February 11, 2020

Дружба.

Часть 3 из 3.

Алчность.

Мы решили продолжать майнить. Постепенно закупили с товарищем майором новое оборудование, сначала на выбитые деньги из сисадмина, потом на свои кровные. В то время капитализация цифровых активов вошла в пике, после роста биткоина до $20к. Оборудование много кто продавал за бесценок на панике обрушения "цифровой МММ". Локации наши стали понемногу пустеть, и мы с товарищем начали собирать свою новую ферму на одной из них.

Четвертый дата центр, который мы планировали запустить вместе с другом детства, он запустил без меня. Я как-то познакомил его с ребятами из сферы IT, они искали возможность развивать свою сеть майнинг отелей. Мы сделали им переуступку прав на схожий с нашими объект, и дружбан получил от них предложение, от которого не смог отказаться, на совместную работу, я остался неудел. Дружбан решил развивать сеть майнинг отелей с нашими конкурентами.

Крипта продолжала падать в цене, и сфера услуг под дата-центры для майнинга в московском регионе начала пустеть. Иркутская область, например, предлагала 1 рубль за киловатт/час и перетягивала крупных клиентов как магнит. Мы заморозили и закрыли сначала один центр, потом другой, и в итоге оставили одну локацию, где стояла наша ферма и фермы близких знакомых по себестоимости, чтобы хоть как-то покрывать издержки на содержание полупустых центров.

Дружбан детства, что делал нам помещения, уверено освоил переуступку прав на ненужные объекты, некогда выигранные на конкурсах под дата-центры. Он продавал их, перепрофилировал в стоянки, сервисы, квесты, и даже замутил в одном прикольный компьютерный клуб. Позже он делает переуступку прав одним из своих основных источников дохода.

Оказалось спрос на объекты недвижимости с дешевой арендой, которые он уверенно научился выигрывать, был высок, и дружбан перестал брать объекты под себя. Он выигрывал их за руб, а продавал за три. Схема стандартная и высокорентабельная. Чтобы поставить такую работу на поток он начал брать кредиты и займы, однако из-за инертности процесса, просрочки перед банками быстро загнали его в блэк лист. Оставалось занимать у физиков и под высокие проценты.

Дружбан занимал сначала у близкого круга лиц, в том числе и у меня. Брал быстрые деньги под 10% в месяц. Возвращал в срок, проценты платил исправно. Сначала он брал суммы не больше миллиона у каждого, и крутил в обороте всего пару объектов. Постепенно суммы выросли до трех и более миллионов рублей. Дружбан мало кого посвящал в схему, как он зарабатывает, впрочем, деньги возвращал, бывало, с небольшими задержками, но процент платил за каждый день пользования.

С течением времени задержки стали длиннее, проценты выше, а количество желающих вложиться под 150-200% годовых росло благодаря слухам и репутации честного человека. Мне схема понци была знакома, однако я был уверен, что это всего лишь этап в масштабировании его бизнеса и формировании собственного оборотного капитала. Все же я решил вытащить деньги. Я хорошо зарабатывал на его переуступках, и мне всегда перепадали выплаты одному из первых в его списке займодателей, но я точно знал, что если он мне не вернет долг, то дружба может треснуть.

Я часто рефлексировал на тему нашей дружбы. Мы знаем друг друга с 4х лет. Учились вместе в саду, школе, поступили в один институт. Жили лет до 20 в одном доме в соседних квартирах, почти одновременно подаренных нам родителями на 18 летия. Мы были как братья, не больше не меньше. Наверное, поэтому первый наш совместный бизнес, развивался интуитивно, быстро и успешно. Мне казалось, мы понимали друг друга, были честны друг перед другом и с легкостью решали любые проблемы. Конечно, мне ни один раз говорили, будешь строить бизнес с лучшим другом, потеряешь и то и другое.

Дружбан позвонил мне как-то и попросил снова в долг на очередную сделку. В разговоре была слышна спешка: скоро конкурс, давай я заеду, сделка очень быстрая, проценты очень большие. Я ему напомнил, что в его операциях более не участвую, но он только усилил напор. Мучил меня всю неделю: просил, умолял, звал каждый день на обед, не забывая напомнить, что ему очень нужны деньги на грядущую сделку. Я занял ему сначала 500 тр, потом еще 600 спустя неделю. Когда он приехал ко мне снова, чут-ли не со слезами на глазах и просьбой занять еще 500 буквально на 1 день, я понял, что уже пахнет жареным. Дружбан клялся, что эти деньги на лечение собаки, у которой операция на челюсти только стоит 200 кусков, а все деньги у него в оборотке, еще и теща в больницу попала, нету даже на покушать. Естественно, мне стало его жаль, пришлось снять с кредитки ему еще 500 тысяч.

Прошел месяц, потом второй, и, если в первом дружбан мне выплатил процент, который обещал со сделки, хоть и с задержкой. То во втором не вернул ни рубля, не вернул деньги, что брал на лечение собаки и "на покушать". В следующем месяце он мне признался, что сделки таки не было, а чиновники, которые содействовали ему в победах на конкурсах были все уволены одним днем. Конкурсы переносились на неопределенный срок. Пришла новая команда чиновников, она не отличалась от старой и, как я понимаю, сразу запросила очередной магарыч вперед за все те же конкурсы. Но побед по-прежнему не было. Зато были заимствованы и израсходованы огромные суммы, по моей оценке, около 50 млн рублей, на посредников, откаты старой команде, новой, проценты кредиторам и бог знает куда еще.

Мой друг детства попал в ситуацию, которую врагу не пожелаешь. С ним расторгли почти все договоры на объекты за неуплату аренды и коммуналки. Инвесторы, что открывали с ним бизнес на объектах и кредиторы требовали единовременных возвратов всех вложенных средств. Суды, разборки, бандиты стали для него ежедневными заботами. Дата центры я тоже потерял, поскольку они были на его объектах, а на них одним днем расторгли договоры и запустили новых арендаторов. Хорошо люди там оказались порядочными, и дали возможность нам забрать наше оборудование, имущество и майнинг фермы. А вот порядочность дружбана оказалась только тем, что я хотел в нем видеть. Всплыли многократные накрутки за комуналку, расходы на ремонты и еще куча обмана по отношению ко мне и прочим партнерам. Информация до сих пор не укладывается в голове. Дружбан тока руками разводит, со многим соглашается и пеняет на человеческую алчность, которая привела его к большим деньгам, а после к большим долгам.

Товарищ майор обрадовался, что смог забрать свою ферму в целости и сохранности, причем новые арендаторы подсказали ему более комфортное и дешевое место, нежели мы имели, туда он все и перевез. Теперь довольный как слон ждет момента, чтобы наконец продать намайненную крипту. Асики крутятся - биткоины мутятся.

Лучший мой друг детства потерял многих друзей, распродал все, что можно продать, и по-прежнему должен мне и толпе злых дядей столько денег, что большинству и за жизнь то заработать сложно.