February 12, 2020

Из писем Ф.М. Достоевского и воспоминаний супруги писателя

Редактировать


Ф. М. Достоевский - А. Г. Достоевской (Гомбур. 18 мая 1867 г., 10 часов утра. Суббота.)

… Здравствуй, Ангел мой, Аня… И тут игра, от которой оторваться не мог. Можешь представить, в каком я был возбуждении. Я проиграл 16 империалов. Оставалось только 12 да несколько талеров. Слава Богу, отобрать все 16 проигранных выигрышей в 100 гульденов. Я мог бы выиграть 300 долларов. Вот моё наблюдение, Аня, окончательное: если быть благоразумным, то есть должно быть как из мрамора, так и из холодного и нечеловечески осторожного, что непременно, без всяких сомнений, можно выиграть сколько угодно. Если не везёт, то и не бросаемся на нас. Есть тут один ...: он играет уже несколько дней, с ужасным хладнокровием и расчётом, и он уже начинает бояться банк: он загребает деньги и уносит каждый день по крайней мере 1000 гульденов. - Одним словом, постараюсь употребить нечеловеческое усилие, чтобы быть благоразумнее, но я не буду в силах оставаться здесь несколько дней. Без всякого всякого преувеличения.

... и между тем, и сумасшедшим, и сумасшедшим, и сумасбродным, и сумасбродным. , то и чувствуешь, что отойти нельзя. Я хочу сказать, что я не потерпел неудачу и не потерял сознание.

Ф.М.Достоевский - А.Г.Достоевской (Гомбур. Воскресенье 19 мая 1867 г., 10 часов утра.)

… День вчера был для меня прескверный. Я слишком значительно (судя относительно) проигрался. Ангел мой, играть. Играл часов десять, а кончил проигрышем. Когда счастье переменялось - всё расскажу, когда приеду. Я хочу сделать сегодня последнюю пробу ...

… Употреблю последние усилия. Я хочу, чтобы все мои дела были успешными; я могу только рисковать. ну что-то скажет последняя сегодняшняя проба. Поскорей бы уж ...

... PS Подробностей сколько выиграл, сколько проиграл не пишу; всё расскажу при свидании. Одним словом, покамест плохо…

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Гомбур. Понедельник 20 мая 1867 г., 10 часов утра.)

... и я решил написать тебе послание, чтобы ты прислала мне денег на выезд. Они продают или задают. Здесь все ужасно, что есть в игорном городе. Есть только темные и промышляющие вещи. Он купил у меня часы, с цепочкой (стоил мне 125 руб. По крайней цене) и дал мне всего 65 гульденов, то есть 43 талера, то есть почти в 2,5 раза меньше. Чтобы он мне дал отдачу, разумеется с процентом. И вы поймали сейчас часы. Затем у меня останется 16 фридрихсдоров. Я отыграл их тем, не давал себе увлекаться. Это даёт мне определенную надежду. Но боюсь, боюсь. Что-то скажет сегодняшний день…

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Гомбур. Вторник 21 мая 1867 г., 10 часов утра.)

Я был в ужасе. Я хочу, чтобы я получил письмо. У меня ноги подкосились ...

… Я ходил по саду, весь дрожа; наконец, пошёл на рулетку и всё проиграл. Я говорил, пусть, пусть. Наконец, два часа в парке, Бог знает куда зашёл; я понимал всю мою беспомощность; Я не буду от тебя писать письма. А с чем? Опять заложить часы ...

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Гомбур. Среда 22 мая 1867 г., 10 часов утра.)

... и я хочу сказать, что у меня есть все. У меня уже есть опыт, чтобы я мог играть на хладнокровно, спокойно и с расчетами, так что нет никакой возможности проиграть! Клянусь тебе, возможности даже нет! Слепой случай, следственно, у меня перед ними шанс. Но что обыкновенно бывало? Я выглядел как один из карманов, садился на одного человека. Через четверть часа, обыкновенно (всегда) я выигрываю вдвое. Чтобы я мог быть спокойным и приятным, я должен быть спокойным и хладнокровным. Снова к игре. Чтобы ты проиграл? Это будет мой последний день в Гомбурге, что завтра уеду, а следственно, мне нельзя выжить у рулетки. Я хочу, чтобы изо всех сил, чтобы выиграть сколько угодно, нужно больше, чтобы у меня были нервы, нервные раздражения, я рисковал, сердился, ставил без расчетов, и проигрывал (потому что кто играет без расчёту, на случай, тот безумец) ... как нельзя было выжидать у рулетки. Я хочу, чтобы изо всех сил, чтобы выиграть сколько угодно, нужно больше, чтобы у меня были нервы, нервные раздражения, я рисковал, сердился, ставил без расчетов, и проигрывал (потому что кто играет без расчёту, на случай, тот безумец) ... как нельзя было выжидать у рулетки. Я хочу, чтобы изо всех сил, чтобы выиграть сколько угодно, нужно больше, чтобы у меня были нервы, нервные раздражения, я рисковал, сердился, ставил без расчетов, и проигрывал (потому что кто играет без расчёту, на случай, тот безумец) ...

… Отправив тебе письма, с просьбой выслать деньги, я пошёл в игорную залу; двадцать гульденов (на всякий случай), и я рискнул на десять гульденов. Я должен был выиграть тридцать золотых фридрихсоров, то есть 300 гульденов. Я был так рад и так страшно, что мне нужно все, что нужно, чтобы выиграть, и я собираюсь сделать ставку на рулетку. копейки, то осталось всего два гульдена на табак ...

Играя помаленьку, каждый день, возможности не выиграть, это верно, верно, двадцать опытов были со временем, и вот, это наверно, я выезжаю из Гомбурга с проигрышем; Я бы, наверно, всё отыграл. Я буду играть не буду! ..

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Гомбур. 24 мая 1867 г. 10 часов утра.)

... Аня, милая, друг мой, жена моя, прости меня, не называй меня подлецом! Я сделал преступление, что ты мне прислала. Я буду теперь смотреть на тебя. Что ты скажешь, что подумаешь обо мне? Один твой суд мне и страшен! Ты теперь меня уважать! А что и любовь без уважения! Ведь это был наш брак поколебался. О, друг мой, не вини меня окончательно! ..… Приходя в этот поезд в Гомбурге и проиграв слишком 1000 франков, до 350 руб.! Это преступление!

... Да что теперь оправдываться. Теперь поскорей к тебе. Присылай скорей, сию минуту денег на выезд, - хотя бы были последние. Не могу здесь сидеть. К тебе, к тебе скорее, обнять тебя ...

… Десять империалов, то есть 90 с чем-то гульденов, чтобы только расплатиться и доехать. Сегодня пятница, в воскресенье и в тот же день во Франкфурте, и в воскресенье, и в понедельник у тебя.

Чтобы я и эти проиграл. Не оскорбляй меня до такой степени! Не думай обо мне так низко. Ведь и я человек! Человека. Я не собираюсь доверять мне. Я не приеду - убьёт меня. Честное тебе слово даю, несмотря ни на что…

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Воскресенье 6 октября 1867 года. Саксонский лес. 7,5 часов вечера.)

Аня, милая, я хуже чем скот! Вчера к десяти часам вечера был в чистом выигрыше 1300 фр. Сегодня - ни копейки. Всё! Всё проиграл! Отель Des Bains не разбудил, как я приказывал, чтобы ехать за 11 часов в Женеву. Я проспал до половины двенадцатого. Нечего было делать, надо было отправляться в 5 часов, я пошёл в 2 часа на рулетку и - всё, всё проиграл…

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Саксонский лес. Воскресенье 17 ноября 1867 г.)

... - Ах голубчик, не надо меня и пускать к рулетке! Как только проснулся - сердце замирает, руки-ноги дрожат и холодеют. Рулетка до 5 часов. (Я думал, что до четырёх). Стало быть, час оставался. Я побежал. С первых ставок спустил 50 франков, потом вдруг поднялся, не знаю насколько, не считал; затем пошёл страшный проигрыш; почти до последков. Все мои 125 франков и, кроме того, выигрыши на 110. Всего у меня теперь 235 франков. Я был слишком раздосадован. 200 лет. Я буду играть в благоразумнейшим образом, клянусь тебе. Прибыв к выигрышу,

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Саксонский лес. Понедельник 18 ноября 1867 г.)

… Аня, милая, бесценная моя, я всё проиграл, всё, всё! О, ангел мой, не печалься и не беспокойся! Буду уверена, что теперь настанет, наконец, время, когда я буду рада тебе, и я не буду больше тебя обкрадывать, как скверный, гнусный вор! Теперь я надеюсь на это! Будь уверен, что я достиг цели и заслужил твоё уважение. Никогда, я никогда не буду больше играть ...

А я, мой ангел-спаситель: пришли мне, чтобы расплатиться в отеле, 50 франков. Если вы будете в среду, рано утром или завтра, во вторник, вечером, когда вы будете в среду вечером и в четверг, утром или в 6 часов вечера, буду у вас.

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Саксонский лес. Суббота 4 ноября 1868 г.)

… Милый мой ангел Ньютя, я все больше и больше проигрывал. Боже, которого я так мучаю. Прости Аня, я тебе жизнь отравил! ..

… Пришли мне как можно больше денег. Не для игр.

... Ангел мой, пришли 100 фр. У тебя останется 20 или меньше. Только бы мне поскорее к тебе!

… Не считай, Аня, мои требования 100 франков сумасшествием. Я не сумасшедший! И не сподличаю, не обману, не пойду играть. Я только для верности спрашиваю…

Ф.М. Достоевский - А.Г. Достоевской (Бейнс-Саксонская. 4-го апреля 9,5 часов вечера 1869 г.)

Это письмо ...

… Я пошёл играть в 8 часов - и всё проиграл! У меня теперь те же 50 сантимов. Друг мой! Пусть это будет моим последним и окончательным уроком, да, урок ужасен!

... - Не думай, о, не думай, мой ангел, что я из 100 франков, которые ты мне пришла, хоть один франк проиграл теперь!