February 29, 2020

eVeche

Итак по "Freigeld"

◼️ У меня 2 высших инженерных образования и с 2009 года я занимаюсь предпринимательством в рамках строительной сферы. В общем я поднял с нуля строительную компанию и начинал я с отделок (2009-2010) и загородного коттеджного строительства (2011-2014). Из этого В2С я, в силу экономического кризиса, диверсифицировался в более сложное, наукоемкое, длинное с точки зрения цикла сделки и PLM, однако более объемное с точки зрения выручки проектирование и строительство опасных производственных объектов - газопроводов, котельных и мини-ТЭЦ. Компания превратилась в группу компаний, выручка выросла до 300млн за 2017 год, в компании трудились 23 человека (исключительно ИТР и администрация), мы работали с госзакупками и частными застройщиками и девелоперами. Но я чувствовал что-то неладное.
◼️ Важным с точки зрения этой истории является мои прошлые политические взгляды которые формировали мой интерес к глобальны процессам. В 2011-2013 я принимал активное но независимое участие в движении связанном с умеренными протестами, имел достаточно либеральные взгляды и поддерживал западную идеологию. В те времена мне удалось познакомится с такими яркими представителями оппозиции как Навальный, Удальцов, Акунин, Пархоменко и еже с ними, но в результате я разочаровался в идеях и ценностях.
◼️ Тут на мое счастье мне попалось несколько серьезных работ распаковывающих суть надвигающегося "Нового Технологического Уклада" или "Новой Промышленной Революции" которые мне показались очень убедительными и неизбежными. Этот надвигающийся тренд все больше меня сносил в сторону "ортодоксального Марксизма" и некого нового "технологического коммунизма" (возможно это не совсем точные и в силу исторических событий негативно окрашенные термины но все же). Мне в тот момент стала очевидна вся ущербность текущей архитектуры глобальной системы разделения труда и основанной на ней административно-хозяйственной и финансово-экономической системы... Сейчас я понимаю что очень идеализировал свои взгляды и все гораздо сложнее, но именно тогда я понял что будущее за такими кейсами как Freigeld.
◼️ Все началось 2017 с этого идиотского и попсового курса на базе "Бизнес Молодости" но типа для самых ТОПовых ребят который вел Алексей Воронин (думаю известный персонаж). Попал я туда в силу того, что я осознал, что моя большая компания имеет огромную и порой безнадежную дебиторку и в условиях дикого демпинга начавшегося в моей нише и из нашей "Юности" по жизненному циклу Адезиса путь только вниз. Я был намерен что-то предпринять и искал ответы у "Успешных предпринимателей". Ничего полезного я там не узнал а скорее стал классным кейсом из реального сектора с большой обороткой для ребят с онлайн-магазинами, "пледами с рукавами" и микро-финансовыми организациями. Но Воронин тогда только загорался идеей блокчейна и на одном из мероприятий я попытался разобраться что же это за технология и главный вопрос который я задал тогда "Кому этот блокчейн все-таки принадлежит?". Он ответил "Никому" и меня это сильно заинтриговало. Естественно в дальнейшем я понял что не все так просто))))
◼️ Меня захватила идея блокчейна, а скорее Распределенных реестров и она наложилась на ту идеологическую волну "нового технологического уклада" и смены экономической парадигмы. Но вот так в лоб идти с этой идеей, без прикладной пользы от нее я не считал разумным, а вся эта спекуляционная игра на рынке криптовалют мне казалась просто кощунством. Боль а значит и ЦА я нашел среди своих текущих клиентов которым на тот момент уже оказывал услуги (внимание) по газоснабжению. Я заметил что в поселках организованных по принципу СНТ, ДНТ, ДНП и так далее (https://ru.wikipedia.org/wiki/Садоводческие,_огороднические_некоммерческие_товарищества) скорость принятия управленческого решения минимум 10 раз дольше чем в поселках с вертикально интегрированной системной при закупке моей комплексной услуги по газоснабжению. При этом экономический эффект от моего продукта заключался в повышении стоимости индивидуальных участков на 40% при вложении до 200 000 рублей.
◼️ Эту идею я проносил все лето общаясь с членами садоводств и осенью мне на глаза попалась обучающая (и похожая на акселерационную) программа на базе Высшей Школы Менеджмента СПбГУ под названием "Converge" при поддержке РосНано, IPERF, Fraunhofer которую вели Самсонова Татьяна (https://www.facebook.com/tatjana.samsonowa) которая работала в SAP а потом трансформировала "Калашников" и Себастьян Денеф (https://www.facebook.com/sebastian.denef) который разработал платформу OWN с цифровыми ассистентами и притащил какой то грант от правительства Германии. Меня с командой (я взял ребят из строительной своей компании чтоб прокачались) взяли хот и смотрели как на сумасшедшего который хочет изменить мир)))) В общем они читали "Технологии-Бизнес-Дизайн Мышление" и обучали лучшим немецким практикам по прототипированию и доведению идеи до рынка. Там и начался наш CustDev с проектом "eVeche" - электронное вече (как на Руси) и что еще веселее с французского это означало "Епископство" (L'eveche)
◼️ Ко мне в команду добавили тогда Тищенко Елену Борисовну из МГу она была на тот момент замом Трухачева и мы реально нашли друг друга в своем сумасшествии. Мы начали генерить гипотезы бегать по садоводствам с проблемными интервью и опрашивать этих архаичных председателей на предмет боли. Этот CustDev давал плоды а мы копали все глубже и глубже и оказалось что тма комплекс болей у каждой стороны. Садоводы хотели платить меньше и получать то за что платили, председатели хотели собирать больше взносов и спокойно воровать, Администрация хотела чтоб от них отвязались эти "долбанные" садоводы так как это вообще не их зона ответственности, а бизнес хотел очень системно что то продавать на эти рынки, а главное в целом всем участникам не хватало доверия друг к другу что можно было решить с помощью TrustLess среды. Я собрал огромную базу садоводств и начал через администрацию выходить на лиц принимающих решения. Выступал площадке Совета Союза Садоводов Ленинградской Области и всем входила идея нашей платформы но платить никто не хотел. Вот мое выступление на сессии в обучающей программе "Converge" ВШМ СПбГУ:https://drive.google.com/open?id=1jVbGwW1DXD1C2doAGIOzjsIejeVKUIVu Аж самому приятно слушать хоть и много глупостей говорю. Если будет интересно послушай (ПОЖАЛУЙСТА) вопросы зала там и про доверие и про бесплатную модель и про саморегулирование... короче меня прет там)))) Локальный цифровой коммунизм на базе некоммерческого объединения собственников имущества.
◼️ Параллельно Елену Борисовну назначили советником Аузана по "Цифровой Экономике" в рамках развития программы "Цифровая Экономика" и "Национальная Технологическая Инициатива", а меня она взяла своим помощником и мы начали просто трезвонить о нашем проекте на всех уровнях и спокойно заходить в кабинеты и получать обратную связь и контакты нужных людей, но опять же все хвалили а денег не давали даже на прототип. Я даже не вспомню сейчас все инстанции и всех партренов которых пробежали. Кстати после переговоров в "Активный Гражданин" (голосовалка на Блокчейне) они запустили фичу с сбором платежей но она конечно не поехала))))) Кстати Аузану с его любовью к микроинституциональному проектированию идея тоже вошла)
◼️ Нас взяли в обучающую программу "BlockChain Founder" на базе МГУ которую тогда вел Черняк (из нынешней тусовки United Investors с Морейнисом и Горным), где я разобрался с природой блокчейна и сущностью токенов и понял какая архитектура нужна мне. Тогда мне очень понравился проект Enecuum Никонорова где использовались независимые параллельные последовательности блоков, по сути дела графы, так как я хотел регистрировать как голосования и управленческие решения так и переводить из фиата в токены все членские взносы и платежи за ресурсы, проводить обмен ценностями между участниками платформы и а так же в последствии токенизировать их имущество. Короче огромный франкенштейн с заявкой на мировую революцию внутри маленького брошенного всеми сообщества.
◼️ Мы подались на Старт-1 от Фонда Содействия Инновациям и нам помогал Хан Дмитрий который делал тогда "Findinamika" но ФСИ видимо поржали и отклонили заявку
◼️ Выиграл конкурс в СПб "Блокчейн в реальном секторе" тогда его по моему Беспалов организовывал с какими то криптотрейдерами)))))
◼️ Участвовал в конкурсе "Цифровой Петербург" там познакомился с уникальным человеком который делаем просто невероятные расчеты на основе межотраслевых балансов и оптимизирует на 40% любые многоуровневые системы математическим образом.
◼️ Затем нас взяли на второй поток акселератора HSE в сотрудничестве в "Фондом Рыбакова" под названием "PhilTech"(Филантропические ванильные проекты). Там нас Эрман, Булавкина и Александрова просто изнасиловали за то что у нас бизнеса нет и мы снова начали копать. Опять новые исследования новые данные и новая презентация: https://drive.google.com/open?id=1NROaAnNRKipqm1hCTP1C5fQnygy6nd0r было приятно быть в числе финалистов и получать положительный фидбек хоть и в отсутствие понятной модели монетизации.
◼️ Результатом и итогом стало 2 концепта:
-Первый заключался в том чтоб на фоне изменяющегося законодательства к 2019 году (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221173/) в отношении всех НКО типа СНТ, ДНТ и так далее, требующего больших изменений в уставе, обязательных сайтов публикующих инфу о этих субъектах и прочих мероприятий, на которые у садоводств не было ни ресурсов ни компетенций, входить на добровольных началах и вносить нужные нам правки, а именно обязательно пользование нашей бесплатной платформой дающей "неземные блага". Для этого в команду я привлек девушку которая внесла наибольшее количество поправок на федеральном уровне. В качестве MVP я собрал всех (более 30) председателей огромного массива садоводств на более чем 30000 человек в группе WhatsApp и начал их консультировать и сопровождать (это чат есть до сих пор). Я ездил и выступал перед ними все лето (более 20 выступлений) но все уперлось в разработку более менее адекватного сервиса.
-Второй концепт заключался в новой модели девелопинга где в администрации получалось разрешение на создание сельскохозяйственного кооператива на сельскохозяйственных землях (В ряде случаев это бесплатно происходит) в некотором смысле повторяя за "Мой Гектар" (https://moigektar.ru/) но с условием можно сказать токенизации всех административно-хозяйственных и финансово-экономических и социально-политических процессов внутри данного кластера. Соответственно в в каждом отдельно случае сначала собиралась бы группа будущих членов кооператива в цифровую институциональную рамку и создавался бы условный совет директоров на смарт контрактах. Далее находилась бы соответствующая земля и создавалась организационно правовая форма получающая в управление данную землю. Токенизация всего имущества и всех процессов позволяла бы на выходе оценивать всклад каждого участника в общее дело а внутри обмениваться ресурсами без вывода в фиат. Токены сами по себе стали бы цифровыми акциями непосредственно кооператива и их ликвидность поддерживалась бы экономическим успехами всего сообщества.
◼️ В общем мыслей было много но не хватало ресурсов на проект "eVeche" который для меня стал и есть более чем просто бизнес и я очень удачно я переключился на ScanFace с более понятным продуктом.