February 8, 2020

872 дня включая 124 субботы

Традиционно 8 сентября и 27 января в Петербурге особо показывают спектакли рассказывающие о Блокаде Ленинграда. А я традиционно их смотрю. В этот раз в Театре "Суббота". Постановка с понятным, хоть и немного оригинальным названием "872 дня. Голоса Блокадного города" Всё же цифра 900 более известна в этом блокадном контексте. Режиссёр Татьяна Воронина взяла за основу "Блокадную книгу" и множество других дневников составив из них книгу блокадных голосов объёмом в 872 страницы.

Взять дневники и на основе их сделать рассказ - приём не новый и популярный. Два предыдущих просмотренных мной "блокадных" спектакля были ровно с такой же концепцией. И хотя режиссёр-постановщик Мария Пальницкая в своей "Блокаде" взяла за основу дневник Гали Зимницкой, но особенно не скрывала, что дневник был отредактирован и дополнен материалами из других источников. А "Гетакомба. Блокадный дневник" Яны Туминой, так тот просто является богато иллюстрированным дайджестом блокадных историй, хоть в основе и история архитектора Льва Ильина.
2

И постановку Ворониной хочется сравнивать именно с "Гетакомба", потому что это оба дайджеста со вкусом и стильно поставленные. Только в разных форматах - у Туминой большой широкоформатный журнал, у Ворониной книжка.

Татьяне Ворониной, наверное, было много сложнее использовать все средства художественной выразительности. Техническое оснащение и размер сцены у Театра на Литейном и в Субботе, мягко говоря, разное. Я писал уже в рубрике "Театр2ТочкиЗрения"; про особенности зала "Субботы" - он вытянутый и узкий, к тому же со столбами. Постановщики в этом спектакле решили проблему так - сделали прозрачный "стеклянный" куб. Точнее 2 стороны обращённые к зрителю прозрачные, третья зеркальная мимикрируя под стекло, ну и задник  - кирпич. Таким образом, зрители сидящим на первых местах (примерно с 1 по 10) всё происходящее видят. И даже колонны, задекорированное в чёрное кажется не мешают, а помогают.
3

Но, это только по началу кажутся. Всё равно мизансцены в целом ориентированы по центральной оси куба и актёры часто перекрываются колоннами, нарушается гармония. Но, тут уж никак иначе. Пожелаем Субботе новую современную и комфортную площадку - этот театр достоин самой лучшей.
4

В кубе 10 актёров играющих жителей блокадного города. Каждый по очереди рассказывают свою историю. Поставлено здорово - где то читают речитативом, где-то медленно. Слушать и смотреть интересно. Из озвученного были для меня новые и интересные моменты, но по какой-то причине некоторые важные моменты не прозвучали. Вот герой Юря Рябинкина, борется с самим собой:

"Какой я эгоист! Я очерствел, я... Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Позавчера лазал ложкой в кастрюлю Анфисы Николаевны, я украдкой таскал из спрятанных запасов на декаду масло и капусту, с жадностью смотрел, как мама делит кусочек конфетки (...) и Ирой, поднимаю ругань из-за каждого кусочка, крошки съестного... Кем я стал? Я чувствую, чтобы стать таким, как прежде, требуется надежда, уверенность, что я с семьей завтра или послезавтра эвакуируюсь, хватило бы для меня, но это не будет. Не будет эвакуации, и все же какая-то тайная надежда в глубине моей души. Если бы не она, я бы воровал, грабил, я не знаю, до чего дошел бы. Только до одного я бы не дошел – не изменил бы. Это я знаю твердо. А до всего остального... Больше не могу писать – застыла рука."

А этих слов не было - только небольшой фрагмент про конфеты. А сам трагический исход истории Юры? Тоже нет. Бесконечные очереди, бюрократия, литерные талоны спецпитания соседей по коммуналке, криминальные личности в подворотнях. Конечно, и без этого трагедий в рассказах была много. Но всё же мне именно в текстовой компоненте нерва не хватило.
5

Но, нерв у постановки был - обстановка, реквизит, актёры, свет, музыка добавили недостающих эммоций. Почему-то главной музыкальной темой выбрана "Сулико". С некоторых пор эта мелодия у меня прочно ассоциируется со Сталиным, который прямого отношения к Блокаде не имеет. И это удивляло и немного сбивало. Но, в целом музыкальное оформление хорошее. Более того, нерв спектакля создавало преимущественно оно, а не сами дневники.
6

По свету, кстати, было одно интересное решение. На переднее "стекло" спроецировали видеоизображение. То ли техника подвела, толи так и было задумано, но что показывали было не разобрать - видно, что нечто ч/б. Ну и явно, это не был чаплиновский Великий диктатор, а блокадная хроника. И это не важно - атмосферу и картинку этот эффект создавал. Более того, отражение объектива на поликарбонате напоминал рисунок разбитого пулей стекла. Если это было сделано специально, то сильный ход.

И концовка у спектакля отличная, как и сама идея 872 дня - 872 страницы.
7

Итак, по рейтингу "ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН" получаются следующие баллы:
Сценарий - 9 из 10
Режиссура - 10 из 10
Актёры - 10 из 10
Свет - 6 из 6
Звук - 6 из 6
Декорации и реквизит, костюмы, мизансцены - 6 баллов.

Итого 9,8 дольки малый ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН. "872 дня. Голоса Блокадного города" - выразительный сборник блокадных судеб.
8

"БлокАда" - ТЕатриК, реж. Мария Пальницкая 10,0 долек ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН  - https://teletype.in/@2dar/185244.html
"Гетакомба" Театр на Литейном, реж. Яна Тумина, 9,6 долек  - https://teletype.in/@2dar/169282.html
"Юра" ТП Точка, реж. Роман Каганович - https://teletype.in/@2dar/31237.html
"Парень из прошлого" ТЮЗ реж. Семён Серзин https://teletype.in/@2dar/49802.html