November 24, 2018

Что такое MVP и почему об этом должен знать каждый

В современном мире мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда создается «крутой» сервис или продукт ради самого факта создания, когда продумываются до мелочей все аспекты, кроме ключевых – кому это надо и как это монетизировать. На выходе получаем ненужный продукт, потраченные в пустую ресурсы и крушение надежд.

Чем же хорош MVP? Почему он так необходим?

Главное, что он позволяет - это проверить гипотезу максимально быстро и с минимальными затратами ресурсов. Получить обратную связь от потенциальных пользователей и либо усовершенствовать продукт, либо отбросить идею и перейти к следующей.

Порядок действий такой:

·        Есть идея/гипотеза и её нужно проверить.

·        Смотрим существующие прототипы или делаем свой.

·        Показываем его реальным пользователям и собираем данные.

·        Делаем выводы, улучшаем или переходим к новой идее.

Главное следовать правилу – одна идея/гипотеза – один MVP. Только так можно понять, что действительно должен содержать продукт, а что можно отбросить.

Таким образом MVP избавляет нас от предположений и позволяет оперировать фактами.

Понятно, что в чистом виде данный метод актуален скорее для стартапов, но вот вам пример из моей жизни.

Я только начал работать в строительстве. Компания была небольшая и специализировалась на постройке частных домов. Я занимался снабжением, логистикой и пробовался в продажах, так как имел опыт в смежных сферах. Договорились с шефом что я буду получать процент от приведенных клиентов на строительство дома.

И вот спустя некоторое время у меня появился клиент желающий построить два каркасных дома. Он прислал проект, пожелания по комплектации и отделке.  Так как для меня все было в новинку, я действовал, как заведено в компании – отдал проект архитектору на проверку, а тот должен был передать данные сметчице. На выходе я уже получал цену для клиента. На все про все должно было уйти 2-3 дня, что для заказчика было приемлемо.

Но все, конечно, пошло не так. Сначала архитектор был занят другими проектами, потом смета задержалась, так как сметчица «тоже вообще-то работает». Все попытки ускорить процесс блокировались директором, мол «не кипишуй, все будет ок». В итоге прошла неделя.

Когда я озвучил клиенту цену, то услышал лишь что это дорого и они уже заключают договор с другой компанией. Директор махнул рукой – «не хочет – не надо». Клиент был потерян. Я не получил свой процент.

Что же нужно было сделать? Человек четко показал, что он хочет и все что нам нужно было понять в первую очередь – проходим ли мы вообще по бюджету. В идеале в такой ситуации хорошо иметь скрипт для расчета, но для его подготовки нужно время. Здесь же необходимо было грубо оценить затраты, прибавить нормальную для компании маржу и выходить на разговор с клиентом. Пока клиент еще теплый – дожимать нашими преимуществами и возможно немного подвинуться в марже. Мы же упустили время и отдали клиента конкурентам.

Так вышло, что на том месте я проработал меньше года. Изменить систему не удалось, слишком закостенелый попался руководитель. Его устраивало, что в год он строит 5-7 домов и все держит под строгим личным контролем.  Мне это казалось глупостью. Зато после мне удалось поработать в компании, продающей более 200 домов в год, и да, у них был скрипт расчета и много других классных штук. А ключевая разница была именно в подходе к решению вопросов, в методике проверки идей и их реализации.

Так что подумайте, как вы можете применить эту информацию в своей деятельности и дерзайте!