про аспирантуру спрашиваете… Неужели у вас всё так плохо?
Я хотела заниматься онтогенезом орхидей. Свою личную идею раскрывать не буду, но вот виды, которые растут в ГБС, продвижению моей мысли никак не способствовали. Собственно, как и научник. «Вот ключи. Уберись в лаборатории и делай что хочешь».
Но я же не могла поставить себе задачу… Как это, «что хочешь»? И мне предложили поварить среды для проращивания орхидных. Вот только нужных реактивов не хватало. А про уборку лаборатории это вообще отдельная история.
В итоге свои первые студенческие каникулы я потратила на то, что проездила в ГБС как на работу, а потом, когда начались пары, оказалось, что научница не будет меня ждать и я в свободном плавании. Ключи-то у меня есть… Ну, вы поняли, делай, что хочешь.
Клааасс. Конечно, я оттуда ушла, получив нужный опыт :) Из плюсов - я фотографировала на лазерном микроскопе и делала окрашенные препараты семязачатков орхидей. Вот только оказалось, что это для статьи. О том, что моя работа должна быть оплачена, ну или меня должны в соавторы включить, я на тот момент тоже не знала.

В итоге после всего случившегося во мне прибавилось скептичности и настороженности. Как раз в это же время появилось понимание, что не хватает базы (особенно в биотехе) и что я точно знаю, что ничего не знаю.

На втором курсе я присматривалась к тому, чем мы занимаемся на парах. С ужасом я осознавала, что многие наши действия - абсолютно бессмысленная трата времени, пожалуй, кроме нескольких предметов. Система заполнения печатных тетрадей, как на уроках окружающего мира в начальной школе, меня продолжает бесить с первого курса, но вот то, как преподаватели относятся к своему предмету… Меня раздражали слова преподов о том, что «75% вашего обучения - вне вуза». Я до сих пор не в восторге от того, как некоторые люди просто могли не прийти на свой предмет, а если и приходили - то мы сталкивались с отвратительнейшей подачей материала.
Ну и в конце концов. Сельское хозяйство, пусть это даже генетика, селекция и биотехнология садовых растений, - не совсем моя область. Я не влюблена в аграрный сектор. Это интересно, но для меня - лишь отчасти и только из-за связи с растениями. Хотелось больше ботаники.
И я решила попробовать уйти из академии на биофак. Почти все знают мою историю с переводом в МГУ, которая, в общем-то, закончилась так, как надо. Мне потребовалось в общей сложности два месяца, чтобы успокоиться и принять все, как есть. Даже я не ожидала, что мне нужно столько времени. В конце августа мне вообще казалось, что я уже всё пережила и всё в моей жизни хорошо. Но внутри всё равно бушевало море, о котором я не подозревала... А триггером ему стали слова зафкафа.
Это случилось в начале нынешнего, третьего курса. Прямо на паре он сказал мне - «по тебе и по твоему духу видно, что ты МГУшница и что вынужденно тут сидишь. Но люди после Тимирязевки в магистратуру МГУ не попадают».
На эмоциях я наговорила всякие глупости нашему завкафедрой. Вообще, я в основном говорила про свою личность и пыталась пояснить, почему именно мне что-то не нравится и из-за чего у меня возникли проблемы с обучением. А то там вопросы были: «ой, ну я не знаю же твоей личной ситуации...» Ну, теперь знаете. Вот только не обязательно было при всех вообще это обсуждать, отнимая время от занятия. Я даже просила пару продолжить, а он продолжал этот разговор...🤦🏻‍♀️ Я рыдала и мне становилось всё хуже и хуже. Я очень сильно расстроилась. Только его слова, правда, с одной стороны, хоть и выбили меня из колеи, с другой - смотивировали. Тем более, я-то знаю, что люди из Тимки поступают в МГУ.

Но вернёмся ко второму курсу. На учебу я тогда немного подзабила. Вместо хождения на пары я обучалась дома, самостоятельно изучая программу для перевода и слушая открытые курсы МГУ по зоологии позвоночных и низшим растениям. Времени категорически не хватало на параллельное обучение. Тянуть две программы оказалось выше моих сил и я сделала выбор в пользу того, чтобы пропускать. Был еще один фактор, из-за которого я не ходила на учебу, но о нём я еще не созрела говорить. Намекну только, что стоит выбор всегда делать лишь в пользу себя, а не кого-то другого, каким бы близким человек вам не казался. Конечно, всё относительно и нужно отталкиваться от того, что у всех ситуации индивидуальные, но в любом случае, жизнь у вас одна и принадлежит она только вам, а не кому-то ещё.

После весенней сессии я переводилась на биофак на экологию и природопользование. Это тоже отдельная долгая история. Итог был таков: декан (а точнее, проректор) отклонил мое заявление, хотя я и прошла собеседование на 80/100. Оказалось, что я не одна - в этом году в целом была политика отказа в переводе из другого вуза и даже внутренних факультетов МГУ. Я уже ничего не могла сделать с этой ситуацией. Если что, перевестись ещё раз не выйдет - третий курс считается уже неоконченным высшим… Да и я не стремлюсь больше.
Забавно, но недавно на паре по плодоводству преподаватель спросил у группы, как по-латыни будет крыжовник. Я начала вспоминать - «Crossula…»
- Crossularia. Вот как хорошо, что вы в МГУ не ушли!
Мне показалось, что в этот момент вся группа напряглась, что я опять буду рыдать и меня придётся успокаивать. Но мне было всё равно на его слова. У меня не было никакого эмоционального отклика.
Я рада, что переболела своей мечтой. Ещё с младших классов я мечтала учиться в МГУ, а в одном психологическом тесте на 80 вопросов, который проводили у нас в седьмом классе, я почти везде отвечала про биофак. Вам не кажется это немного пугающим?..

Сейчас ко мне снова вернулось чувство счастья, как на первом курсе. И я бы сказала, что оно связана с учебой в академии, но нет, не полностью. Всё-таки это чувство другого качества. Дело в том, что сейчас мне в целом по жизни хорошо. Я конечно выгляжу в последние недели немного убитой на парах, но это только из-за того, что недосыпаю. Очень подавлена также из-за своего не до конца решенного перфекционизма (тревожности, читай; тревожности!), амбиций и желаний. Хочется очень много, да времени маловато.
Так-то всё налаживается. Мне очень нравятся предметы в этом семестре, особенно частная селекция садовых культур, декоративное садоводство, виноградарство и виноделие, переработка винограда. Я реально готова ходить на пары. В прошлом году такое желание возникало очень редко, но я все равно ходила (только не всегда, да), - ну, рейтинг, все дела. А сейчас оно есть почти каждый день. Давно забыла, каково это.
Наверное, дело в том, что я просто иначе стала воспринимать происходящее. Ведь я освободилась от навязанной мечты - и стало намного легче. Магистратура не так возведена в культ, но об этом как-нибудь в другой раз.
Нынешние предметы очень похожи на открытый лекторий и в целом на какие-то платные курсы. У нас в ботсаду МГУ похожие программы для взрослых. Только в вузе это все бесплатно, - главное только сдать «итоговые тесты», - сессию то бишь. Единственный отрицательный момент. :)

Надо будет зафиксировать свои впечатления на четвёртом курсе.