July 5, 2021

«УТЮГИ» У ИНТУРИСТА

Корреспондента «НГ» пытались купить вместо предложенного товара

Как только в столичной гостинице поселяются иностранцы, у дверей заведения появляются мелкие торговцы, на жаргоне — «утюги». Симпатичные мальчики, одетые во все фирменное, они пахнут одеколоном «Дракар». Торговец подходит к гостю Москвы и говорит:
— Ду ю вонт ту бай?.. (Не хотите, мол, купить?..)

У «Интуриста» ребята имеют около 50 долларов в день. Но раз на раз не приходится, сами понимаете — бизнес. Работа с 10 до 2 часов дня, потом с 5 до 11 вечера. В перерыве каждый занимается своими делами. Народ там разный, веселый. А чего бы им не повеселиться? У каждого своя байка есть на профессиональную тему. Вот что рассказал мне «утюг» со стажем: «Было мне лет 11, и работал я тогда «баблгамщиком» у «Космоса». Подхожу к сверстнику, юсу, и говорю: «Баблгам, плиз» — прошу, значит. А тот мне вырывает изо рта кусочек: «Плиз!».

Самое забавное это то, как они меняются:
— Я тебе бандан, джинсы, сто рублей, а ты мне рюкзак.
— Ты что, дурак, так замутился, не стоит рюкзак этого.
— Эй, я передумал.
Или еще так:
— Давай чейнджнёмся. Я тебе сникерсы, а ты мне казаки.
Казаки меняле были велики на четыре размера. Его друг внимательно посмотрел:
— Меняйся, но я с тобой рядом ходить не буду.
— Эй, давай обратно, я передумал.

За это место у «Интуриста», а оно очень очень прибыльное, платят по 20 гринов в месяц. Дань собирает регулярно большой человек, в больших слаксах и большой кожаной куртке — так его описывают «утюги». Деньги мало кто из них копит. В основном быстро спускают на кишки, на хавку родителям дают, в железку, в карты проигрывают, на хеш или шмаль тоже деньги нужны.

Профессия фарцовщика — не из легких и даже опасная. Дай-ка, думаю, я тоже продам чего-нибудь. Дал мне один из них, Панкрат, свой став: фуражка, матрешка и три знамени алых с золотыми звездами. Самое трудное для меня было найти настоящих Фирмачей. Подхожу я со ставом, культурно так спрашиваю по-английски, со своим спецшкольным произношением: «Простите, не желаете что-нибудь купить?». А иностранец в ответ: «Эту русскую девчурку я хочу купить». — И больно так за щеку ущипнул, гад. Но тут Панкрат популярно объяснил ему, что это не продается. Так я ни чего и не продала. Плохая из меня «утюжка» получилась. Да ладно, послушайте вот такой диалог.

Подходит к таксисту алорец. Таксист обрадовался, ясное дело:
— Поехали, поехали!
— Кванто? (Сколько?) — спрашивает итальянец.
— Кванто, кванто, сколько же это будет, маловато, наверное, — судооожно считает таксист.
— Кванто паге? (Сколько стоит?) — настырный такой клиент попался, все ему интересно.
— Ну, кванто паге, наверное, хватит — поехали, черт с тобой.
Словарь: алорец — итальянец, бандан — платок, баблгамшик — торговец жевательной оезинкой, грины — доллары, железка — азартная игра, замутиться — поменяться, казаки — сапоги, кишки — одежда, сникерсы — кооссовки, слаксы — джинсы, став — товар, хавка — еда, хеш — наркотики, чейнджнуться — поменяться", шмаль — наркотики, юс — американец.

Елена Сорокина "Независимая газета" 07.06.1991 г.