August 23, 2018

Мой путь в дизайне или Как я дошел до жизни такой

Автобиографии пост. 

Знакомство

Здравствуйте. Меня зовут Владислав. Я графический дизайнер. Делаю айдентику, веб и полиграфию более 5 лет. Хочу поделиться с вами историей становления в профессии. Надеюсь, вы найдёте интересные для себя мысли и я не зря вот это вот всё писал.

Абитуриент

В школе я был отличником. Да, очень круглым. Лишь по труду и физкультуре были четвёрки. И так получилось, что к концу школьного пути понятия не имел на кого буду учиться, чем заниматься во взрослом возрасте, в то время как одноклассники уже определили свои сильные стороны, а некоторые так вообще распланировали будущее на ближайшие 5-10 лет. Признаться, мне ничего не хотелось.


Школа за 10 лет высосала столько сил, времени и здоровья, что мне было по большей степени плевать на обучение и будущую жизнь.


Но выбирать что-то надо было. А так как я тогда был очень наивным и жизни как таковой не видел, витал в иллюзиях по поводу образования. Решил, что надо поступать на экономиста, там, мол, научат делать деньги, бизнес организовывать и всё такое. Подал с родителями все нужные документы в несколько универов на экономические специальности и еще для подстраховки в НАУ на инженера бытовых приборов. По нелепым обстоятельствам судьбы случилось так, что оригиналы оказались у последнего. Ну что же, здравствуй, голодное студенческое бытиё.

НАУ

Было тяжело. Переезд в Киев, новые люди, новые условия. Тебя выплёвывают из родительского гнезда в самостоятельный полёт. Поселили в общагу и это страшное место скажу я вам. Может быть для любителей вечеринок, шумных компаний и общения жить в общаге нормуль, но это точно не для меня: спокойного, рассудительного, замкнутого в себе парня. У меня плохо сложились отношения с пятью парнями, с которыми мы были заперты примерно на 20 кв. м. Мне не нравился постоянный срач в комнате, не нравилось, что на всё общежитие были всего несколько душевых кабинок в подвале, не нравилось постоянное исчезновение продуктов из холодильника, не нравилась хамоватая вахтёрша на входе, не нравились колонии тараканов и плесень на стенах, постоянные поломки лифта (я жил на 8 этаже)... В общем, желаю в таких условиях пожить всем нашим политикам, депутатам и их отпрыскам. Будет для них ценный жизненный опыт.

Условия были похуже, чем на этой фотке:

Учился я в универе удовлетворительно, едва первую сессию закрыл. Вторую уже закрывать не стал и прямо перед сессией забрал документы. В первую очередь из-за того, что расписал в предыдущем абзаце, плюс мне не очень-то и хотелось через 5 лет чинить компы, микроволновки, холодильники и прочее железо. К тому же, как мы помним, я на экономиста хотел, бизнес-бизнес, мани-мани.

КНЭУ

Спустя пару месяцев летом (мне было 17) самостоятельно поехал подавать документы. Киев мне уже был знаком лучше, страхов было меньше, самостоятельности больше. В итоге как раз поступил в тот универ (экономический) куда метил. На менеджера гос. учреждений. Учился я хорошо, все сессии вытягивал на стипендию (для этого средний бал по всем предметам должен был быть выше 4,0 по пятибальной системе). Для жизни снял комнату за Киевом у бабушки друга. К универу добирался 30-40 минут. В общем, всё шло очень даже неплохо.

И было так всё неплохо где-то до середины третьего курса. Начался второй семестр, новые предметы, новые преподаватели... И, знаете, как-то резко уровень мисии «уник» подскочил к «extra hard». Я начал тупить, стало сложно успевать выполнять все задания, интерес к учёбе падал. Но я продолжал грызть гранит науки, ведь как же иначе?

На одной из невероятно скучных пар я задумался, что по сути у меня в группе лишь несколько человек получают кайф от того что учат. Они действительно разбираются в материале, имеют сильные знания, читают дополнительную литературу, интересуются новостями в мире экономики. Остальные, и я в том числе, тупо просиживают жопу по какой-то причине (родители заставили, военная кафедра, надо диплом) и особого кайфа не получают от обучения. Ко мне дошло, что пришла пора действовать, надо что-то менять.

Ну вот доучусь я эти полтора года, получу диплом и что дальше? Кем я работать буду? Что делать?

Тем более менеджеры должны быть активными, коммуникабельными, уметь управлять людьми и т.д..

Подумал, что родители устроят нехилый скандал, если и второй универ брошу, поэтому я им нагло соврал, что хочу перевестись на заочку. Это конечно, не было воспринято с радостью, но всё же они решили, что лучше уж заочка, чем сын без диплома. Я же решил, что раскрою правду когда уже смогу зарабатывать больше, чем родители.

Поиски работы

Где-то в феврале 2013 года начал искать работу. Пока учился я немного посматривал в инете ролики по фотошопу, мог картинку обрезать, улучшить фотографию и т.д., но каким-то навыком это не считал. Уже знал, что есть такие ребята как фрилансеры, которые работают удалённо из дома и решил, что это очень круто, тоже так хочу. В резюме вписал всё что знал и умел и пошел с этим резюме в мир.

Первым делом нашел вакансию рерайтера-копирайтера. Надо было писать уникальные статьи или переписывать уже существующие своими словами и за это обещали хорошие деньги (примерно 10 долл/статья). С рынком я не был знаком, решил что неплохое предложение. Списался с работодателем и целый месяц писал статьи. В итоге прошел месяц, было написано около 100 статей, а денег мне никто так и не прислал. Оказалось, что это был мошенник и я далеко не единственная жертва.

Первый удар под дых от жизни получен.

Первые деньги

Окай, надо двигаться дальше. В марте я начал работать контент-менеджером на одну компанию из Киева. Платили очень мало (это я уже сейчас понимаю), но тогда у меня не было опыта и поэтому з/п, которая была вдвое больше университетской стипендии воспринималась очень даже хорошо. Я наполнял контентом паблики вк, на фейсбуке, писал всякие промо-посты и тому подобное. В свободное время смотрел фильмы, гулял, что-то на ютубе посматривал. Иногда ходил в универ, пообщаться с одногруппниками, узнать как там у меня дела вообще. Все удивлялись моему поведению, пугали отчислением. Но я-то знал, что меня не переубедишь если я уже что-то решил для себя.

В начале лета, перед сессией, я пришел забирать документы. Сообщил об этом одногруппникам. Они удивлялись, не понимали, пытались отговорить, говорили о ��ом, что вдруг я потом пожалею... Так вот, забегая наперёд, я ни разу после того как ушел с универа, не пожалел об этом. Ни разу. Я скорее жалел о том, что столько времени было потрачено впустую. Ведь начни я заниматься чем-то сразу, без универов, то сейчас был бы куда более опытным и успешным.

Второй удар под дых

У всех начались каникулы, на лето я вернулся к родителям, работал из дома. Было сложно из-за очень требовательных менеджеров, но деваться некуда — делал всё на максимуме сил. Меня попросили подготовить для трёх пабликов публикаций на месяц вперёд. Ну, думаю, сейчас лето, время отпусков, наверное хотят, чтобы наделал до того как менеджер уедет лепить песочные куличики на пляже. Наделал, отправил. Через пару дней мне стало очень плохо, самочувствие ужасное, кружилась голова, температура поднялась. Я думал простудился. И в этот же день приходит сообщение, что я уволен из-за того, что не справляюсь с обязанностями (WTF!?). Ни объяснения причин, ни выплаты денег за проделанную работу. НИЧЕГО. Под вечер стало плохо, упал в обморок. На следующий день пошел к врачам, они сделали экспресс-обследование (флюрография, кровь, моча), ничего не обнаружили и сказали, что скорее всего от переутомления меня вырубило. Еще бы, я работал по 12 часов, чтобы успеть наделать поскорее посты на месяц вперёд. Таким вот образом меня кинули на деньги второй раз.

Очередные поиски работы

Я отдохнул пару недель и принялся искать новую работу. Нашел. Опять контент-менеджер, но в этот раз надо было наполнять карточки товаров в интернет-магазине. Поработал месяц и понял, что это дико монотонная работа. Я как робот, весь день ctrl+c, ctrl+v. Платили чуть больше, чем на предыдущей работе, но всё равно мало по меркам того времени.

И уже вот за эти полгода начал понимать, что писать статьи не моё, монотонная работа тоже не моё, а вот в фотошопе что-то там ковырять более интересное занятие.

Первая работа

Осенью у одного из моих знакомых в Вк увидел пост на стенке, что он ищет себе помощника программиста. Решил написать, хотел себя попробовать в этом. Мы немного пообщались, я рассказал что знаю, что умею (в программировании ничего) и мы распрощались. Через пару недель он же мне написал, что его начальнице нужен помощник дизайнера и познакомил с ней. Мы познакомились, она спросила о портфолио... И тут мне нечего было показать. Всё, что я делал до этого — повторял какие-то уроки, в основном по ретуши фотографий. В общем, показал две картинки сайтов, которые на тот момент мне казались очень хорошими работами (сейчас недоумеваю как меня вообще взяли на работу).

Одна из моих первых работ. Дичь.

Тем не менее дали мне тестовый период, чтобы показал себя. Первый месяц я одновременно и наполнял сайты, и работал по дизайну. Но по дизайну, сами понимаете, мне мелочные задания давали: что-то вырезать, что-то подправить, что-то подредактировать. В итоге через месяц общий доход получился куда больше, чем был до этого. Было принято решение бросать монотонную работу без перспектив на более интересное занятие.

С октября 2013 года я стал удалённым помощником дизайнера в одной из дизайн-студий России. Было тяжело, но я учился. Не знаю за что мне первый год вообще деньги платили (в среднем 15к рублей). Учился работать с вектором, изучал корел, набирался опыта в дизайне сайтов. Работа была для меня лучшей учёбой в жизни.


Когда ты работаешь над реальным проектом, когда тебе надо придумывать решения проблем, когда ты получаешь за это деньги — вот это всё лучший метод прокачки в любом деле.


Но кроме прокачки навыков, хотелось бы отметить две проблемы, с которыми пришлось столкнуться:

  1. Я действительно плохо исполнял свои обязанности. Бывало такое, что мне давали задачу, надо было её сделать, а мне было лень, я забивал на неё или тянул срок до последнего, а потом очень быстро лепил какашку. Или не мог сделать физически из-за отсутствия «вдохновения». Вот дали проект, а я не знаю как его сделать, что бы такое придумать, с чего начать. Нет идей совсем. Но это всё было из-за недостатка опыта, все новички сталкиваются с таким.
  2. Начальница плохо распоряжалась со временем и планированием задач. Нередко было такое, что она вспоминала о задаче, которую взяла пару недель назад и мне её нужно как можно скорее сделать. И я делал. Бывало даже всю ночь, но делал. Сейчас сложно представить, чтобы я работал ночью, но тогда несколько ночей в месяц проведённых за работой были обычным делом.

Уровень работ за эти три года подрос:

В поисках свободы

Где-то в начале 2016 года я осознал, что крылышки подросли и пора улетать из насиженного гнёздышка. Мне не нравилось, что за три года не было роста в зарплате, не нравилось, что приходят срочные заказы, требующие ночной работы, не нравилось что у меня вообще есть начальство, которому надо отчитываться и постоянно быть с ним на связи. Как вы уже могли понять, я свободолюбивый парень))

Устроился в другую дизайн-студию, ребята из Питера. Уровень работ у них был очень слабый, даже хуже моего. И они не хотели лучше. То есть я делал работу на максимуме своих навыков, мне менеджер (не заказчик!) давал кучу правок, которые значительно ухудшали макет. По сравнению с предыдущим местом было лучше, так как был четкий график и платили немного больше. Но где-то месяца через два начались проблемы с оплатой труда. Выплаты задерживались. Я это потерпел с месяц и ушел. Но, стоит отдать должное, на деньги меня не кинули и спустя два месяца полностью рассчитались со мной, даже пару тысяч поверх накинули за терпение.

С лета 2016 начался фриланс. Делал работы для нескольких студий по дизайну, делал работы отдельным заказчикам, которых уже и не вспомню. Даже в офисе где-то с месяц работал позапрошлой осенью. Кстати, на этом остановимся подробнее. Не буду рассказывать о проблемах, которые там были с организацией работы, но расскажу какие выводы сделал лично для себя.

Мне не подходит офис и этому есть несколько причин:

  1. Не люблю пустую болтовню в рабочее время. Если пришел работать, то я не хочу не то что участвовать, но даже слушать чьи-то разговоры. Интроверт, что тут скажешь.
  2. Нет финансового роста. Конечно, рост может быть, но если ты не совладелец бизнеса, то вряд ли будешь получать наравне с начальством.
  3. Самое лютое зло во всём этом — транспортировка своего тела на работу и обратно. Я тратил в сутки где-то 1,5 часа на проезд в офис и обратно. Утром ехать было еще норм, людей в 10 утра уже не так уж и много, но вот возвращаться вечером всегда было проблематично. Маршрутки ходили реже, чем днём, а те, что были — забиты под завязку. Думаю если бы я ехал на машине, то было бы комфортнее, но денег уходило бы куда больше, да время-то всё равно пришлось бы тратить.

Что же сейчас?

Сейчас я занимаюсь фрилансом, имею несколько постоянных заказчиков. По деньгам выходит больше, чем могут предложить средние дизайн-студии в Украине. Да и с точки зрения свободы тоже лучше: нет начальства, можно выспаться утром и не надо никуда ехать. Проснулся, покушал и за работу.

В процессе вёрстки находится мой сайт-портфолио. Ух, знали бы вы сколько сил и времени ушло на его дизайн...

Также потихоньку начал обновлять портфолио на Behance, веду блог в Телеграме, ежедневно прокачиваю навыки и работаю, много и усердно работаю.

И да, ничуть не жалею, что бросил два универа)