January 28, 2021

ЕБС, ЕСИА и единый реестр населения: нас ждет цифровое рабство?

Сегодня на повестке дня толстый, довольно мутный и очень тяжелый для чтения Федеральный закон от 29.12.2020 №479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Я бы этот закон назвал: «О совершенствовании биометрической системы, аутентификации и идентификации физических лиц по голосу, отпечаткам пальцев и биоданным». Только в этом году введут еще и биометрию генного материала, его тоже можно будет сдавать. У ЦБ РФ была идея ввести биометрию отпечатков вен на ладонях, собирались с 2021 года запустить, пока не запустили. И этот федеральный закон – в развитие всего этого «хозяйства». Несмотря на всю его путанность, я скажу о нем пару слов.

Я знаю, что люди боятся биометрической системы. Да, у биометрии есть большие минусы, большие опасности неправильного ее применения. Но, говоря о развитии этих технологий и о том, что этот федеральный закон дополнительно предлагает, я хочу перепрыгнуть к плюсам. Кстати, вы проверьте мою информацию. То, что я сейчас скажу, работает, но я не знаю, так ли это во всех банках.

Буквально вчера моя жена поехала в банк, а сумочку забыла дома. Паспорта нет, ничего нет, даже права дома остались. Ее в банке обслужили без всяких вопросов. Ее идентифицировали по биометрии, все как положено. Этот федеральный закон позволяет делать эти вещи. По сути дела, паспорт с собой носить не надо.

Про планы цифровизации в РФ

Я об этом говорил еще несколько месяцев назад, потому что федеральный закон был подписан Путиным еще летом прошлого года. Эксперимент начался, по-моему, в августе 2020 года. И продлится он до конца 2021 года. Идея в том, что постепенно наши обычные бумажные паспорта будут заменены на электронные. Тоже получается стопроцентный, тотальный контроль. Но, с другой стороны, удобно: вместо удостоверения личности ты предъявляешь свой телефон.

Сейчас технологии развиваются таким образом, что, скорее всего, в ближайшем будущем паспорта будут полностью заменены нашей биометрией, в том числе отпечатками пальцев. Это уже делается в Китае, это начало делаться в других странах. Это, поверьте мне, очень быстро придет к нам. В этом отношении Россия опережает Западную Европу и США. Например, на кассе вы будете рассчитываться своим лицом.

Центробанк в этом году планирует запустить цифровую валюту. Это тоже довольно интересная «спецоперация». Посмотрим, куда это все выйдет. Скорее всего, это приведет нас к еще большему тотальному контролю и к привязке к банковской системе. Это приведет к тому, что наличное денежное обращение исчезнет. Уже появились первые страны в мире, которые решили отказаться от налички.

Про плюсы и минусы №479-ФЗ

Видите, я мечусь между плюсами и минусами. Если мы сможем выстроить систему управления странами и континентами таким образом, что власть имущие не будут использовать все это для превращения человека в раба, тогда мы сможем добиться того, чтобы эта система работала нам во благо. Например, ты приходишь в магазин, на кассе на тебя камеру направили – оплата прошла, приехал в аэропорт, прислонил палец и все, прошел регистрацию, не надо никаких бумажек с собой носить.

Нравится нам это или нет, но мы с космической скоростью движемся в эту сторону. Пока что вся эта биометрия не является обязательной. Более того, в этом федеральном законе законотворцы даже исключили положение, которое существовало раньше. Потому что в предыдущих федеральных законах, принятых года 3 назад, про ЕБС (единая биометрическая система) и ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации), в пояснительных записках речь шла о том, что если человек за 2-3 лет не сдал свою биометрию в эти системы, то его ограничат в количестве транзакций, в суммах, которыми он может владеть.

Вроде бы решили пока это не применять. Но, с другой стороны, мы все равно активно движемся в этом направлении. Например, я не раз говорил о законе, где налоговикам поручено в течение 2021 года сформировать единый реестр населения, и ваш доступ к этому реестру будет возможен только при условии, если ваша биометрия сдана и занесена в ЕБС и ЕСИА. Короче, пока это болтология, потому что я так и не добился того, чтобы моя биометрия (которую я сдавал несколько раз) попала в системы ЕБС и ЕСИА. Я ездил в МФЦ и через Госуслуги пробовал, но она пока есть только у банков, дальше пока не пошла, что-то у них до сих пор не заработало. Но мы точно движемся в этом направлении.

В №479-ФЗ впервые очень четко прописано положение: «Отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании». Слава богу, наконец появилось положение, что ни один банк, ни одна госконтора не может отказать вам в обслуживании, если у вас нет данных в ЕБС или в ЕСИА. Но в другом законе написано, что у вас не будет доступа к своим персональным данным в так называемом реестре населения Российской Федерации, который введут налоговики.

Тут есть и плюсы, и минусы. В №479-ФЗ написано очень много о том, как банки будут вас идентифицировать. Например, достаточно один раз пройти идентификацию в банке, и дальше при открытии новых счетов вам в банк являться не надо, вас могут идентифицировать на расстоянии. Я вам рассказываю то, что я сам делаю. Я звоню в банк, а они по голосу тут же идентифицируют. Биометрия голоса у меня сдана, перепроверена 100 раз. Да что там банк, в телефон заглядываешь, а он активируется по лицу. Так что в этом законе есть плюсы и есть минусы. Закон очень путанный, и на его разбор уйдет не один час.

«По требованию физического лица блокирует или уничтожает его биометрические персональные данные в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных»;

Видите, какая хитрость? Непросвещенный читатель может сказать: «О, я даю команду уничтожить мои данные». Но тут написано «в порядке». А когда я читаю тот порядок, там написано, что «если этого требуют государственные интересы или интересы спецслужб, то эти биометрические данные убираются из общего доступа, но для себя на всякий случай оставляем, пригодятся». Например, чтобы за человеком можно было следить, в том числе через цифровые камеры. В Москве в прошлом году поставили 65 тысяч новых камер с функцией распознавания лиц. Плюс еще появилась технология, которая может распознавать в маске и очках. Это мы у китайцев все лучшее передираем, с этим у нас тоже все хорошо. Поэтому, несмотря на то, что написано в этом федеральном законе, я не гарантирую, что вашу биометрию полностью удалят.

Или вот: «По мотивированному запросу федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области безопасности, государственной защиты, государственной охраны, внешней разведки, обезличивает, блокирует, удаляет, уничтожает биометрические персональные данные физических лиц, вносит иные изменения в сведения, содержащиеся в единой биометрической системе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также предоставляет доступ к указанным сведениям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для реализации указанными федеральными органами исполнительной власти своих полномочий». Если вы пошли работать в спецслужбы, то ваша биометрия может быть заблокирована, вычищена, вас как бы нигде нет.

Наверное, вы чувствуете, что я не в восторге от этого закона. Не потому, что закон плохой. Закон как раз более взвешенный, чем те, что были раньше. Этот закон вносит изменения в предыдущие законы. Я боюсь, что это будет очень криво применяться, и я боюсь, что это будет применяться против людей. Да, лично я научился это использовать с пользой для себя, для своей жены, она тоже всю биометрию сдала, но боюсь, что это может использоваться и против нас.

Но есть еще один хороший пункт. «Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной или муниципальной услуги». То есть если вы не сдадите эту замечательную биометрию, в правах вы ущемлены не будете. По крайней мере, пока. Но как это будет использоваться, мы не знаем. Пока для тех, кто сдал биометрию, есть некоторые преференции: к тебе как бы лучше относятся, не считают тебя террористом, экстремистом или отмывающим доходы, полученные преступным путем. Но это может использоваться и иначе.

Биометрия – это выгодно

Я сейчас процитирую вам положения, которые дают стимул банкам всех оцифровать, а потом на этом зарабатывать. Как это будет устроено? Уже создана единая биометрическая система. Этой единой биометрической системой будут пользоваться разные организации, и за пользование этой биометрической системой придется платить. Какие организации? Например, юридическая компания и нотариусы, которые занимаются сделками с недвижимостью, хотят вас проверить. Они зайдут в биометрическую систему, установят вашу личность. Будет много желающих, которые будут платить за использование этой биометрической системой.

«Методика расчета взимания платы за использование единой биометрической системы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации физических лиц на основе биометрических персональных данных, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

«До истечения одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона размер и порядок взимания оператором единой биометрической системы платы за использование единой биометрической системы, предусмотренные частью 24 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определяются в договорах между оператором единой биометрической системы и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями финансового рынка, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, нотариусами в соответствии с методикой расчета взимания платы за использование единой биометрической системы, если иное не предусмотрено федеральными законами».

Итак, я сдал свою биометрию, моей биометрией пользуется оператор; я прихожу к нотариусу, плачу ему деньги, нотариус часть этих денег отдает оператору, все, у оператора есть кусочек денег за то, что нотариус воспользовался моей биометрией. Или вы пришли в банк, а там вас убедили сдать биометрию. Вы ее сдали в банк, из банка она попала к оператору биометрической системы, а оператор заплатил банку за ваши персональные данные.

Таким образом, у банка появляется стимул подтягивать все население в эту биометрическую систему, чтобы на вас заработать. Благодаря этому федеральному закону, все это поставлено будет на коммерческие рельсы, и все у нас будет хорошо.

«В целях предоставления государственных и муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, многофункциональных центрах с использованием информационных технологий, предусмотренных частью 18 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Вывод

Это то, о чем я говорил: что паспорт теперь не особо-то и нужен. Личность можно установить или с помощью паспорта, или с помощью идентификации и аутентификации. В МФЦ моя биометрия тоже есть, я лично ездил, проверял, мы там все переустанавливали дважды. Все, я могу паспорт в госорганы не брать, вся биометрия сдана.

Итак, дамы и господа, я вам дал 1/20 или 1/30, если не меньше, из данного федерального закона. Кому интересно, читайте. Но на самом деле придется не только читать федеральный закон, но и брать те федеральные законы, в которые вносятся изменения, чтобы до конца с этим разобраться.

Понимаете, какая штука: чтобы о чем-то рассказывать, надо самому это попробовать, надо показать, как это работает. Я на своей шкуре и на примере своей жены знаю, как это работает изнутри. Поэтому я имею право это говорить. В этом есть и плюс, и минус: когда ты идешь по их правилам в первых рядах, появляются определенные преимущества, и в этом плюс. А минус в том, что может так случиться, что такие товарищи, как я, своими руками создают будущую систему цифрового рабства, участвуя во всей этой биометрии. Такое тоже может случиться.

Но я нашел себе, может быть, не очень веское, но, тем не менее, оправдание, что все равно это сделают, со мной или без меня. Но, так как я могу использовать это себе на пользу, так как это удобно, то ладно, буду использовать. Вот как я решил. Я абсолютно честно вам сказал, что я не рисуюсь, не пытаюсь как-то выкрутиться. Но меня также интересует, что вы обо всем этом думаете.

Спасибо, коллеги.

Ссылка на документы:

Федеральный закон от 29.12.2020 №479-ФЗ