August 8, 2018

Как разбилась мечта о телеке или почему телевидение will never be great again.

Я не позиционирую эту статью, как нечто уникальное и как никогда актуальное, ведь все, так или иначе, в 2018 году понимают, как устроено телевидение и на каких стандартах оно стоит. Тем не менее, мне посчастливилось посмотреть на закулисье одного канала, что отмело всякие сомнения по этому вопросу.

Челябинский мечтатель

Да, ёбана, я именно оттуда, из города, обросшего фантастическими историями, связанными с метеоритом, "Нашей Рашей" и экологией.

В детстве я очень любил гулять один, за исключением, разве что, возможности сгонять с одноклассником Валей на заброшенную (до сих пор) стройку, возведённую на улице Молодогвардейцев и измазать грязью очередную куртку, купленную на деньги моих скинувшихся бабушек. Ну и конечно же, [зловещий смех] пожечь какой-нибудь интересный мусор, вынесенный из дома или найденый на дороге. Как чудесно сгорал пластик, бумага, блоки спичек и старые микросхемы. И нет, социофобом я стал попозже, а гулял один, потому что любил поразмыслить о житейском в свои 7-9 лет, помечтать, как стану властелином мира с охуевшими сверхспособностями.

Так вот, к чему это всё. А к тому, что любимым мыслительным процессом в то время были воображаемые телепередачи, мол, вот иду я по дворам своего района и рассказываю зрителям, чё тут есть и исследую новые микрообласти, в которые раньше не загуливал. Этакий Дмитрий Крылов ("Непутёвые заметки") на минималках. Вообще это был даже целый комплекс передач, так сказать, монополия на контент, который, по моему мнению, должен был затмить "взлетевшего" тогда Малахова (ещё не ставшего пустым пиздаболом). Конечно, сейчас такая перспектива, как шляться по незнакомым дворам и мечтательно поглядывать по разъёбанным временем и похуизмом местной администрации хрущёвкам и детским площадкам с отдыхающими на них полубухими обрыганами вместо детей, не видится мне очень привлекательной.

Естественно, моя любовь к телеку была заслужена весьма хорошим на тот момент отечественным контентом, который буквально каждый сегодня вспоминает, как лучшее, что можно было смотреть хоть с семьёй, хоть с друзьями вечерком на диванчике. У только формировавшегося тогда отечественного телевидения задача была только одна: создать конкуренцию мировому медиа-рынку и делать круто. И делали. Развлекательный контент должен был развлекать, обучающий - обучать, информационно-новостной - информировать. Да, пропагандонство в духе "кровавый совок рухнул и теперь нам нечего жрать, но всё равно мы самые лучшие" было и тогда, но, во-первых, зритель мог переключить канал и позволить другой опрятно одетой тётке-ведущей промывать ему мозги другими идеями. Во-вторых, разнообразие контента было иным и можно было вообще не питаться говном из новостей и просто включить какой-нибудь "Зов джунглей" и мечтать, что твой сынок однажды примет там участие. Самым кайфовым "телевоспоминанием" для меня остаются наши с бабулей выходные по схеме: "Альф" - "Сам себе режиссёр" - "Зов джунглей" - "Комиссар Рэкс" - "Городок" - "Каламбур" - "Форд Боярд" - "Джентльмен шоу" - "Угадай мелодию" - "О, счастливчик!" - "О. С. П. студия" - (ВНЕЗАПНО!) "Фактор страха" (ох, как мы с бабулей обожали смотреть, на что способны люди ради бабла и победы). Не буду расписывать про каждый канал и про каждую передачу, а просто подведу маленький итог: в телек хотели все, потому что там слава и бабки.

Первый шаг

Спустя 8 лет я узнал о существовании в нашем городе учебного заведения, готовящего различных специалистов в области культуры: Челябинская государственная академия культуры и искусств (ЧГАКИ). Ох, какая это была радость, когда я нашёл на их сайте кафедру "Режиссуры кино и телевидения". "Всё, ёпты, буду режиссёром!" - решил я и подал документы. На тестовое задание я принёс снятый на мыльницу Canon A560 сюжет о бабушках, торгующих семечками на улице, в котором исследовал вопрос ответственности государства за то, что старики не чай дома попивают, а торгуют, чем могут. Если я найду этот ролик, обязательно его сюда прикреплю. Остросюжетный репортаж подарил мне бюджетное место и учёба на режиссёра началась.

Поскольку в Челябинске киностудий не было, то фактически название кафедры сокращалось до "Режиссуры ТВ", хотя формальное название продолжало заманивать доверчивых абитуриентов.

Воображаемые передачи про путешествия по родному городу к тому моменту уже были закрыты и нужны были идеи куда масштабнее. А, поскольку это был тот возраст, когда моча уже вовсю била в голову, то кроме баб, игр и сведения каждой заданной видео-работы к клоунадам, мало, что меня интересовало. Это, пожалуй, очень большая ошибка вузов - набирать 17-18-летних детей, не имеющих жизненного опыта, учиться режиссуре. Зашкаливающий максимализм и непринятие любой критики - вот краткое описание среднего студента подобной кафедры.

Да, все смеялись над шуточками в моих работах. Я мог даже самое серьёзное задание перевести в весёлое русло. Здесь можно подумать, мол, парень с чувством юмора, так почему бы не развиваться в этом направлении? С одной стороны, действительно, почему бы и нет? Но, с другой, это в итоге вывело меня к непониманию того, как должен строиться аудиовизуальный контент. Клоунады срабатывали даже на преподавателях, все веселились, но вылезать из этих клоунад и создавать нормальные работы в дальнейшем было трудно.

Уже потом, после выпуска, поработав и более-менее поняв медиа-рынок, я очень жалел и жалею до сих пор, что многие важные предметы воспринимал так легкомысленно.

С течением учебных лет встал вопрос о самостоятельном заработке и слезании с мамкиной шеи. Я начал изучать операторское мастерство и монтаж. Поскольку операторское мастерство в нашем ВУЗе ограничилось, по мнению нашего преподавателя из ВГИКа, знанием, как провожать идущего мимо человека поворотом камеры на штативе, искать обучающие материалы и референсы пришлось самостоятельно. А вот монтаж преподавали довольно годно. Моим первым серьёзным* заказчиком стал наш преподаватель монтажа на 4 курсе, для которого я монтировал аж за пять тыщ кулинарное шоу для местного макаронного гиганта.

  • *не включаю сюда свадьбы и дни рождения, которые приходилось снимать, будучи студентом. Долгий рассказ, которому можно посвятить другой лонгрид.

Естественно, 5 тыщ для человека, видевшего деньги только на картинке, были сундуком с золотом, и так я смонтировал несколько выпусков, пока нас с товарищем не пригласили снимать и монтировать эти шоу за меньшие деньги...

Но делать было нечего, даже на то бабло можно было неделю питаться в столовке и сводить очередную бабу в Киллфиш, готовую на всё после коктейля за 300 рублей. В общем, перспектива, как вы понимаете, была стрёмная и мысли о столице стали посещать меня довольно часто.

Муравейник

Летом 2014 года я отправил резюме в несколько столичных продакшн-студий и ежедневно обновлял хэдхантер в надежде на отклик. Это была неделя бабочек в животе от каждого нового уведомления о просмотре. Наконец, из одной студии мне позвонили и пригласили на собеседование. В общем, если не расписывать все подробности перелётов и общения с работодателем, меня взяли. Деньги, которые они мне платили, были не большие, но куда больше, чем за макаронное шоу. Это было место, о котором мне приятно вспоминать, место, которое подарило мне бесценный опыт, годное портфолио и хороших друзей.

Подробности работы в продакшнах опустим. Думаю, каждый, кто так или иначе связан с медиа-сферой, имеет представление, как устроены такие студии. Интереснее оказалась сама Москва, в которой всё было гораздо выше, то есть, дороже моих ожиданий. Представьте, что вы платили за проезд 18 рублей, а теперь платите 40 (в тот год). А все, кому я говорил об аренде квартиры хотя бы за 25 тысяч, крутили у виска. Это была, мягко говоря, жопа, доводившая до отчаяния, пока случай не дал мне возможность снять квартиру за МКАДом. Своё жильё... ах, эти наивные мысли человека, жившего раньше только с родителями и не видевшего цены за коммунальные услуги. Короче, медленными темпами, но столичная жизнь пошла. Со временем, дорога по 2 часа до работы и обратно вынудила переехать поближе к офису, а недостаток бабла - сменить работу.

Телек

В 2017 году я познакомился с людьми, которые набирали команду в продакшн при одном федеральном канале. Название канала я не буду упоминать, дабы не делать этим сукам рекламу. В прочем, его специфика ничем не отличается от любого другого канала, существующего на государственные деньги.

Перед нами стояла задача вывести канал на просторы интернета, стать микро-аналогом "Красного квадрата" и создавать хайповые современные ролики.

Замануха была стандартная для любой беспонтовой продакшн-студии: вам говорят о том, что там что-то будет или "вот мы тут пару крутых роликов сняли", а основная масса их портфолио - это невероятное говно, о котором вам ни в коем случае не скажут. Поэтому всегда проверяйте, куда вас зовут, заходите на их сайт, vimeo/youtube-канал и смотрите все работы, пройдите испытательный срок, поработав хотя бы пару недель.

Так вот, суть не в том, что контент оказался ниже моих ожиданий, а в том, что прийти в это место мне посчастливилось прямо перед выборами президента. Да, именно посчастливилось, потому что в любой другой период вряд ли я бы стал свидетелем и участником таких "потоков говн", которые лили на зрителя с эфиров этого канала.

Весьма иронично было наблюдать, как СМИ, освещавшие поливание лживым дерьмом Трампа годом ранее, стали точно так же поливать кандидата других взглядов в своей стране. Думаю, если вы смотрели телевизор зимой 2018 года, то будет не трудно догадаться, о ком речь (подсказка: нет, не Нэвэльный и не Собчак).

Нашей задачей в перерывах между просто отстойными роликами был монтаж тизеров документальных фильмов о кандидате и лживых вбросов о нём же на youtube (да, каналы этим тоже занимаются). Но дело даже не в этом. Это лишь симптом той болезни, которая заразила наше телевидение. Понятно, что люди с развитым критическим мышлением и просто способные выглянуть в окно, не будут вестись на эту чепуху. Дело в том, что пропагандистская составляющая стала доминирующей. Большая часть передач нашего детства давно уже закрыта или модифицирована в отупляющий контент. Проще скинуть образовательные передачи на канал "Культура", а по всем остальным каналам обсирать его, чтобы люди этот канал просто пролистывали.

Куда интереснее стало смотреть за тужащимися и щурящимися мошенниками из "Битвы экстрасенсов", задача которых – заставить твою жену тянуться к иррациональному и платить таинственной бабке, чтоб никакая злая тётя не сглазила вашего ребёночка, а, на всякий случай, ещё заказать оберег для кота.

Ваших детей больше не научат делать необычные игрушки в домашних условиях или разводить костёр в походе. Любые навыки ведь теперь можно прогуглить, например, стоя перед нападающим медведем в лесу. Зачем образовательный контент, когда надо выращивать потребителя. На кой показывать хорошее отечественное кино, когда можно наснимать вагон сиськопердильных комедий и только в Новый год показывать лёгкие советские фильмы, не мешающие процессу отупления.

Современное телевидение напоминает мне фильм "Боже благослови Америку", который в 2018 году больше не улыбает.

Но, естественно, многие из тех, кто считает, что достиг совершенства в критическом мышлении, прут за истиной в интернет, где 22-летний знаток жизни расскажет им, как же на самом деле надо жить и думать. На самом деле, критическое мышление в современном мире должно быть развито так, чтобы ставить под сомнение речь любой морды, старающейся промыть вам мозги. Следовательно, чтобы твоё чадо не стало представителем той или иной тупорылой идеи, разобраться в окружающем мире и истории этого мира предстоит сначала именно тебе, разгребая потоки говн и пробираясь к истине.

По итогу мы находимся в ситуации, которая, на первый взгляд, выглядит, как "просто нечего смотреть". Но всё тоньше. Современные войны ведутся за умы, потому что завладев умами, завладеть всем остальным будет уже намного проще. Промытые отдадут всё сами.

.