November 10, 2018

Ма-Муре - бенефис Татьяны Пилецкой

Народной артистке России Татьяне Пилецкой в июле исполнилось 90 лет. На этот действительно крупный юбилей режиссёр Юркий Циркау в "Балтийском доме" создал бенефис - "Ма-Мурэ" по одноимённой пьесе Жана Сармана. Пикантность комедии в том, что в неё главное действующее лицо 106-летняя "матушка Мурэ", которая, как оказалось, совсем ещё не немощная старуха. Постановка получилась очень яркой.

Буду откровенен, я думал что спектакль будет скучным, как по содержанию, так и по форме. "Получится, наверняка, добротный качественный спектакль, но не более того", думал я. Но, "балтийскодомовская" постановка оказалась хорошим вином, неспешно, но уверенно раскрывающим свой вкус и букет, обладающим богатым продолжительным послевкусием.
2

"Боже, они опять всю труппу задействовали в спектакле", подумал я, почти сразу после начала. Просто толпы людей. Причём это не только массовка. но и ролей в спектакле около 30. Два народника, 7 заслуженных.
3

4

А когда ватагой пробежали, держась за верёвку, по сцене девочки в воздушных белых платьишках, это действительно стало напоминать рыночную площадь в базарный день.
5

Декорации могут быть минималистичными, креативными, а могут быть просто масштабными. Конечно, это не "задник" Мариинки, но тут и не опера, а драмтеатр. Да с большим реквизиторским цехом и мастерскими, которые и показали, что они могут сделать масштабно. Честное слово, когда для коротенького выступления хора девочек выкатили целую конструкцию на колёсиках, которая больше и не использовалась ни разу, я даже за беспокоился - зачем такой масштаб?
6

Но, постепенно калейдоскоп масштабного реквизита сложился в цельную картину. Просто это такой масштабный проект и все детали оказались к месту. Задумка режиссера и сценографиста состояла в том, чтобы красочно показать площадь во французском городке на которой готовятся провести праздник, а так же куда приехал передвижной цирк. И все эти караван-сараи, сделанные в натуральную величину, красиво выстроились на поворотном круге в ряд, служа то задником сцены, то выходя на передний план. Хорошо и красочно оформленные они создавали красочную картину позволяя демонстрировать действия сразу на нескольких уровнях.
7

8

И костюмы. Их тут много
9

самых разных...
10

Но, самой большой удачей я считаю внесение в постановку танцевальных и, даже немножко, цирковых номеров. Они проходили и как отдельные самостоятельные номера и нитью через классические сцены
11

12

Демонстрация цирка тоже была, в частности цирковым номером закончилось 1 действие и наступил антракт - очень эффектное решение.
13

Хорошее звуковое сопровождение. Правда, само качество звучания мне не очень понравилось.
14

Свет богатый, насыщенный. Использовали, наверно, все богатые технические возможности сцены.
15

16

Актёров масса, всех и не упомнишь, к сожалению, потому что играют они отлично.
17

18

19

"Ну, а Пилецкая, Пилецкая то что?! Её же бенефис!" Я намерено не начал с Татьяны Львовны (Людвиговны), так же как и поступил режиссёр в спектакле. Её роль не сразу появляется в пьесе, потом появившись снова уходит в тень на некоторое время и только потом действительно выходит на главную роль.
20

21

Я ранее не наблюдал игры Татьяны Пилецкой на сцене и даже до антракта не знал точно сколько ей лет. Знал, что только у неё солидный юбилей. И когда она в первых сценах появилась в чепчике на каталке, воспринял это как удачное нахождение режиссёром роли для неё.
22

Но, потом она сняла чепчик. покинула каталку. И когда я нагуглил в антракте цифру 90, то я обалдел. Да тут 70-ти не дашь - я не только про актёрскую игру. Я про быстроту движений, чёткость дикции и ясность ума и речи прежде всего.
23

24

Увы, я совсем немного не успел приехать в Москву посмотреть игру Владимира Зельдина. Иван Краско на сцене Комиссаржевки в свои 86 (на момент просмотра) двигается и играет тоже легко (см. "Утоли моя печали" - https://teletype.in/@2dar/83032.html), как и Алиса Фрейндлих (81), а вот Олега Басилашвили, увы, 82 года выдают (см. Дядюшкин сон - https://teletype.in/@2dar/73812.html). Впрочем, 65-летний Боярский чувствует себя на сцене не лучше (см. "Смешанные чувства" - https://teletype.in/@2dar/46924.html).
25

26

Татьяна Пилецкая прекрасна во всех отношениях.
27

В общем, итожа, получился прекрасный интересный спектакль с танцевальными и немного цирковыми номерами, отличными актерскими работами во главе, конечно, с Татьяной Пилецкой, рассчитанный преимущественно на женскую аудиторию от 12 и старше.
28

29