May 6, 2019

Выйти за "Железные двери"

"Железные двери" - спектакль Петра Шерешевского, в котором автором сценария является он сам. Сам написал пьесу, сам поставил. Уже относительно хорошо знакомый с творчеством этого режиссёра и, зная его сильные стороны и стиль адаптации пьес других авторов (как широко известных, так и не очень), было интересно посмотреть на результат, когда режиссёр ещё и сценарист. Однако, увиденное несколько отличалось от того, что я ожидал.

Пьеса начинается с чтения стихов главным героем. Это "Натюрморт" Бродского. К чему эти строки, сразу не совсем понятно. И потом тоже. Вообще, прочитав о спектакле уже после его просмотра, дома, я много интересного узнал. Оказывается, в постановке есть целый подтекст, богатый скрытый смысл. Это интересно. Вопрос только, почему я об этом узнал после спектакля, из Интернета, а не во время, в театре. Да, я много раз писал, что на многие спектакли зритель должен приходить подготовленным, но не думал, что и на "Железные двери" тоже. Я и сейчас так не считаю.
2

В целом, это довольно классическая по постановке семейная мелодрама. Ну, как семейная - Шерешевский постепенно, не торопясь развязал 9 сюжетных линий, судьбы 9 людей, переплетённых между собой. Треугольники, многоугольники, отцы и дети, оппозиционеры и чиновники. Смотрится довольно понятно, повествование линейное, логичное и интригующее. Интересное.
3

Очень хочется ввести термин "умеренный шерешевский" - такой феерии оригинальных, многослойных конструкций в постановочной части, мизансценах здесь нет. Вообще они присутствуют - те же шары вместо стульев, прежде всего, и прочее, но в гораздо меньшем масштабе, чем было, скажем, в "Киллере Джо", "Конформисте" или "Гамлете".
4

Музыка и музыкальные номера тоже используется очень умеренно, а полноценное музыкальное выступление вообще одно - Наталья Вишня исполнила шикарный номер, открыв им второе отделение после антракта. Отличное исполнение!
5

Это всё не минусы, а просто особенности, которые я отметил для себя. Хотелось бы мне видеть большего от Петра Шерешевского? Да, но он в своём праве использовать имеющиеся у него инструменты и методы в той или иной степени. Спектакль получился и так довольно интересным и интригующим, как по постановочной части, так и по сюжету.
6-7

Но всех этих скрытых смыслов, экзистенциальности, центральной оппозиции: человек-вещь, вечность и вещность я не увидел. Если автор хотел до меня, зрителя, это донести, то у него не получилось.
8

А вот второй смысл "железных дверей" и выхода из них, как обнажение героев, ментальное, так и физическое, я понял и оценил. Впрочем, откровенных тел, но не сцен у Шерешевского и в других спектаклях также не мало.
9

Продолжается правило приглашения сторонних актёров. На этот раз роль главного героя исполнил Всеволод Цурило, лично у меня прочно ассоциирующийся с ролью Павла Арнаутова в Ментовских войнах и их производных. Было интересно и приятно наблюдать его в другой роли. Играл отлично.
10

"Играли отлично" это уже традиция для КТ Малыщицкого - остальные роли тут исполняют штатные артисты, которых я успел запомнить и полюбить Надежда Черных (11}, Антон Ксенев (12), Олег Попков {13), Андрей Зарубин, Светлана Балыхина и Виктор Гахов.
11-12-13

Вот только Иланну Некрасову и Наталью Вишню не видел ранее. Тем интересней. Всем актерам громадное спасибо за очередное большое удовольствие.
14-15

Основная моя претензия к спектаклю (кроме того, что скрытый подтекст в нём не читается, но это нисколько не мешает просмотру), это то что в финале 8 из 9 сюжетных линий остались не закрытыми. Да и по главной сюжетной линии главгера тоже только намечено разрешение... Случится ли оно или пойдёт всё, как и прежде... не ясно.
16-17

Особенно не понятна линия героя Антона Ксенева - Васи. Создали очень сложный противоречивый и неясный образ и фактически его так и бросили.
18

Спектакль длинный, 3.30, завязали 9 сюжетов и практически ни на один из них не ответили. Как так? Кстати, спектакль не только длинный, но и затянутый - это моя не основная претензия. Опять же, уже можно констатировать, что небольшая затянутость в целом свойственна Петру Шерешевскому - и "Чайку" и "Гамлета" можно было бы подсократить чуток. Но, здесь чуть больше, чем "чуток" или хотя бы наметить развязку всех линий.
19

По системе оценки "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" получаются следующие оценки.
Сценарий - 8 из 10
Режиссура - 10 из 10
20

Актёры - 10 из 10
21-22

Свет - 6/6
Звук - 6/6
Декорации,реквизит - 6/6
23

Итого 7,67 средний балл и 9,6 долек окончательная оценка.
Отличная интересная постановка с неявным третьим смыслом.
24